7 декабря 2018

Что осталось за кадром любимого советского кино

Что осталось за кадром любимого советского кино

Когда мы смотрим наши любимые советские комедии, героические драмы или нежные фильмы о любви, трудно представить, что за этими картинами лежат чьи-то драмы, обиды или даже простые бытовые конфликты. Что скрывает знаменитое советское кино?

"Испытание верности", 1954

Что осталось за кадром любимого советского кино


Звезда музыкальных комедий "Свинарка и пастух" и "Кубанские казаки" Марина Ладынина перестала сниматься в середине 50-х годов. Последней работой актрисы в кино стала мелодрама "Испытание верности", режиссером которой был ее муж Иван Пырьев. По иронии судьбы на съемках картины о любви и преданности между супругами произошел разлад, и сразу после выхода картины режиссер и актриса развелись. В отместку влиятельный Пырьев запретил коллегам приглашать Ладынину на съемки. По слухам, гнев режиссера задел и знаменитую Клару Румянову. Изначально Пырьев пригласил ее на главную роль в "Испытании", но Румянова посчитала картину приторной, а ухаживания женатого режиссера, который к тому же был старше выпускницы ВГИКа почти налет, не приняла. После этого Румянова не снималась в кино 6 лет, что связывали также с местью Пырьева.

"Д’Артаньян и три мушкетёра", 1978

Что осталось за кадром любимого советского кино


На роль Миледи была приглашена актриса Елена Соловей, но та отказалась из-за беременности — она ждала своего второго ребенка, сына. Маргарита Терехова, которую пригласили взамен Соловей, тоже оказалась в положении, но… ради участия в картине прервала беременность. Из-за этого актриса отказалась от съемок верхом и садилась на лошадь только в крупных планах.

"Бриллиантовая рука", 1969

Что осталось за кадром любимого советского кино


"Иностранный" язык контрабандистов, которые прячут бриллианты в гипсе Никулина, был выдуман прямо на площадке фильма. В частности, ругательство "мордюк" придумал сам режиссер Леонид Гайдай после ссоры с актрисой Нонной Мордюковой.

"12 стульев", 1971

Что осталось за кадром любимого советского кино


Знаменитый Киса Воробьянинов, актер Сергей Филиппов, на протяжении нескольких лет боролся со страшным заболеванием — раком головного мозга. Головные боли начали беспокоить актера перед съемками комедии "12 стульев", было решено заменить актера на Ростислава Плятта, но Филиппов настоял на своем участии в съемках. Он скончался в 1990 году. Тело актера пролежало в пустой квартире две недели.

"Андрей Рублёв", 1966

Что осталось за кадром любимого советского кино


Знаменитая работа Андрея Тарковского стала классикой мирового кинематографа, однако во время съемок "Рублева" режиссер попал под лавину критики: коллеги и журналисты обвиняли Тарковского в жестоком обращении с животными. Якобы на площадке в кадре была сожжена корова, зарезана лошадь, а другой конь сломал ноги в сцене падения со стены.
В свое оправдание режиссер утверждал, что лошадь в любом случае была обречена — ее взяли для съемок со скотобойни. А корова, по словам Тарковского, была накрыта огнеупорной тканью и не пострадала, но сотрудники съемочной группы утверждали обратное.
История с убийством животных ради искусства вызвала огромный скандал в кинематографе. Информация о сожжении живой коровы вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Например, для режиссера Киры Муратовой Тарковский после этого перестал существовать.

"Кавказская пленница", 1967

Что осталось за кадром любимого советского кино


Премьера знаменитой советской комедии была омрачена ссорой Леонида Гайдая и актера Евгения Моргунова. Бывалый из знаменитой троицы "поймал звезду" и устроил скандал на закрытом техническом просмотре "Пленницы". Он явился на показ в состоянии алкогольного опьянения и в компании выпивших девушек, а затем сыпал шутками и оскорблениями в адрес Гайдая с последнего ряда. Актера вывели, а режиссер перемонтировал ленту, вырезав все сцены с Моргуновым, какие было возможно. После этого Гайдай не работал с Моргуновым и не общался с ним до конца жизни.

"Земля Санникова", 1973

Что осталось за кадром любимого советского кино


Это кино тоже связано с конфликтом режиссера и актеров, только в этом случае под опалу артистов попали режиссеры — их было два. К созданию картины было решено привлечь дебютантов — Альберта Мкртчяна, за плечами которого был лишь один полнометражный фильм, и Леонида Попова. Против новичков взбунтовались главные актеры: Сергей Шакуров, Олег Даль, Владислав Дворжецкий и Георгий Вицин. Заговорщики требовали от "Мосфильма" снять со съемок непрофессионалов. Переговоры шли месяц и привели к тому, что зачинщик протеста Шакуров был снят с роли беглого каторжанина Губина (он все же успел сняться в паре эпизодов). Его заменил Юрий Назаров. Шакуров назвал Даля и Дворжецкого, которые остались в команде, предателями и перестал с ними общаться.

"Белое солнце пустыни", 1970

Что осталось за кадром любимого советского кино


Роль красноармейца Фёдора Сухова прославила актера Анатолия Кузнецова, но в картину он попал из-за трагедии другого артиста — Георгия Юматова, который был утвержден на главную роль изначально. Юматова исключили из картины за пьянство. Спустя всего неделю после начала съемок актер ушел в запой, его сильно избили, работать он не мог. Годом позже вышел фильм "Офицеры", который все же стал звездным часом Юматова, но тягу к спиртному актер не поборол. В 1994 году, пьяный, он застрелил из ружья дворника. В следующем году, в год 50-летия Победы, Юматов попал под амнистию как фронтовик, но сразу после тюрьмы актеру диагностировали аневризму брюшной аорты. Георгий Юматов умер в 1997 году от разрыва брюшной аорты.