28 ноября 2018

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей

Драма "Движение вверх" о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года стала самым кассовым фильмом в истории кинопроката России и СНГ. Это первая российская картина, заработавшая в прокате 2 миллиарда рублей: на нее было продано 6,5 миллиона билетов. БигПикча нашла фотографии и биографии реальных советских игроков, которые показаны в фильме, и сравнила их с исполнителями ролей.

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей

Исторические неточности в фильме

"Движение вверх" создано по мотивам одноименной книги Сергея Белова, олимпийского чемпиона 1972 года и одного из главных героев фильма. Поскольку картина художественная, многое в ней показано не так, как было на самом деле. Разумеется, во время Олимпиады в Мюнхене не было трехочковой зоны, а баскетболисты не могли делать броски сверху, повиснув на кольце. В СССР это считалось неуважением к сопернику, а в студенческой лиге США, с представителями которой играли советские баскетболисты, слэм-данки до 1976 года были запрещены правилами. Однако создатели картины объяснили, что без таких бросков она была бы недостаточно зрелищной, и они понимали, что столкнутся с критикой.

"Люди насмотрелись нарезок Майкла Джордана ужелет назад. Это трюковая составляющая игры, и на данном этапе 90% интереса — к ней. И мы не могли, несмотря на то, что у нас речь идет о 1972 годе, пренебрегать этим. Мы должны были сделать зрелище".
Режиссер Антон Мегердичев в эфире "Эха Москвы"

После теракта палестинских боевиков советская делегация не собиралась отказываться от участия в финале Игр, никто не готовил по этому поводу документов и не собирал пресс-конференций. Стоял вопрос о том, будет ли после случившегося продолжаться Олимпиада в целом, но решали это организаторы Игр и Международный олимпийский комитет, а не советские чиновники. Накал противостояния Гаранжина с чиновниками усилен, пресс-конференция, где новый тренер обещает обыграть США, выдумана, а интерес советских людей к баскетболу сильно преувеличен: в 1972 году в "Советском спорте" той победе посвятили лишь один небольшой материал, да и прямой трансляции из Мюнхена в стране не было.

Особенно недовольны фильмом остались вдовы тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова. Кондрашина рассказала, что обижена на создателей за то, что они не узнали у родственников героев, хотят ли они съемок, а только показали готовый сценарий, и он их не устроил: "В нем такие гадости были написаны, что я даже заболела после того, как его прочитала".

Тренеру команды создатели фильма сменили фамилию на Гаранжин, чтобы избежать конфронтации с родственниками покойного Владимира Петровича Кондрашина. "Я подписала документ, что не хочу, чтобы в фильме использовали нашу фамилию. Думаю, сам Петрович был бы против этого. Когда он уходил из жизни, он меня попросил: "Никаких книг про меня не пиши, и никаких фильмов чтобы не снимали". Он как предчувствовал, что если уж поставят, то напишут такое… Или же он понимал, что если написать всю правду, то не будет интересно", — объяснила вдова великого тренера.

"Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово. Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью, — это победа в Мюнхене. Все остальное — не то. Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней".

Евгения Кондрашина

Несмотря на правки сценария, герой фильма ведет себя не как образцовый советский гражданин: не доверяя отечественной медицине, пытается вывезти больного сына на операцию в Австрию, а во время матча с Кубой на Олимпиаде находится не в себе и даже не следит за счетом.

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова (Белова)

Режиссер Антон Мегердичев рассказал, что общался со вдовами героев во время съемок и у него сложилось впечатление, что они "о чем-то договорились".

"Ни один человек, который делал "Движение вверх", не ставил себе целью обидеть и оскорбить… Наоборот, хотели возвысить и сделать героев из команды, и они шли до последнего, чтобы найти какой-то контакт. Мы позволяли себе менять время и место событий. Да, в 1972 году Александр Белов не был болен, но в 1974 году был. Когда вы делаете блокбастер, миф, легенду, сценарист обязан сконструировать историю, которая за два часа должна захватить, заставить плакать, смеяться, это жанр такой".

Все это не значит, что к созданию драмы подошли небрежно: съемочная группа консультировалась с оставшимися в живых игроками, их родственниками и детьми (правда, часть из них осталась недовольна), а победный матч Мегердичев посмотрел около 500 раз! На площадке работали не только артисты, но и настоящие баскетболисты, и каждый эпизод снимали дважды: со спортсменом и актером. На монтаже сцены соединялись, чтобы создать иллюзию, что в кадре работают люди, которые всю жизнь занимались баскетболом.
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Актеры Александр Ряполов и Кузьма Сапрыкин с прототипами их героев — Алжаном Жармухамедовым и Иваном Едешко

Ставить баскетбольные сцены помогал сын легендарного Сергея Белова Александр, он же редактировал сценарий там, где речь идет о тренерской работе. Вот как о работе с ним рассказывает Антон Мегердичев: "Каждый эпизод был написан мною словами, потом постановщик баскетбола Александр Белов, сын легендарного Сергея Белова, все это читал, говорил: "Что ты тут понаписал", и мы с ним придумывали это, как балет. Каждую связку баскетбольную мы снимали с шести камер, а потом в них вплетали те или иные реакции". Эта работа заняла больше месяца.
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


В кино сделан акцент всего на семи игроках и двух тренерах, но ребят в команде было двенадцать: №4 Анатолий Поливода, №5 Модестас Паулаускас, №6 Зураб Саканделидзе, №7 Алжан Жармухамедов, №8 Александр Болошев, №9 Иван Едешко, №10 Сергей Белов, №11 Михаил Коркия, №12 Иван Дворный, №13 Геннадий Вольнов, №14 Александр Белов, №15 Сергей Коваленко. Главный тренер — Владимир Кондрашин (в фильме он стал Гаранжиным), его помощник — Сергей Башкин.

Владимир Кондрашин, 1929-1999

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


По мнению знакомых с Кондрашиным людей, он был совсем не таким, как исполнитель его роли на экране.

"Особенно резали взгляд его нелюдимость, угрюмость, погруженность в себя. Порой интровертность Петровича приобретала и вовсе странные формы. Например, он мог промолчать весь минутный перерыв в игре! Никто никогда не знал элементарной информации организационного плана — когда тренировка, в котором часу автобус и т.д. Все ходили и спрашивали друг у друга — к Кондрашину лишний раз подходить не хотели…"

Сергей Белов о Кондрашине в книге "Движение вверх"
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


По фильму тренер не доверяет отечественной медицине и пытается вывезти больного сына на лечение в Австрию, а во время матча с Кубой ведет себя странно и не следит за счетом. Юрий Владимирович Кондрашин действительно был болен детским церебральным параличом, но Евгения Кондрашина рассказала журналистам, что их сыну не делали никаких операций и он на всю жизнь остался прикован к инвалидному креслу: в фильме же после победы сборной мальчик встает на ноги. По сюжету, тренер сначала копил деньги для операции, а потом сделал выбор между тем, чтобы отправить сына на лечение за границу, и помощью Александру Белову. Белова Кондрашин считал своим вторым сыном и до конца боролся, чтобы его спасти, но сам эпизод полностью выдуман.

"Я сказала: "Петрович в гробу перевернется, если я подпишу этот сценарий"".

Актер Владимир Машков

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Народный артист России и лауреат многих профессиональных премий в представлении не нуждается. Его работа понравилась Евгении Кондрашиной, даже несмотря на ее негативное отношение к фильму.

"Владимира Петровича Машков сыграл хорошо, я люблю этого актера, мне не противно было смотреть и даже приятно. Он, конечно, немножко не попал в образ, но это только самые близкие могут понять".

Сергей Белов, 1944-2013

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Сергей Александрович Белов был не просто лидером советской команды — он был настоящей суперзвездой мирового баскетбола. Его знают даже люди, далекие от спорта. У него был непростой, но лидерский характер и невероятная работоспособность. Достаточно сказать, что в этом матче Сергей Белов набралочков изна всю команду, это самый ценный игрок предыдущего чемпионата мира и автор книги "Движение вверх", по которой была снята картина. "Не знаешь, что делать с мячом, — отдай Сереге. Он знает", — говорит в фильме тренер.
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Кроме золота на Олимпиаде, Белов завоевал три бронзовые награды — в Мехико, Монреале и Москве, дважды стал чемпионом мира и четырежды — чемпионом Европы. В 1989 году уже в роли тренера он получил бронзу на чемпионате Европы, а затем серебро на чемпионатах мира в 1994 и 1998 году. Позже Белов был президентом клуба NEBL, главным тренером мужской студенческой сборной России на Универсиаде-2009 в Белграде (серебряные медали), возглавлял Федерацию баскетбола России. В 1980 году он зажигал огонь на Олимпийских играх в Москве, в 1991 году был признан лучшим среди игроков, выступавших за свои национальные сборные (без учета игроков НБА). Годом позже Сергей Белов стал первым неамериканцем, вошедшим в баскетбольный Зал славы.
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Сергей Александрович Белов умер на 70-м году жизни, 3 октября 2013 года в Перми. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с могилой тренера Александра Гомельского.

"Тот, кто научится побеждать соперников и побеждать обстоятельства, вполне способен задержаться на спортивной вершине на многие годы и добиться по-настоящему значимых спортивных результатов. Думаю, большинство профессиональных атлетов так и делают и имеют все основания быть довольными собой и получать благодарность своей страны и своих болельщиков. Но у них есть риск не попробовать самого главного в спорте. Это главное — победа над самим собой.
Множество раз, задыхаясь во время кросса, обливаясь потом под 150-килограммовой штангой, начиная очередную тысячу бросков, я задавал себе один и тот же вопрос. Еще более драматично он возникал после тяжелых игр, в которых соперники били меня жестоко и беспощадно — хотя и все равно проигрывали. Зачем? Зачем мне все это нужно? Почему именно я?

Правильно ответить на этот вопрос можно, лишь преодолев себя. И поняв, что истинная награда за годы тренировок и выступлений — это не гонорары, не признание публики, даже не олимпийские медали. Главная награда — это обретение свободы. Свободы от собственных страхов и комплексов, от мнения окружающих и сложившихся стереотипов. Свободы, которая дает непередаваемое чувство восторга и полета, гармонии, единения с богом и людьми. Свободы, ради одной которой и стоит жить на земле".

Сергей Белов в книге "Движение вверх"

Актер Кирилл Зайцев

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Кирилла Зайцева широкая публика знает по роли Казимира в фильме "Гоголь" и Федора Раскольникова в "Троцком". Интересно, что актер в фильме носил усы, хотя фирменным знаком Сергея Белова они стали уже после мюнхенской Олимпиады.

Когда шла подготовка к съемкам "Движения вверх", Зайцев работал в Рижском театре и сначала пришел на пробы на роль Модестаса Паулаускаса, потому что в Прибалтике искали актера с литовским акцентом. Сыграть Белова ему предложили уже позже — именно тогда Зайцев понял, что очень хочет поработать в этом проекте и начал тренироваться: "Даже если мне не выпадет честь сыграть Сергея Белова, я буду в хорошей физической форме".

Михаил Коркия, 1948-2004

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Михаил Шотаевич Коркия был одним из самых молодых в команде. Ему былогода, и он выступал в амплуа атакующего защитника в "Динамо" (Тбилиси). В сборной над ним взял шефство Зураб Саконелидзе, и они стали друзьями на всю жизнь. Коркия отлично защищался и в финальном матче доказал это еще раз. Кроме отменной защиты он аккуратно проявил себя в атаке — 4 подбора и 4 очка. Для быстрого резкого Коркия, который славился своим горячим темпераментом, было очень важно сыграть именно аккуратно, и он почти справился. Не сдержался лишь раз, когда ответил на жесткость со стороны американца Джимми Брюэра. Обоих удалили с площадки, и Михо сильно расстроился, но тренеры были довольны и даже сказали, что это один из лучших ходов, который Коркия мог сделать на площадке: Брюэр был сильнейшим в своей команде, так что размен был в пользу СССР. К тому же Брюэр играл и центра, и тяжелого форварда — его было труднее заменить, чем Коркия.

Михо был душой компании, и его все любили, но нередко подшучивали над ним. Вот что вспомнил Александр Болошев впоследствии:

"Вспоминается маленький, но очень смешной эпизод, который случился накануне Игр в Мюнхене в серпентарии — музее змей бразильского города Сан-Паулу. С каким чувством мы осматривали экспонаты этого заведения, думаю, догадаться не сложно. Искусные чучела гигантских питонов, шкуры пятиметровых анаконд, живые змеи, яд которых способен убить человека в одну секунду… Идем в полной тишине, кожей ощущая сильнейшее напряжение, повисшее в воздухе. И в этот момент Ваня Едешко, главный шутник в команде, чуть-чуть приотстав, провел рукой по голени Коркия и громко зашипел. Описать, что после этого произошло, у меня просто не хватает слов. Зато ужас, охвативший Мишу, заставил его в мгновение вспомнить весь грузинско-русский словарь мата, который он успел освоить в свои неполные тогда 25. Едешко досталось по полной программе, зато общий хохот снял напряжение до конца экскурсии".
Как настоящий горец, свою будущую жену Коркия украл, хотя ее родители были против брака. Баскетболист увез девушку в Ленинград к товарищу по команде Саше Белову и держал там до тех пор, пока будущие теща с тестем не сдались. Манана Коркия потом не скрывала, что кража состоялась при ее непосредственном участии и согласии. Супруги душа в душу прожили всю жизнь, у них было две дочери.

Коркия окончил Грузинский политехнический институт, год работал старшим тренером мужской команды "Динамо" сначала в Тбилиси, а затем в Москве. В 1984 году он вернулся в Грузию и сел в тюрьму за предпринимательскую деятельность. Освободился бывший баскетболист в 1987 году стараниями друзей и прежде всего Зураба Саканделидзе. Был совладельцем футбольной команды "Торпедо" (Кутаиси). В последнее время занимался бизнесом. Умер в 2004 году, через две недели после друга Зураба.

"Сако когда играл — режимил. А дальше грузинские дела. Каждый считает долгом с тобой вина выпить. Какой организм выдержит? После похорон Сако звоню в Тбилиси Мише Коркия, слышу убитый голос: "Потеряли мы друга…" — "Ты сам-то как?" — "Да ничего". Вскоре в Олимпийском комитете говорят: "Коркия скончался". Отвечаю: вы перепутали, умер Сако. С Мишей я три дня назад общался. "И Коркия тоже…" Сердце".

Алжан Жармухамедов в интервью "Спорт-Экспрессу"

Актер Отар Лорткипанидзе

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Лорткипанидзе — пятый слева. Для актера это первый фильм, и информации о нем в интернете пока немного. На его герое создатели фильма сделали больший акцент, чем на Зурабе Саканделидзе: он и сестру замуж выдавал, и родственников его показали. В целом грузинские актеры и съемки в горах придали фильму особую душевность.

Зураб Саканделидзе, 1945-2004

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Разыгрывающему защитнику тбилисского "Динамо" Зурабу Александровичу Саканделидзе былолет. Это был один из самых скоростных игроков за всю историю баскетбола: стометровку он бежал на уровне сборной страны по легкой атлетике. Сако, как называли его в команде, был дружелюбным, жизнелюбивым и при этом умным и серьезным парнем. Имел высшее техническое образование. В той олимпийской команде он был вторым разыгрывающим, но принес много пользы. К удивлению многих наблюдателей, Кондрашин выпустил его в стартовом составе, и в начале матча они вместе с Сергеем Беловым просто разорвали соперников. Кстати, последний фол был именно его.

После завершения карьеры игрока Саканделидзе четыре года тренировал тбилисскую команду, а затем легко нашел себя и в послеспортивной жизни. Химик по образованию, он в разные годы руководил крупными промышленными предприятиями Грузии, а в 1995 году стал владельцем чайной фабрики. В 2003 году от болезни почек умер его сын, и в 2004 году не стало и отца. Саканделидзе было всеголет. У него был цирроз, и он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить, хотя рядом были жена Мацаца, дочка Кэто, внуки. Умер на руках жены, не приходя в сознание. Его похоронили рядом с сыном на Верийском кладбище, на панихиде 12-тысячный Дворец спорта в Тбилиси был переполнен.

"Безусловно, одним из лидеров в сборной на протяжении ряда сезонов был Зураб Саканделидзе, Сако. Еще его называли "князь", причем не в насмешку, а с некоторым оттенком уважения и признания его своеобразного аристократизма. Зураб действительно обладал характером и манерами грузинского аристократа старой закваски — независимый (в этом мы с ним были похожи), с немалой долей апломба, самодостаточный. Было впечатление, что он, не сомневаясь, разделяет распространенное у грузин мнение об избранности их нации.
В команде Сако практически ни с кем не общался, а если общался, то "сквозь зубы". Поначалу эта заносчивость меня раздражала. Впрочем, как и всегда, профессионализм и главная цель — победа команды — брали верх над эмоциями, и на площадке у нас абсолютно не было проблем во взаимоотношениях. А позднее, в 1973-м, мы и вовсе чуть ли не стали с ним друзьями. На попойке по окончании чемпионата Европы мы с ним впервые за много лет разговорились и, так получилось, без лишних слов, по-мужски, выяснили, что относимся друг к другу с глубоким уважением. Сако сказал, что всегда ценил мой твердый характер, немногословие, надежность, игровые достоинства. Примерно тем же ответил ему и я.

Так, незадолго до завершения спортивной карьеры Саканделидзе я узнал, что имел в лице этого заносчивого грузина чуть ли не самого надежного товарища из всех, с кем меня сводила спортивная судьба".

Сергей Белов

Актер Иракли Микава

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Актер окончил Тбилисский театральный институт имени Руставели, а до "Движения вверх" снимался в сериалах "Керчь" и "Тифлис".

Алжан Жармухамедов, родился в 1944 году

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Мать Алжана Мусурбековича Жармухамедова была русской, отец казахом, но родился и начал карьеру он в Узбекистане, поэтому его считают своим сразу три государства. Это первый олимпийский чемпион и среди узбеков, и среди казахов. После окончания школы он два года работал на заводе и повредил пальцы, затем учился в Узбекском государственном институте физической культуры, играл за ташкентскую команду СКА. Потом был привлечен в сборную СССР и стал чемпионом Европы.

Жармухамедов дважды пытался перейти в алма-атинский "Буревестник", но его возвращали в Ташкент. Спор за талантливого баскетболиста между двумя республиками решила Москва: онлет выступал за ЦСКА. Закончил он в команде "Университет" (Ташкент) в 1981 году. Очень спокойный, надежный, грамотный центровой. Он действительно играл с большой близорукостью — минус"на ощупь", удивляя товарищей по команде, и одним из первых начал играть в линзах.
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


— После Олимпиады в Мюнхене пользовался контактными линзами. Их по спецзаказу вытачивали из оргстекла. Жесткие, неудобные — месяца полтора я привыкал, обливаясь слезами.
— На площадке выпадали?

— Постоянно. Как-то под щитом толкнули, линза выскочила. Я склонился над паркетом. Гомельский закричал: "Судья, стой!" Всей командой шарили по полу. Наконец протягивают. Несусь в раздевалку, чтоб промыть, быстро вставляю — и понимаю, что линза треснула. Видно, наступили. Деваться некуда — доигрываю так. Острые трещины натерли сетчатку.

Интервью Алжана Жармухамедова "Спорт-Экспрессу"

В 1973 году в багаже Жармухамедова нашли револьвер. Откуда он там взялся, до сих пор до конца неясно.

— Весной 1973-го сборная проводила турне по Америке. В Нью-Йорке нам предложили оставить вещи в офисе баскетбольной федерации, и мы укатили дальше — Перу, Панама, Коста-Рика. Через три недели на обратном пути похватали сумки — и в аэропорт. Свою даже не открывал, сразу сдал в багаж. А в Шереметьеве поняли, что будет тотальная проверка.
— По каким признакам?

— Таможенников и пограничников было гораздо больше, чем в обычные дни. Перед досмотром в урне обнаружили три пакета, перетянутых желтоватым пластырем. В одном пистолет "Беретта", в другом — патроны к нему, в третьем — гипертонические браслеты, которые в Союзе продавались на ура. Я не вез ничего запрещенного. Увидел, что меня встречают жена с сыном, и чуть ли не первым направился к таможеннику. Расстегиваю молнию на сумке — а там пистолет.

— Тоже "Беретта"?

— "Смит и Вессон" 22-го калибра. Тогда я не разбирался, потом узнал. Боже, что началось! Меня завели в отдельную комнату, примчался комитетчик, допрашивали до утра. Вывалили из пакетов "Беретту" с патронами: "Ваши?" — "Нет!" Вот здесь я обратил внимание на желтоватый пластырь. Накануне, когда сидел у доктора, в номер заглянул один игрок, взял целый рулон. Хотя в поездки мы брали с собой белый пластырь.

— Как проходил допрос?

— Интересно. Расспрашивают о турне, соперниках и как бы между прочим: "Какой калибр?" Снова серия отвлекающих вопросов, и вдруг: "Откуда патроны?" Всё в таком духе. Постоянно на слове пытались поймать. В военной прокуратуре, куда потом таскали, было то же самое. Говорю: да я бы уже сто раз спалился, если б действительно что-то знал!

Интервью Алжана Жармухамедова "Спорт-Экспрессу"

После окончания спортивной карьеры Жармухамедов пять лет работал тренером в Группе советских войск в Германии, затем был направлен в алма-атинский СКА на должность тренера спортивного клуба по пулевой стрельбе. Уйдя из большого спорта в 2002 году, Жармухамедов остался в Москве, тренировал мужскую и женскую команды Московского гуманитарного университета. Вместе с сыном Владиславом создал детско-юношеский баскетбольный клуб "Лаурус". Оба его сына стали профессиональными баскетболистами: младший Сергей даже вошел в штаб тренера Дэвида Блатта, а сейчас работает скаутом ЦСКА.
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Сейчас знаменитому баскетболистугода, и он до сих пор тренирует детей в московской школе №2107: "Чем дома сидеть, лучше буду учить ребят играть, пока здоровья и сил хватает. Если хотя бы сотню детей привлеку к баскетболу, привью им любовь, оторву от курения, алкоголя, наркотиков — уже будет хорошо".

Перед съемками "Движения вверх" Жармухамедов отправил СМС: "Сценарий домусолил. Довольно много неприятных моментов". Однако потом картина ему понравилась.

"Фильм интересный, увлекательный. Авторы, конечно, выдумали что-то от себя, но они имели на это право. Все-таки фильм художественный, а не документальный. Самое главное, что они смогли передать драматизм того финального матча. Моя супруга, с которой мы в кинозале сидели рядом, плакала. Я у нее спрашиваю: "Лариса, ты чего?лет же прошло". А она отвечает: "Я вернулась в тот день, в ту ночь, когда мы сидели дома и никак не могли узнать результат матча". Жены игроков перезванивались между собой, звонили на телевидение, на радио, но никто ничего не знал. Они так и провели всю ночь в ожидании. Мы тоже практически не спали. И только на следующий день, в час дня узнали, что мы чемпионы. Тогда и начали праздновать".

Исполнитель роли Александр Ряполов

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Ряполов не профессиональный актер, а баскетболист из Челябинска. Зато с прототипом своего героя Алжаном Жамухамедовым он был знаком еще до съемок — неудивительно, что роль удалась. "Он достаточно строгий к себе человек, и во мне тоже это присутствует. В нем есть принципиальность, и, мне кажется, в фильме она тоже показана. Человек, который имеет честь, доблесть и при этом восточную мудрость", — рассказал Ряполов.

Он попал на пробы случайно, как друг Александра Сергеевича Белова: актеры готовились к съемкам на баскетбольной площадке, Ряполов решил поиграть с ними и побросать штрафные. Там его увидел режиссер и предложил сняться в фильме, даже еще не зная, в какой именно роли (возможно, сыграло роль то, что двухметровые актеры — редкость и найти их непросто). Предполагалось, что Ряполов сыграет Коваленко, но потом травмировался актер, выбранный на роль Жармухамедова, и Мегердичев предложил Ряполову его место. Баскетболист удивлялся: "Как же он будет меня играть, он же светловолосый". Но спортсмен поменял прическу, сбросилкилограммов мышц, позанимался актерским мастерством с преподавателем. В фильме из него делали даже не русского казаха, а индейца — так его называет один из американцев, и об этом же напоминают детали одежды персонажа вроде куртки с бахромой.
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей Модестас Паулаускас, родился в 1945 году

Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


Капитаном команды и одним из опытнейших игроков был Модестас Феликсович Паулаускас. Он выступал на позиции легкого форварда, хотя был универсальным игроком: мог и забросить, и побороться на щите, и отдать передачу. В Литве баскетбол не просто игра, а настоящая религия. Хотя это не очень большая страна, в ней много великих баскетболистов, и Модестас Паулаускас среди них. Он стал третьим литовцем, получившим олимпийское золото (перед ним награды для страны завоевали волейболист и боксер.

Всю карьеру, с 1963 по 1976 год, Модестас провел в родном "Жальгирисе", позже год тренировал каунасский клуб. Он бронзовый призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира, четырехкратный чемпион Европы. В 1976 году на прощальный матч Паулаускаса приехала сборная СССР, а сам баскетболист сыграл по тайму за "Жальгирис" и сборную СССР. Такой чести могла удостоиться только настоящая звезда не только СССР, но и Европы.

В фильме Паулаускас показан антисоветчиком, намеренным сбежать за границу. На самом деле это собирательный образ, необходимый для конфликта, — реальный Паулаускас славился невероятной работоспособностью и фанатичной преданностью сборной. Он был лидером команды во второй половине 1960-х годов и одной из самых почитаемых фигур в родной Литве. Сам игрок не в обиде на вымысел: "Если бы было так, как было на самом деле, фильм мог бы получиться сухим".
Драма о победе советских баскетболистов на Олимпийских играх 1972 года заработала 2 миллиарда рублей


После завершения игровой карьеры Паулаускас работал с молодежными сборными Анголы, СССР и Литвы, преподавал на кафедре физического воспитания политехнического института в Каунасе. С 1993 года работал директором спортивной школы в городе Йонишкис и тренером одноименной баскетбольной команды из второго дивизиона Литвы. С 2005 года баскетболист дважды в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (К