Недалеко от метро Дмитровская работает зона креатива, нестандарта и творчества – дизайн-завод «Флакон».
История места, которое сейчас занимает “Флакон” началась в середине XIX века, когда здесь появился хрустально-стекольный завод по производству флаконов для духов. Инициаторами этой затеи стали два французских купца (Альфонс Ралле и Фредерик Дютфуа), которые в 1841 году приехали в Москву, а через два года основали парфюмерную фабрику “А. Ралле и Ко”. Надо сказать, что эта фабрика, по сути, стала первым полноценным производством парфюмерии в России. До французов были лишь какие-то кустарные мастерские.
Производство дорогой косметики из французского сырья быстро стало популярным. Фабрика расширилась и даже стала поставщиком Двора Его Императорского Величества. Всё это привело к тому, что хорошим духам нужна была соответствующая упаковка — свои флаконы. Дютфуа понял это, купил два гектара земли в Бутырской слободе и в 1865 году построил там хрустально-стекольный завод
Во время Великой Отечественной войны завод продолжал работу для нужд фронта. Территория пострадала от ударов авиабомб, но завод не останавливался. К прежнему мирному режиму завод имени Калинина вернулся в конце 1940-х.
В 70-ые годы его модернизировали. Однако по рассказам очевидцев, уже в 70-80-е было что-то не так. Целыми ящиками стояли на открытой территории новенькие пузырьки для духов, которые с удовольствием таскали окрестные дети. Возможно, продукция была не востребована, а может, так избавлялись от брака.
После 1991 года Хрустальный завод превратился в акционерное общество закрытого типа “Парфюмфлакон” и без государственной поддержки оказался на грани банкротства. Ситуацию спасла (правда, ненадолго) парфюмерная компания из Франции “Comptoir de Parfum”, которая объединилась с “Парфюмфлаконом”. Вместе они создали предприятие “Флакон: Москва-Париж”. Французы инвестировали в оживление завода около 5 миллионов долларов. Благодаря капитальному ремонту и денежным вложениям мощность завода должна была подняться до 90 миллионов хрустальных флаконов в год.
Продукцию поставляли на парфюмерные фабрики Москвы, во Францию, в другие российские города и в страны ближнего зарубежья. Но выйти в прибыль так и не удалось — в начале 2000-х годов завод закрылся окончательно
Помещения завода простаивали вплоть до 2005 года, пока у французских собственников их не выкупил за 10 миллионов долларов Николай Матушевский (предприниматель, который скупал и перестраивал территории промышленных предприятий). Сначала он хотел полностью изменить территорию завода и построить здесь деловой центр. Но наступил кризис 2008 года, который значительно упростил этот план. В итоге заменили инженерные сети, вывезли устаревшее оборудование, очистили территорию.
Территория завода в 2009 году. Фото: Flacon PR department
И в 2009 году состоялось открытие Дизайн-завода “Флакон”, который мы знаем. Особенность его была в том, что арендаторам дали возможность организовать помещения по своим дизайн-проектам, дали шанс пофантазировать и обустроить пространство на свой вкус. Собственно, так и родился известный девиз “Флакона” — “Творите, что хотите!”
Например, в 2014 году “Флакон” стал одной из площадок театрального фестиваля “Территория”, в 2015 здесь прошёл городской фестиваль “Завод дизайна”, в 2016 — конференция о городской культуре и инициативах “Делай саммит”. Также с 2015 года на территории “Флакона” каждое лето устраивают фестиваль “День Франции”. Этот год исключением не станет. На время фестиваля кластер превратится в самый настоящий французский квартал
Кстати, восьмилетний опыт дизайна-завода “Флакон” решили использовать и в других городах. В Челябинске по подобию “Флакона” планируют создать креативный кластер Svoboda2 на территории бывшего челябинского завода Оргстекла. Бывшую промзону хотят превратить в “город в городе”, где будут офисы, кафе, ивент-площадки, шоу-румы, коворкинги, дизайн-студии, архитектурные бюро и т.д. А дизайн-завод “Флакон” будет активно помогать в реализации этого проекта.
“Флакон” настолько популярен, что организаторы мероприятий порой “забивают” территорию чуть ли не на полгода вперёд. Например, на декабрь уже запланировал Рождественский базар “Вокзал”