О фильме "Кровь"

13 июня 2018

Не секрет, что жить в современном мире бывает опасно. Теракты, автомобильные и прочие техногенные катастрофы, землетрясения и другие природные бедствия, а также страшные заболевания, в том числе гемонкология, постоянно ставят перед докторами вопрос о необходимости переливания крови пациентам, находящимся на грани жизни и смерти.

Этот метод прекрасно зарекомендовал себя во многих ситуациях. Но откуда взять кровь в таких количествах, как это требуется? Ведь, согласно статистике, примерно полтора миллиона россиян в год нуждаются в манипуляции. Например, в Москве и области ежедневно используется более двух сотен литров крови.

Видя эту статистику и понимая необходимость проведения столь непростого лечения, мы понимаем, насколько важно донорство крови. Сегодня доноров стало в семнадцать раз больше, чем было в девяностые годы, но все равно недостаточно, чтобы обеспечить всех нуждающихся. Известно, что в Московской области кровь, которая используется, по большей части привозная. Более того, в последнее время вновь сократился поток людей, готовых отдать свой материал незнакомцам. Дело в законах, которые сократили количество получаемых ими льгот и оплат.

20 апреля каждого года в России проводится особый социальный праздник — Национальный день донора. Аналогичное событие отмечается и в других государствах, но выбираются разные даты. Сегодня мы поздравляем людей, которые хотя бы раз сдавали кровь для использования чужим человеком, врачей и других медицинских работников, занимающихся переливанием, разработкой новых техник и методик, контролем аппаратуры и так далее. На разных уровнях ведется обсуждение главных проблем донорства и происходит обмен опытом.

Дата праздника выбрана не случайно. Дело в том, что 20 апреля 1832 года петербургский доктор Андрей Мартынович Вольф впервые провел переливание крови, чтобы спасти жизнь женщине с акушерским кровотечением после родов. Первым донором стал ее супруг. Манипуляция прошла успешно.

Чтобы поднять интерес к вопросу донорства и объяснить необходимость взаимопомощи и взаимовыручки, без которых человек не может называться Человеком, пишется множество книг, снимаются фильмы и ток-шоу. Некоторое время назад талантливый молодой режиссер Магамед Казиев снял социальную трагикомедию «Кровь», которая была представлена на ведущих мировых кинофестивалях. Главную роль в ленте сыграла Ирина Егорова, актриса театра «Комедиантъ», автор книги «Рифы судьбы» и ряда других литературных произведений.

О фильме

Наш корреспондент побеседовал с Ириной о новой картине и ее проблематике.

Екатерина: Здравствуйте, Ирина. Видела фильм с Вашим участие «Кровь». Расскажите, как Вы получили эту роль? Как проходил кастинг? Подготовка к съемкам?

Ирина: Фильм «Кровь» снял молодой режиссер, дебютант Магамед Казиев. Он очень ревностно и трепетно относился ко всему, что делал. Кастингов было много, так как он крайне серьезно подошел к выбору и актеров, и команды в целом. На роль была нужна древняя старушка, но с очень бурным темпераментом, способная на неординарные поступки. Магамед долго примерялся, можно ли меня превратить в такую. Я ему по всем параметрам подходила. Оставалось лишь решить вопрос с «древностью». Поэтому старушку мы отдельно пробовали сделать на репетиции, проверяли, до какой степени меня можно пожамкать, чтобы мое лицо стало как печеное яблоко. Надо мной издевались, как могли. И в конце установили, что все-таки я смогу сыграть эту роль.

Екатерина: В чем главная идея картины?

Ирина: Фильм называется «Кровь», но в самом широком смысле этого слова, там ведутся очень бурные споры, чья кровь лучше. Кратко идея в том, что важно человеколюбие, а не выяснение, кто к какой расе или крови принадлежит. Мне кажется, сегодня это очень актуально.

Екатерина: Немного о сюжете. Какая в фильме завязка?

Ирина: Главная героиня истории, как я уже говорила, — бабушка. Она очень одинока. Даже собственный сын забыл про нее — не поздравил с юбилеем. Чувствуя себя покинутой и ненужной, старушка начинает всерьез задумываться о самоубийстве. Но тут по из новостей она узнает об автобусе, который попал в аварию. Пострадали дети, и им срочно нужно переливание крови. Тогда наша бабушка садится в автобус и мчится в больницу, надеясь помочь потерпевшим. Вместе с ней едут люди разных национальностей: африканский парень, молодой кавказец, крутой байкер-русофил, молодая и очень красивая девушка. Всю дорогу они спорят, чья кровь лучше.

Екатерина: Им удалось это выяснить, так сказать, прийти к консенсусу? Что было дальше?

Ирина: Нет. Автобус попал в небольшую аварию. Водитель вступил в спор с полицейским. Бабуля, понимая, что медлить нельзя, угоняет автобус. Она когда-то была водителем.

Екатерина: Автобус во время съемок стоял на движущейся платформе или Вы и правда сели за руль? Вы умеете водить пассажирский транспорт?

Ирина: Никакой платформы. Я действительно угоняла этот автобус, сама вела его, хотя никогда за рулем такого транспорта не сидела, у меня обычные права класса В.

Екатерина: Мы немного уклонились от темы, давайте вернемся к сюжету.

Ирина: Конечно. Далее автобус мчится вперед. Пассажиры недовольны. Они бурно обсуждают, что не хотят, чтобы их угоняли, так как все они (независимо от крови!!) ужасно торопятся. В конце концов, старушка начинает сердиться и всех высаживает, но напоследок успевает сказать, мол, вы тут спорили о своей крови, чья лучше, а в это время дети, которым нужна срочная помощь, переливание той самой крови, вынуждены ждать. В общем, бабушка оставила молодежь у дороги и уехала, вот только сдать кровь не смогла, не позволили из-за преклонного возраста. А тут еще в отделение пришел полицейский и задержал ее за угон. Но выяснив, почему она так поступила, не стал арестовывать, хотя бабушка хотела, чтобы ее отправили в тюрьму, где она не будет так одинока. В расстроенных чувствах, так как ничего не получилось, все старания оказались бессмысленны, героиня вернулась домой. Она вновь задумалась о самоубийстве, но в этот момент по телевизору передали, что история с детьми закончилась благополучно, так как целая группа людей сдала кровь. В сюжете показали попутчиков бабушки. Итог: неважно, у кого какая кровь, кто какой национальности, важно уметь отдавать что-то свое, чтобы другим стало лучше.

Екатерина: Очень интересно и жизненно. Что было самым приятным, а что самым трудным во время съемок?

Ирина: Съемки проходили очень интересно. Самым приятным было работать в команде. Очень азартно работал замечательный режиссер Магамед Казиев. Чудесная съемочная группа у него подобралась, так как выбирал он очень тщательно. Я получила большое удовольствие от процесса, потому что все было очень слажено, очень по-доброму, люди совершенно искренне вкладывали все свои таланты, все свои возможности в этот фильм. Ну а главную трудность представлял грим. Мне приходилось по несколько раз на дню снимать его и накладывать заново, потому что малейшая мимика сразу делала грим очевидно непригодным. И вот чуть что — меня перегримировали, опять морщили со страшной силой, но, тем не менее, несмотря на эти сложности, все удалось хорошо.

Екатерина: Как встретили картину критики?

Ирина: Фильм изначально планировался как фестивальный и действительно был представлен на нескольких международных фестивалях, в том числе в Каннах. Но там он был вне конкурсной программы, потому что короткий метр на конкурс не выдвигается. А на фестивале «Покров» в Киеве, это тоже очень большой фестиваль, Магамед получил премию за лучшую режиссуру, а я стала лучшей актрисой фестиваля, несмотря на то, что там были представлены и полнометражные фильмы, и фильмы во всех жанрах. Очень радостно, что нам с ним достались такие почетные и приятные награды.

Екатерина: Вы довольны, что приняли участие в съемках? Была ли от этого какая-то практическая польза?

Ирина: Я думаю, когда творческий порыв зовет, ему нужно следовать, что я и сделала. Что же касается «практической пользы» — это была с моей стороны акция благотворительная. Магамед — молодой режиссер и заранее предупредил, что никаких плат не предполагается, потому что он все делает на свои средства. Но деньги не главное. Я очень рада, что откликнулась на зов и получила очень приятный опыт, очень увлекательную актерскую работу и очень интересные творческие и человеческие контакты. Я думаю, это всегда полезно, и желаю всем, чтобы у каждого было побольше такого хорошего опыта.

Екатерина: Спасибо, Ирина, за беседу. Ну а читателям хочу напомнить, что Ирина Егорова не только актриса, но и писательница. На страницах ее сборника «Рифы судьбы» можно найти три рассказа о трех разных женщинах и их совсем не похожих друг на друга взглядах на жизнь и судьбах. Кстати, одна история посвящена театральному закулисью.

О фильме