20 января 2019

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

На всей Шестой части суши железные дороги развивались как единый организм. Одни стандарты колеи и габаритов, один парк локомотивов и вагонов, одни типы пассажирских мест и одна логика устройства - даже в большинстве постсоветских стран рельсовый транспорт не успел за 30 лет обособиться. Единственное исключение - вполне российский Сахалин.

Большую часть его железных дорог необычной для нас колеи 1067мм построила Япония, а положение на острове не требовало срочно переводить их под общесоветский стандарт. Постепенно, конечно, их самобытность всё равно уходит и скорее всего, окончательно исчезнет в ближайшую пару лет. Но я успел застать железнодорожный Сахалин таким.

Здесь я продолжу обе эти темы: помимо железных дорог, расскажу о прочем транспорте и туризме Соколиного острова

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Первая на Японских островах железная дорога связала Токио и Иокогаму в 1872 году. Поздновато по европейским меркам? А если вспомнить, что лишь тремя годами ранее Реставрация Мэйдзи положила конец Средневековью, а на гражданской войне Босин сторонникам императора противостояли самураи с катанами, в случае поражения делавшие себе харакири? Ещё десять лет спустя японцы уже строили железные дороги без привлечения иностранных специалистов, и фактически Япония в этом направлении не сильно отставала от России, где маховик железнодорожного строительства всерьёз раскуртился лишь в 1860-х годах. Более того, Россия по сей день не построила железные дороги на Камчатке, Колыме или Хабаровском Севере - для нас это всё слишком уж дальние периферии. Для японцев же завоёванное в 1905 году Карафуто (Южный Сахалин) стало незаменимым источником угля, леса и рыбы, и ведь всё это надо было как-то вывозить...
Отправной точкой железных дорог Сахалина стала Каидзука (Соловьёвка), ныне ничем не примечательная станция у северной оконечности Анивского залива. От неё в две стороны в 1906-08 годах разрослась первая на острове линия Тоёхара - Отомари (Южно-Сахалинск - Корсаков ), связавшая губернский город и ближайший к нему морской порт.
Вокзал Отомари:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Но на советском Сахалине пути обновлялись не раз, и ныне эти рельсы подпирают противолавинную галерею. На гористом тесном острове железные дороги богаты инженерными объектами:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

А вот из путейских построек с японских времён остались разве что какие-нибудь склады - ни водонапорных башен, ни депо непривычного облика я ни разу не видел на всём Сахалине (вроде бы что-то такое сохранилось в Поронайске). Дело в том, что в Тоёхаре депо было деревянным и каркасным!

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Построенные, по разным данным, то ли в 1914-м, то ли в 1941м, в любом случае это старейшие машины РЖД в постоянной эксплуатации:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Рядом - довольно пёстрый состав колеи 750мм, напоминающий, видать, о магистрали Оха - Ноглики. Весь он, включая локомотив 1988 года постройки - советский:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

...и вагон Киха-58 - не столь старинный, но тоже японский. В Стране восходящего солнца он работал в 1963-78 годах, а в 1993 году с партией из 28 поездов был подарен Сахалину. На Сахалине "Киха" работали до начала 2000-х, и я даже видел в интернете свежие фотографии из их салонов, которые теперь никак не могу нагуглить. Ещё такие работают в Таиланде, Мьянме и даже в самой Японии. Увы, я не догадался выстрелить по нему ультразумом - на замазанных табличках у верхних фар сохранились иероглифы:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Жутковатый немецкий МОП-10 (1949) - это летний вариант снегоочистителя, "мощный отвальный плуг", которым расчищались обвалы

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Дальше - ещё пара снегоочистителей. Японская "Вадзима" (1939):

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

...тепловоза ТГМ16, к которому мы ещё вернёмся:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Помимо "Киха58", в постсоветское время по Сахалину ходили ещё два дизель-поезда - А1 и Д2. Первый - ровесник "Киха", строился в Японии в 1960-61 годах... но исключительно по заказу СССР. Они отслужили своё ещё в 1980-е годы:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Другие примеры железнодорожной альтернативы в бывшем СССР - это Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и страны Прибалтики (особенно Эстония), активно развивающие железные дороги своим путём, и Западная Украина, где много непривычного, особенно в архитектуре вокзалов, осталось от Австро-Венгрии. Здесь же напоследок расскажу о другом транспорте Сахалина, который включает даже местные авиарейсы в Ноглики, Курильск и Южно-Курильск. Северо-Курильск же хоть и к Сахалинской области относится, а вертолёт и теплоход туда курсируют только с Камчатки. Однако может быть именно поэтому раз в неделю между Петропавловском-Камчатским и Южно-Сахалинском летает дотируемый рейс

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Первое свойство Сахалинского транспорта - он ужасен. Рейсов (кроме как из Южно-Сахалинска в Холмск, Корсаков, Долинск и Аниву) мало, цены пугают (на автобусах в среднем рублей 5 за километр), а главное - забитость. Подумывая взять билет на поезд в день отправления, я увидел "Мест нет" - то есть, не плацкартов нет, а просто ничего нет: ни купе, ни СВ, ни сидячки. На курильский теплоход билеты надо оформлять хотя бы за месяц, на ванинский паром занимать очередь с утра. В середине августа, то есть на пике Великого Отпускного исхода, даже на многие автобусы билет в день отправления не купишь. Вот например ПАЗик Оха - Ноглики во время стоянки:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Про автостоп на Сахалине я слышал разное. С одной стороны, общая коммуникабельность сахалинцев ему в плюс, но бездорожье - в минус. Кому-то везло, и они неделями ездили по острову весело и легко, мой опыт же строго обратный: подавляющее большинство машин либо едут недалеко, либо загружены до последнего кубосантиметра. Да и останавливаются в краю каторжан не сказать, чтоб охотно. Границы районов для нас пару раз и вовсе оказывались непреодолимы (в южном Новосёлове и северном Арги-Паги), и приходилось просить местных везти нас за деньги. Ну а совет: там, где чередуются асфальт и грунтовка, голосуйте с грунтовки - не портите кайф шофёру, дорвавшемуся до асфальта!

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Ну, а ещё по Сахалину можно ездить на джипе, байке или моторной лодке, сплавляться по рекам или ходить пешком (только бойтесь гадюку, клеща и медведя!). Область пытается развивать туризм, и хотя с гостиницами тут всё по-прежнему плохо, в красивых местах стоят вполне полезные инфостенды. Ещё активнее туризмом занимаются сами сахалинцы - тут огромное количество полуофициальных туроператоров и просто частных гидов, телефоны которых распространяются чуть ли не по методу сарафанного радио. С вами такие гиды могут по-человечески подружиться, а могут просто не захотеть с собой брать, но среди них много действительно интересных людей

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Автор VARANDEJ