"А сдались мне ваши пирамиды, построю я себе лучше мастабу" — сказал Шепсескаф и пошел из некрополя своей семьи в Гизе на юг.
Это интересная перспектива на строительство мастабы, а не пирамиды, которую выбрал Шепсескаф. Мастаба, предшественница пирамиды в архитектуре Древнего Египта, была платформой, на которой могли располагаться гробницы и храмы. Построенная Шепсескафом мастаба была огромной и внушительной сооружение, отличавшейся от типичных пирамид.
Такой выбор Шепсескафа можно рассматривать как попытку уйти от традиционного пути, выбрав более смелый и инновационный подход к мемориальному строительству. Это также могло быть попыткой установить новый стиль правления или символизировать свою уникальность среди фараонов.
Немного истории.
Интересно видеть, как политические и религиозные факторы переплетаются в правлении Шепсескафа. Его стремление укрепить свою личную власть и сдержать влияние жрецов Ра показывает сложную динамику сил в Древнем Египте.
Подобные меры, направленные на смягчение или контроль влияния жречества, не были необычными для фараонов того времени. Вопрос религиозной власти и влияния жречества часто определял политические решения и стабильность правления. Шепсескаф, предпринимая такие шаги, пытался балансировать интересы различных сил в обществе, сохраняя при этом свою собственную власть и авторитет.
Его решение опереться на жречество Птаха как альтернативы жречеству Ра отражает его стратегию диверсификации источников поддержки. Это также может свидетельствовать о его стремлении создать контрбаланс влиянию жречества Ра, что могло быть важным фактором для сохранения его личной власти и стабильности государства.
На фото: предположительно, бюст Шепсескафа [Музей изящных искусств. Бостон]. В разных источниках этот бюст относят к Менкаура или к Шепсескафу, что и неудивительно, так как фараоны IV династии имеют очень схожие черты.
Гробница Шепсескафа располагается в Южной Саккаре, межу Саккарой северной и Дахшуром. От мастабы, а лучше всего, с нее самой, видны пирамиды этих некрополей, а в хорошую погоду — и пирамиды Гизы. Арабское название заупокойного памятника известно как «Мастабат эль-Фараун», что значит «мастаба фараона». Египетское название звучит как Кебеху Шепсескаф («Шепсескаф чист»).
Фото: Franck Monnier
Первый, кто стал изучать мастабу Шепсескафа, был Д. Перринг в середине 19-го века.
Далее ее продолжил изучать К. Лепсиус в 1843 году, но не так пристально.
Первое исследование подземных частей структуры было проведено О. Мариеттом в 1858 году.
Более плотные раскопки были проведены уже в начале прошлого века Г. Жекье, о чем выпустил соответствующий отчет в 1928 году.
Длина сооружения ~100 м. (с севера на юг), ширина ~75 м. , высота 18 метров; стороны имеют наклон около 70°.
Одной из основных загадок, пока остающихся без объяснения, является удивительный внешний облик погребения Шепсескафа. По какой причине в этом случае была выбрана форма саркофага, а не пирамиды?
По мнению Жекье, новые архитектурные предпочтения объяснялись оппозицией по отношению к гелиопольской традиции. Распространение пирамид вместе с включением имени Ра в царский картуш при Четвертой династии подчеркивает огромное влияние солярного культа на власть монархов. Таким образом, новая форма постройки могла означать обособление царя от гелиопольского жречества.
10 рядов сore-blocks кладки — из красноватого известняка, очень сильно пострадавшего от эрозии по всему периметру сооружения. Такой же известняк был использован в соседней Красной пирамиде Снофру некоторым временем раньше. Из остатков и обломков облицовки у подножия можно сделать вывод, что мастаба была облицована красным гранитом (как пирамида Менкаура) и частично белым турским известняком (как другие пирамиды Гизы).
Вход в подземную систему камер расположена на северной стороне, как и у многих пирамид.
Проход с наклоном 23 ° ведет вниз под землю.
Нисходящий проход выводит в небольшой вестибюль.
Далее горизонтальный проход выводит нас к запорной системе, аналогичной, что была использована в пирамиде Хуфу.
Порткулисы необычно тонкие. Первая - 16 см толщиной, вторая и третья - около 25 см. Они опущены наполовину и держатся лишь на подпорках из камней.
После порткулис проход опять превращается в галерею, а перед входом в камеру высота вновь уменьшается до стандартной. Непонятно, чем это объяснимо, так как меняется уровень потолка. Ведь это это не поздняя доработка, а аутентичная конструкция.
Горизонтальный проход выходит в первую камеру. Камера расположена по оси запад-восток, перпендикулярно горизонтальному проходу.
Имеет двускатное перекрытие, стены сложены из больших гранитных блоков.
Плоскости стен обработаны плохо.
На многих блоках видны "боссы".
На западной стене имеется проход во вторую камеру. Проход стандартного размера. Необычно то, что он имеет небольшой уклон вверх.
Вторая камера по размерам практически равна первой и сложена из гранитных блоков. Перекрытие двускатное, но обработано под полукруглый свод, как в камере пирамиды Менкаура. Пол в обоих помещениях очень сильно "плавает", и никак не связан со стенами. Это очень заметно в некоторых местах, где пол провалился ниже уровня кладки стен.
На стенах в некоторых местах видны линии разметки уровня пола.
Массивная гранитная кладка.
Двускатный потолок, обработанный под полукруглый свод.
В первой камере из её юго-восточного угла выходит длинный тупиковый проход на юг.
Далее в проходе есть четыре одинаковых ниши по левой стороне, и одна в самом дальнем конце по правой. Вдоль потолка прохода имеются горизонтальные пазы непонятного назначения.
В первой нише по левой стороне коридора пробита дыра, в результате чего стало возможным увидеть упор гранитного блока перекрытия первой камеры.
Понять какая из камер была главной — не просто. Остатки разбитого саркофага находятся в первой камере.
Саркофаг, похоже, выполнен из серого кварцита. В камере валяются останки керосиновой лампы; её стеклянная часть аккуратно разбита и все осколки лежат нетронутыми.
Качество исполнения, судя по оставшимся фрагментам, отличнейшее.
Если бы саркофаг стоял во второй камере (как это бывает обычно в подобных сооружениях), его необходимо было бы тащить через узкий проход целым, а затем разбивать в первой камере. Это совершенно неоправданно, поскольку его можно было разбить и не вытаскивая! Так что он, скорее всего, так и стоял в первой камере. Непонятно, кому в голову могло прийти и разбить такой великолепный саркофаг.
В камере имеется гранитный блок прямоугольной формы квадратного сечения. Его размеры меньше сечения проходов и пробкой он служить не мог.
Остатки погребального комплекса сохранились на востоке от мастабы: фундамент погребального храма, стены из кирпича-сырца, остатки дороги и пр. Но сейчас это всё занесено песком.
Итак, немного странное решение Шепсескафа строить не пирамиду, а мастабу по тем же технологиям, какими пользовались его предшественники в Гизе, могло быть продиктовано различными причинами. Тем не менее, это грандиозное сооружение впечатляет не менее самих пирамид.
Комплекс пирамиды Пепи II из VI династии.
Стены у сооружения крутые...
...но по углу можно забраться на верх мастабы.
Отсюда прекрасный вид на Саккару, где виднеются пирамиды Джосера, Усеркафа, Унаса и др. И даже слева видны пирамиды Абусира.
А это вид с Красной пирамиды в Дахшуре на Южную Саккару, где мы и находимся.
За нами наблюдает египетская детвора.
Вид с мастабы на некрополь Дахшур.
Вот такое каменное сооружение у пирамиды Пепи II, а в проём видна мастаба.
Вид с мастабы на некрополь Дахшур и на остатки сооружений или дорог, погребенных под песком.
Ну и последняя. Не скажешь, что находишься на древнем строении.