19 июня 2017
321

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Северомуйский обход и Чертов мост

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Северомуйский обход и Чертов мост

Сооружение отдельных сложных инженерных сооружений порой определяет время пуска всего объекта. Так и произошло на БАМе, когда строительство тоннелей затянулось и для обеспечения открытия движения потребовалось возведение временных обходов. Они были сооружены, например, на время строительства Байкальского тоннеля и Мысовых тоннелей.

В первую очередь такие обходы, построенные по упрощенным условиям, позволяют открыть движение не ожидая завершения строительства сложных инженерных сооружений. Конечно, приходится мириться с тем, что такие обходы не могут полноценно компенсировать постоянный тоннель, но... Во-первых, уже можно отрапортовать партии и правительству и завершение строительства. Во-вторых, начать эксплуатировать железную дорогу. И, в третьих, получить все плюшки, полагающиеся по завершению строительства.


Первоначально предполагалось, что Северомуйский тоннель будет пущен в эксплуатацию в 1986-1987 году, и для открытия движения по временной схеме было принято решение построить временный обход. Но так получилось, что обходов было два...

Первый обход построили довольно быстро, с августа 1982 по март 1983 года. Он был чуть длиннее тоннеля (24,6 километра против 15 подземных), но с уклоном аж в сорок тысячных. Это значит, что на каждые сто метров перепад высоты был четыре метра. Для железной дороги это запредельная величина. В результате чего грузовые поезда расцепляли на несколько частей: тепловоз перевозил всего по нескольку вагонов. Пассажирское движение на обходе из соображений безопасности было вообще запрещено — от станции Ангаракан до станции Казанкан пассажиров по дороге, проложенной рядом с обходом, перевозили машинами-вахтовками. Сейчас рельсы с этого обхода сняты, но насыпь и грунтовка сохранились почти везде.

К 1985 году стало понятно, что сооружение Северомуйского тоннеля затягивается на неопределенный срок. Поэтому было принято решение о строительстве второго временного обхода, которое началось в ноябре 1985 года. Для уменьшения уклона до 18 тысячных пришлось очень сильно его удлинить, чтобы найти оптимальный маршрут. Теперь его длина стала 64 километра. Теперь обход петлял по долинам, переходя с перевала на перевал постепенно вбираясь наверх. По этому обходу уже разрешалось грузовое и пассажирское движение, однако скорость составов не превышала 20 км/ч.

На этом обходе было сооружено два петлевых тоннеля (2,14 км и 752 м). Движение по нему было открыто в 1989 году.

Для начала посмотрим на схему. Легенда на схеме представлена, так что все, думаю, понятно. Обратите внимание, что петлевой тоннель №2 проходит над Северомуйским тоннелем, а в петлевом тоннеле №1 поезд разворачивается на 180 градусов.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Кстати, второй тоннель на разных схемах называют третьим, так как первоначально было запроектировано именно три тоннеля. Но второй так и не построили — уже во время строительства нашли обходной вариант.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Свою поездку к Чертову мосту начинаю из Северомуйска. По дороге проезжаем под железнодорожным мостом. Он двухпутный — на нем находится основной путь БАМа и путь на 18-и тысячный обход. К сожалению даже на снимках высокого разрешения не очень понятно, где же начинался 40-а тысячный обход. (Фотки кликабельны)

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Северо-Муйский хребет. Молод и горяч нравом.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Это дренаж из штольни Северомуйского тоннеля.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Сверху один из бесчисленных мостов 18-и тысячного обхода. Опоры моста выглядят как табуретка. Снизу — Восточный портал тоннеля.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Рабочий поезд приближается к Восточному порталу со стороны станции Окусикан.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Слева вы можете рассмотреть три полки. Первая — автомобильная дорога. Вторая — 18-и тысячный обход, а третья, самая высокая — 40-а тысячный.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Мост 18-и тысячного обхода. Сверху, если присмотреться, можно увидеть столбы, которые стоят вдоль первого обхода.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Мост второго обхода. Он строился весьма капитально. Даже сейчас второй обход сохраняется в рабочем состоянии в качестве резерва. В том числе, он будет снова задействован при увлечении трафика на БАМе.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Слева видны столбы вдоль первого обхода. Двухпутный мост наверху — начало разъезда Перевал.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Погода испортилась в конец. Одинокий ВЛ65 на разъезде Перевал еле виден.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Волнуюсь, что Чертов мост будет в такой же пелене.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Выехали на насыпь первого обхода.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Очередной мост через какую-то долину.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Старые мосты на первом обходе. Первый обход был двухпутным. По соображениям безопасности автоблокировки там не было, т.к. из-за большого уклона на одном пути перегона разрешалось нахождение только одного поезда.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Наконец-то! Чертов мост!

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Был построен в 1986 году, но постоянное движение поездов началось в 1989 году.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Высота до 35 метров. Там бы на веревках полазить! Такую локацию можно сделать! Не забывайте кликать на фото, это офигенно!!!

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Расположен на характерных двухъярусных опорах.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Единственный в России мост такой конструкции.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Ах... Дальше начинается Петлевой тоннель №1. Про него говорят, что у него два портала: восточный и западный, но оба смотрят на север. Посмотрев карту наверху можно увидеть, что смотрят они не совсем на север. :)

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

В посте про тоннель было много комментариев на тему, а зачем тоннель нужен, раз есть обход. На этот вопрос нельзя ответить в лоб. Факторов много. Во-первых, обход — узкое бутылочное горлышко на всем БАМе. Кривые малого радиуса, необходимость расцеплять тяжеловесные поезда, высокая цена обслуживания и поддержания такого участка... Тоннель был нужен. И дело даже не в сокращении времени, хотя это важно, а в нормальной эксплуатации всего БАМа.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Идет мягкий пушистый снег... Вокруг полная тишина.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

С каким-то невероятным ощущением я иду по этому мосту...

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Сейчас грузового и пассажирского движения по обходу нет.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Только дважды в день проходит рабочий поезд.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Табуретка :)

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Удивительная конструкция.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Настоящая зима.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Мост немного раскачивался при прохождении по нему тяжёлых составов.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Говорят, что мост пользовался дурной славой у машинистов.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Прощальный взгляд на Чортов мост и едем обратно.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Погода чуть стала лучше.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

СМ-2 на разъезде Перевал. На одной табличке написано, что это станция. А на другой, висящей в двух метрах — разъезд.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

ВЛ65-019.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Снегоборьба в самом разгаре.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

СМ-2 выкинула снег из бункера и едет снова чистить пути.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Пока отогревался у дежурной чаем и вкуснейшим салом, спросил, долго ли будет работать СМ. Ответ был прост: «Пока все пути не почистит — никуда я ее не выпущу». А потом, чуть помолчав, добавляет: «Впрочем, путейцы, пока все стрелки мне не почистят, тоже никуда уйдут».

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Спускаемся с перевала в Северомуйск.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Когда-то по этой дороге пассажиров поезда перевозили вахтовками.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

Снова тот же самый мост.

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост

И станция Окусикан перед порталом. Далее был Северомуйский тоннель о котором описано в первом посте. На этом пока всё!
(с) RUSSOS

БАМ. От Северобайкальска до Северомуйска. Часть 2. Северомуйский обход и Чертов мост