В 14 веке практически весь цивилизованный мир был охвачен монструозной эпидемией чумы. Это была Вторая пандемия, прозванная в Европе "Черной Смертью". В ужасающих условиях трудились персонажи, известные как чумные доктора.
Давайте сразу уточним, что такое чума. Это инфекционное заболевание естественного происхождения. Чаще всего переносится грызунами и их блохами. Между людьми очень заразно и при отсутствии лечения имеет почти 100% смертность.
Что из себя представляла Европа 14 века? Вспомните все стереотипы про средневековье. Грязь, мрак и фанатичная вера в Господа. И простые люди и дворяне пренебрегали элементарной гигиеной, в силу чего имели сногсшибательный запах и часто страдали от паразитов. То есть, вшей и блох. Города (по нашим меркам) являли собой зловонные клоаки, кишащие крысами. Грызуны почти без опаски бегали по улицам, забегали в дома, питались и размножались. Конечно, были и относительно чистые города, но отсутствие канализации и скученность населения давали о себе знать.
Надо заметить, что первую половину 14 века европейцев мучил изменчивый климат. Урожай часто погибал то от засухи, то от холодных проливных дождей. Голод погубил много людей и подавил иммунитет живущих. Прибавив к этому постоянные войны, можно заметить значительную убыль населения.
Естественно, в таких условиях различные заболевания вереницей сменяли друг друга. Европа и так на тот момент страдала от проказы и оспы. Адекватных средств борьбы с ними не существовало, да и сами люди предпочитали молитвы лечению.
Появление бубонной чумы стало настоящим шоком для европейцев. Неведомая болезнь очень быстро распространялась, как казалось, даже сквозь стены, а заболевшие почти неизбежно умирали в муках за пару дней (не считая времени до появления бубонов). Суеверный и набожный народ сразу заговорил о небесной каре, а великие умы тех лет были как слепые котята, теряясь в догадках.
Средневековая медицина - тема обширная и столь же смехотворная, сколь страшная. О методах "врачевания" можно было бы написать отдельный пост. Но тут достаточно сказать, что тогдашние врачи имели весьма поверхностное предствление о природе заболеваний. Кроме того, сказывалась нехватка практики, возникшая от недоверия простолюдинов и подозрительного отношения церкви. Но чума встрясла всех. Всё оказалось сдвинуто со своих мест и медицина, наконец, зашевелилась в непроглядном мраке невежества.
Появились сотни тысяч изнывающих от заразы людей. И сотни тысяч трупов. Церковники уже были не в силах призвать людей к смирению на фоне повальной смертности. Миряне нуждались в помощи, оказать которую и пришли чумные доктора.
Одетые в чёрную робу, закрывающую всё тело, доктора носили причудливые маски с подобием птичьих клювов. Маска так же закрывала всё лицо, не считая глаз, а "клюв" был подобием респиратора. В него запихивали пахучие травки и пропитанные кусочки ткани, чтобы воспрепятствовать проникновению заразы. Многие тогда верили, что запах, более сильный, чем вонь больных и покойников может оградить от "моровых поветрий". Увы, это было не так.
Часто в руках чумного доктора можно было видеть щуп, с помощью которого он производил осмотр и касался пациентов. Нередко использовались матерчатые или кожаные перчатки. Но так как чумные доктора не только общались с больными, но и часто хоронили умерших, к которым боялись подходить родные, заболеваемость и смертность среди них была значительной.
Методы лечения соответствовали средневековым, но часто носили и экспериментальный характер (методом тыка, чего уж). Состоятельные люди могли позволить себе такие процедуры, как кровопускание, пиявок, припарки, вдыхание "ароматного" дыма, прижигание. Известный французский хирург Ги де Шолиак сам заболел чумой, но выжил. Обнаружив у себя симптомы, он оградился от окружающих и сам себя лечил. По меньшей мере неделю врач вскрывал собственные бубоны, выдавливал их содержимое и прижигал. Для этого требовалось огромное мужество, ведь бубоны это - распухшие лимфатическиие узлы, где размножается чумная палочка. В дальнейшем он применял этот метод к добровольцам с переменным успехом.
У врачей были постоянные трудности в общении с церковниками. Устойчивым было мнение, что если человек исцелился, то в этом заключалась помощь Господа, а если умер - ему не помог врач. Ещё проблемы создавали и сами пациенты. Существовала практика "аскетизма", когда верующие ограничивали себя во всех земных благах, а об омовении забывали вовсе. Тогда в порядке вещей было встретить человека столь же запущенного, как и вонючий бомж в метро. С той лишь разницей, что тогда чаще мочились не в штаны, а на улице.
Иногда хозяева крепостей и городов приглашали чумных докторов для оказания услуг. То есть, уборки тел умерших. Их уносили с улиц и из опустевших домой. Трупы часто не хоронили по обычаям, а бросали в реки или выгребные ямы. Доктора же могли рассчитывать не только на оплату от нанимателя, но и на откровенное мородёрство в жилищах, которые стояли брошенными, полные сокровищ, но никто не решался в них зайти. Ещё врачам в некоторых регионах (Германии, например) было положено бесплатно наливать в питейных заведениях. Правда, иногда это обращалось в пьяные дебоши. Трудная работа.
Вопреки расхожему мнению, церковь иногда осуждала чумных докторов, но на кострах их массово не жгли. И без них было кого жечь. А этих господ побаивались, не любили, но их работу никто больше делать не хотел.
Под масками часто скрывались образованные люди, пытавшиеся найти средство от мора. Но и в достатке было просто тех, которые о медицине ничего не знали, а занимались только уборкой трупов. К чумным докторам можно отнести известного предсказателя Мишеля Нострадамуса, который занимался поиском способов лечения чумы.