После 15 декабря 2016 года все адаптеры и корректоры ремней безопасности, которые сейчас родители используют для перевозки детей в автомобилях, окажутся в нашей стране вне закона.
Перевозить малышей можно будет только в автокреслах, а ребятишек постарше – до 12 лет и ростом меньше 150 см – на бустерах и пристёгнутыми штатными ремнями безопасности. Эта мера позволит снизить гибель и травматизм детей при ДТП. Пока же наши дети погибают на дорогах в 3 раза чаще, чем дети в странах Западной Европы, где требования к перевозке очень жёсткие. Какой опыт других стран мы могли бы взять на вооружение, чтобы навести порядок в этом вопросе?
Чтобы обеспечить максимальную безопасность детей в автомобилях, государству надо одновременно действовать в четырёх направлениях:
- создавать законодательную базу, которая обязывала бы производителей выпускать только такие автокресла, которые соответствуют принятым международным стандартам, продавцов – только ими торговать, а автовладельцев – только их покупать;
- принимать меры, которые бы подталкивали граждан соблюдать это законодательство;
- информировать население, за счёт чего и насколько повышается безопасность ребёнка, если его перевозить в правильном детском кресле;
- объяснять необходимость приобретения сертифицированных детских удерживающих устройств целевой аудитории: будущим родителям, детям в детских садах и школах…
Причём, как показал опыт других стран, четвёртое направление – самое важное. Оно приносит хорошие плоды даже при слабой законодательной базе. Но всё-таки лучших успехов добиваются те страны, которые работают по всем направлениям. При этом не важно, занялись они вопросом безопасной перевозки детей давно, как Швеция, США, Австралия.., или недавно, как Япония, Великобритания, Чехия, Хорватия…
Во многих странах детей уже возят в автомобилях только в специальных автокреслах, качественных и сертифицированных, которые на самом деле защитят ребёнка при возможной аварии. И устанавливают эти кресла правильно, например, для самых маленьких – так, чтобы ребёнок лежал лицом против хода движения. Для части россиян качественное детское автокресло – приобретение недешёвое. Но и в других странах живут не одни только богачи.
В Германии и Швеции, например, а также в некоторых штатах США действует система проката детских автокресел для семей с низким уровнем достатка. По сути – это помощь от государства. Вы можете за небольшую сумму взять кресло в аренду, а через 2–3 года, когда ребёнок из него вырастет, вернуть. В некоторых странах правительства попросили крупные торговые сети снизить торговую надбавку на детские автокресла и таким образом их удешевить. Сети пошли навстречу.
Тогда и мелкие торговцы были вынуждены последовать их примеру. Есть страны, где дорожная полиция, обнаружив, что ребёнок перевозится без автокресла, выписывает водителю штраф, но даёт ему возможность исправить ситуацию. Если водитель сразу же купит кресло и предъявит его полицейским, они аннулируют штраф. Потому что штраф для государства – не возможность собрать с населения деньги, а способ заставить людей действовать правильно. В Швейцарии есть общественные организации, которые проводят курсы для родителей, где обучают грамотно устанавливать детские кресла в машине. А в Мексике такой инструктаж по выходным превращается в весёлые праздники.
Для некоторых стран важно, какую позицию занимают страховые компании. Выплата по медицинской страховке в случае травмы в ДТП будет меньше, если ребёнок не сидел в автокресле и не был пристёгнут. Это заставляет родителей подумать, не заплатят ли они за свою безответственность слишком большую цену: и ребёнка могут искалечить, и деньги на его лечение не получить.
В разговоре со своим собеседником я выражаю сомнение в законопослушании россиян. У нас стольких детей не пристёгивают в машине вообще! Треть родителей покупают вместо надёжных кресел дешёвые адаптеры и корректоры, которые не защитят ребёнка в случае ДТП. Но наш эксперт – сотрудник Международного Красного Креста – уверен, что русские люди любят своих детей не меньше европейцев, и, если им объяснить, что отсутствие средств защиты ребёнка в автомобиле или использование неподходящих средств может привести к гибели или увечью их чада, они будут приобретать правильные устройства. По информации ГБДД и данным Росстата, почти все дети, пострадавшие в городских ДТП, перевозились не пристёгнутыми. В 2015 году не пристёгнутые дети оказались участниками 1063 ДТП, 62 ребёнка в этих авариях погибли, 1240 получили ранения.