28 марта 2017
221

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

В Иркутской области была спроектирована железная дорога. Она стала уникальным памятником инженерного искусства.

Кругобайкальская железная дорога — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Первоначальные изыскательские работы были проведены с участием А. И. Штукенберга в 1836—1840 годах. Окончательный этап работ по определению маршрута первого участка Кругобайкалки, от Иркутска до озера Байкал, был проведён в 1894 году.

Берега, представляют собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270—400 м.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

По первоначальному плану, на участке от Слюдянки до П.Байкала было необходимо соорудить 33 тоннеля.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду). На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

С вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкалку называли «Золотой пряжкой стального пояса России».

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон. В 1947—1949 годах была построена электрифицированная перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, заметно сократившая путь по сравнению с Кругобайкальской веткой. Основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

В 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС. В связи с этим часть Кругобайкальской дороги от Иркутска до посёлка Байкал, проходившая вдоль Ангары, была разобрана в 1956 году и в этом же году затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

В итоге сформировался современный, «тупиковый» маршрут Кругобайкалки (Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал). Магистраль потеряла своё стратегическое значение, количество пар поездов на дороге резко уменьшилось, с тоннелей и мостов была снята охрана.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км).

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.
Одна из основных достопримечательностей — Итальянская стенка

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости. Ещё одно название поезда — «мотаня» (мотается между станциями).

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кабина машиниста тепловоза.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Тоннель №18 «Киринрей 3» 13 сентября 1904 г. здесь была произведена стыковка Великого Сибирского пути.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)