20 февраля 2017
245

Первые устройства-помощники в автомобилях

Первые устройства-помощники в автомобилях

Давайте рассмотрим первые устройства и на каких автомобилях их впервые применили, такие как ABS, GPS и тд.

1. ABS Антиблокировочная система В 1936 году немецкая компания Bosch запатентовала устройство, которое боролось с блокировкой колес на любых транспортных средствах. Но для начала его было решено опробовать на самолетах.

Кстати, устройство называлось «система предотвращения переворачивания». И, надо сказать, оно пришлась ко двору крылатых машин, у которых отсутствовала носовая стойка шасси. Развитие нужного и полезного устройства поддерживалось большими финансовыми влияниями.

Так что постепенно оно смогло предотвращать не только переворачивания, но и выравнивать скорость вращения нескольких шасси. В начале 50-х годов прошлого столетия фирма British Road Research Laboratory (RRL) решила применить авиационную систему противоскольжения — она носила название Maxaret — на автомобилях.

В качестве «подопытного кролика» был выбран Morris 6, оснащенный барабанными тормозами. А спустя еще несколько лет та же фирма, только в союзе с Dunlop, сумела адаптировать систему для «Ягуаров» с их дисковыми тормозами.

Первые устройства-помощники в автомобилях

По сути, авто оснащались механико-гидравлической системой, которая контролировала лишь передние колеса. А блокировка задних пресекалась стандартной в то время системой — регулировкой усилия.
Работа устройства основывалась на двух дисках. Первый был жестко связан с колесом, а вот другой мог двигаться по отношению к «собрату» на угол до 90 градусов. Только был один нюанс. Его перемещения держали в рамках допустимого трение в резиновых прокладках, инерция, а также натяжение пружины.
Если возникала опасность блокировки, то второй диск (он был больше, нежели первый) приходил в движение и стопорил гидравлическую линию тормозов, задействуя при этом гидроаккумулятор. Ну а когда колесо вновь начинало вращаться, то вся конструкция возвращалась в первоначальное положение.
Понятное дело, систему постоянно улучшали и дорабатывали. И в 1966 году устройство Dunlop Maxaret Anti-skid system «засветилось» на спортивной полноприводной машине Jenssen FF. А чуть позже — на мотоциклах Royal Enfield Super Meteor

Первые устройства-помощники в автомобилях

Первые устройства-помощники в автомобилях

Американский ответ За океаном в то время тоже усиленно работали над антиблокировочной системой. Первопроходцем стал Lincoln Continental Mark II (принадлежал Ford), который уже в 1954 году мог похвастаться подобным устройством. Но первый блин вышел комом.

Стать массовой системе помешала дороговизна и сложность. К тому же, вес некоторых узлов исчислялся в килограммах, что не могло не повлиять отрицательно на управляемость авто. Так что производство свернули менее чем через три года.

Первые устройства-помощники в автомобилях

Но фордовцы от своей затеи не отказались. И их упорство было вознаграждено. Система Sure Track хотя и «висела» только на задних колесах, но улучшала торможение на 10−15%. К тому же, цена устройства оказалась вполне адекватной. Так что, вскоре оно «прописалось» в арсенале Continental Mark III (1970 год).

Первые устройства-помощники в автомобилях

Уже через год появилась обновленная система EAL (Kelsey Hayes Electro Anti-lock), вот только она пошла в комплект не какого-то американского автомобиля, а японского — Nissan President.

Первые устройства-помощники в автомобилях

Не сидели без дела и специалисты Chrysler. В то время у его руководства были амбициозные планы, и концерн всеми силами пытался стать главным генератором автомобильных технических «примочек». Первый опыт создания АБС (1966 год) тоже был неудачным.

Механическая система Sure Brake оказалась невостребованной. Проанализировав ошибки и определившись с вектором развития, Chrysler объединился с компанией Bendix. И в 1971 году совместными усилиями они разработали электронную систему, охватывавшую не две колеса, как раньше, а четыре. Впервые электронный вариант Sure Brake применили на автомобиле Imperial.

Первые устройства-помощники в автомобилях

2. Автомобильный навигатор Первый навигатор появился в 1920 году. В комплекте к устройству Plus Fours Routefinder, похожему на часы, шли карты. Крутить их нужно было вручную. Нужно было добавить это устройство в Историю умных часов. Ведь пройдет всего 90 лет, и функцию навигатора будут выполнять часы вроде Pebble.

Первые устройства-помощники в автомобилях

Навигатор следующего поколения, Iter-Auto, появился в 1930-м. Основные его отличия от Plus Fours Routefinder состояли в автоматическом прокручивании карты — при этом скорость, с которой механизм это делал, зависела от скорости автомобиля. Но стоило свернуть с дороги — как водителю приходилось доставать карты, искать нужную, устанавливать её в навигатор и искать своё текущее местоположение.

Первые устройства-помощники в автомобилях

General Motors в 1966 году выпустила «Driver Aid Information and Routing». Система была призвана ассистировать водителя и брать на себя часть функций водителя, чтобы он мог сосредоточиться, собственно, на вождении.

Среди полезных функций — возможность позвонить по радиотелефону в аварийную или справочную службы. В качестве носителей информации использовались перфорированные карты: по ним навигатор ориентировался и сообщал об ограничении скорости, направлении и других важных факторах.

Первые устройства-помощники в автомобилях

3. Автокондиционер Автомобильный кондиционер впервые появился в 1940 году - компания "Паккард" установила подобный девайс на свои автомобили, а в 1941 году за ними последовал "Кадиллак".

Однако обе системы оказались малоэффективными, существенно повышали нагрузки на двигатель, занимали половину багажника и стоили огромных денег. Первые по-настоящему эффективные и доступные автокондиционеры появились на машинах в 1952-54 годах - и одни из лучших ставились как раз на "Крайслеры".

Уолтер Крайслер интересовался этой темой во время постройки штаб-квартиры своей компании в Нью-Йорке - ему нужны были кондиционеры для помещений и офисов. Недолгое исследование показало, что системы тех лет были очень несовершенны. Поэтому работой занялось подразделение AirTemp, принадлежавшее Крайслеру. Результатом этой работы стал знаменитый арт-деко небоскреб компании Chrysler в Нью-Йорке.

Это было первое полностью "кондиционированное" здание в мире - уже в тридцатые года. Теперь же, эту систему разработали специально для автомобиля. Это был Chrysler Imperial 1953 г

Первые устройства-помощники в автомобилях

Новый кондиционер обеспечивал не просто охлаждение как раньше, а постоянную циркуляцию воздуха в салоне - работая на 60% чистом забортном воздухе, кондиционер создавал прохладную свежесть в салоне, а также вытягивал сигаретный дым за борт.

Система на режиме FULL охлаждала автомобиль с 45 градусов до 30-ти за две минуты - что было впечатляюще для тех лет. Более того, дефлекторы располагались в задней полке и были направлены в потолок - поэтому салон охлаждался равномерно; а забор воздуха осуществлялся через небольшую декоративную решетку на задних панелях кузова, вместо аляповатых жабров и рукавов, как у конкуренции.

Система также включалась поворотом единственного переключателя в салоне (не интегрированного с отопителем).

Первые устройства-помощники в автомобилях

4. Электро стеклоподъемники «Официальное» рождение автоматических стеклоподъемников состоялось только в 1940 году – на сей раз в Новом Свете. Любимец «сильных мира сего», ныне несправедливо позабытый автомобильный бренд Packard впервые в истории предложил автоматические стеклоподъемники в качестве опции на модели Packard 180 серий Custom Super 8.

Для подъема стекла в них использовалась электро-гидравлическая система, а сами стеклоподъемники были не в пример объемнее современных. Это, кстати, особенно огорчало VIP-покупателей, имевших основания опасаться за свои жизни: в небольшом дверном пространстве «сосуществование» стеклоподъемников и листов брони было, мягко говоря, проблематичным.

Первые устройства-помощники в автомобилях

Подхватил эстафету автоконцерн FORD. Уже в 1941 году автоматические стеклоподъемники были добавлены в комплектацию семиместных седанов и лимузинов принадлежащего ему бренда Lincoln. Еще одно подразделение Ford Motor Co. – бренд Cadillac получил автоматические подъемники для стекол между водительским и пассажирским рядом сидений.

Дальнейшая история развития автоматических стеклоподъемников была тесно связана с инженерными решениями для кабриолетов-трансформеров. Системы для автоматически складывающихся крыш и, соответственно, механизмов подъема стекла сначала создавались на основе вакуумных приводов, затем – приводов с гидравлической помпой.

Параллельно патентовались различные типы подъемных механизмов – о них подробнее можно узнать в статье, посвященной мировому опыту в производстве стеклоподъемников. Первые стеклоподъемники с электрическими приводами появились в 1956 году на модели Continental Mark II – они стали результатом удачного сотрудничества между «двигателями прогресса» в сфере стеклоподъемников: Brose и Ford Motor Co.

Первые устройства-помощники в автомобилях

5. Первый бортовой компьтер Впервые применили электронные системы в компании Volkswagen (модель 1600 Е) в 1968 году. Для более точного определения количества поджигаемого бензина и сокращения расхода топлива, в их автомобиле был применен электронный впрыск.

Дополнительным преимуществом такого решения стало увеличение мощности двигателя. Спустя еще шесть лет, а именно в 1974 году, началось серийное оснащение автомобилей бесконтактным электронным зажиганием.

Первые устройства-помощники в автомобилях

Первым серийным автомобилем, оснащенным более-менее современным бортовым компьютерным комплексом, стал BMW 7-серии, который был представлен в 1977 году. Уже в то время он мог информировать водителя о расходе топлива, а также рассчитывать оставшийся пробег до заправки.

Первые устройства-помощники в автомобилях

6. Автомагнитола Первую автомагнитолу в мире придумали и произвели два брата, Пол и Джозеф Гэлвины, основатели компании Galvin Manufacturing Corporation. Galvin Corporation занималась узкоспециальными вещами – они выпускали выпрямители, преобразовывающие переменный ток в постоянный.

Поначалу выпрямители использовались, чтоб подключать радиоприемники к электрическими розеткам (поэтому что все первые радиоприемники работали на батарейках). При помощи тех же выпрямителей радиоприемники можно вмонтировать во входящие тогда в моду автомобили.

В начале 30-х братья сообразили, что при помощи тех же выпрямителей радиоприемники можно вмонтировать во входящие тогда в моду автомобили.

Придумывая название для своего «портативного авторадио без батареек», братья остановились на названии «моторола»: суффикс «-ола» был тогда очень популярен, существовали граммофоны «Виктрола», радиоприемники «Радиола» и даже аппарат для монтирования видео «Мувиола».

Модель Motorola 5t71 стала первой коммерческой магнитолой в мире и продавалась по заоблачной цене в 170 долларов (1700 долларов по нынешним временам), однако сделала братьям имя – так родилась компания Motorola, которая впоследствии выпустит первый транзистор, первый персональный телевизор и мобильный телефон.

Первые устройства-помощники в автомобилях

7. Автомобильные дворники В 1903 году изобретатель (англ. J. H. Apjohn) придумал метод движения двух щеток вверх и вниз по вертикальному стеклу, и уже к 1916 году все американские автомобили стали оснащаться стеклоочистителями.

В 1964 году американский изобретатель Роберт Кернс придумал, запатентовал и внедрил идею «задержки» или «временной интервал» при работе стеклоочистителя. Данной идеей заинтересовалась компания «Форд», которая и внедрила данное изобретение на свои автомобили, позже это сделали и другие производители.

Первые устройства-помощники в автомобилях

8. Автосигнализация Первые автосигнализации были представлены на автомобилях марки «Corvette» только в 1968 году и входили в заводскую комплектацию, но доля автомобилей с автосигнализацией все еще была ничтожно мала.

А уже в начале 1970-х автосигнализации стали энергично производиться коммерческими предприятиями в Италии и США. Это были односторонние автосигнализации, радиоуправление охранными и сервисными функциями осуществлялось с помощью брелока, а оповещение о попытке угона обеспечивалось звуковыми и световыми средствами.

Автопроизводители не хотели отставать от производителей охранных систем и стали укомплектовывать штатными охранными системами автомобили прямо на заводах. Так, в 1974 году уже первая штатная охранная система («Anti-theft alarm system») входила в заводскую комплектацию автомобиля Ford Mustang.

Первые устройства-помощники в автомобилях

Как можно заметить практически всю полезную всячину для автомобилей изобрели немцы и американцы. Японцы начиная с начала 80х годов начали устанавливать на свои автомобили кучу разной электроники. Например в 1983 году на автомобиле Honda City появился электронный спидометр.
К сожалению отечественный автопром отстал от иностранного на десятки лет.

Первые устройства-помощники в автомобилях