22 августа 2015
79

Почему надо быть вежливым?

Почему надо быть вежливым?

Был в моей жизни период, когда я был предпринимателем. Звучит, конечно, громко, но была просто аренда небольшого помещения и оказание цифровых услуг - Фото на документы, печать фото, видеообработка и т.д. От скуки еще прошивал телефоны, но это редко. Их больше несли в специализированные салоны...

В первый же день, через 5 минут после открытия, возник на пороге странный мужик. В клиентах я еще особо не разбирался, но этот явно не был клиентом. Он был пожарным инспектором с бегающими глазками. Не поздоровавшись, начал зыркать по сторонам, потом представился и выразил серьезную озабоченность отсутствием огнетушителя. При этом вид у него был такой горестный, что у меня мелькнула мысль - уж не хочет ли он совершить самоубийство прямо здесь? Так и захотелось похлопать его по плечу, рассказать что бывают в жизни несчастья и посерьезнее, ну или дать леденец... Ну или просто послать нах...

- Да, инспектор, есть такой косяк. Но поймите, я только что открылся и еще ничего не заработал. Давайте Вы будете первым клиентом, сделаю Вам фото и денег не возьму.
Добавлю, что с первого клиента я и так денег брать не собирался...

Лицо у него просветлело, глазки забегали по висящему на двери прейскуранту... Видимо, выбирал услугу подороже.
- Хорошо. Но давайте я Вам лучше сына чуть попозже приведу.

- Как хотите. Жду вас до 7 вечера в любое время...

Попрощались тепло, но появился он с сыном только на след день. Сделал им фото в рамке. За саму рамку, конечно, деньги взял...

Потянулись дни, работа налаживалась потихоньку и превращалась в рутину. Нарушали ее только клиенты, которые сами не знали чего хотят.

Появилась одна женщина, чиновница горадминистрации.

Она хотела сделать памятный диск о сыне. Оказывается, она подарила ему машину и он на ней разбился насмерть. В диск должны были войти все его фото, видео. Предстояла большая работа по сканированию и обработке фото и видео. Женщина была в очень большом горе, очень любила единственного сына, мать есть мать... К тому же она винила в его смерти себя...

Назвал ей примерную цену и взялся за дело. Теперь промежутки между появлением клиентов были заполнены, не было ни минуты свободной. Отсканировал все фото, отредактировал их и видео, расположил его фотки от рождения до последней, добавил сканы газетных статей об автокатастрофе, объявлений о похоронах, наложил подходящую музыку, сделал обложку, вложил диск в коробку и позвонил ей. Она появилась через пять минут, заплатила названную сумму и ушла...

Появилась она через неделю с просьбой заменить некоторые песни и музыку. Принесла еще несколько фото, которые обнаружились у друзей.

Я переделал проект, добавил другие фото и записал уже на RW-диск. Через неделю она приходит с просьбой снова поменять одну песню и сама говорит на какую. Снова переделываю...
Опять через пару дней она приходит заплаканная и просит поменять обложку. Меняю обложку, звоню, забирает. Надо сказать, что каждый раз она оставляла деньги, даже больше чем надо, хотя я ей говорил, что это бесплатно. Просто когда видишь человека в искреннем горе, хочется помочь как-то, утешить...

Снова появилась через месяц. За это время я краем уха услышал, что она заказывала этот диск и в другом салоне и там ее работа совсем уже не устроила. Там просто конвертнули мой диск, наложили речитатив каких-то грустных стихотворений и взяли денег еще больше чем я...

Теперь у нее просьба странная:
- А можно просто переделать диск?
- А что именно изменить?
- Ну, я не знаю...

Надо добавить, что ни разу я на нее не повысил голос, не проявил раздражения или нетерпения. Взял диск и пообещал переделать...

И вот тут, понятно, я оказался в тупике. Она сама не знает чего хочет, но я-то откуда знаю? Пока пусть полежит заказ а там видно будет...

Решение пришло неожиданно и подсказал его, как ни странно, никто иной как Том Хэнкс в фильме "Неспящий в Сиэтле". Просматривая фильм, я вдруг понял все - моя клиентка хочет плакать, так надо усилить ее горе, подчеркнуть утрату, что поделаешь..

Диск этот я переделал совсем в другом стиле и с другими эффектами, так что сам чуть не расплакался. Если кому будет интересно, то расскажу подробнее. Опять записал на RW, позвонил, она пришла и начала смотреть диск прямо у меня в салоне. Я посадил ее за отдельный комп, а сам продолжаю работать с клиентами.

И вот, слышу за спиной звуки плача, которые становятся все громче, и к концу диска уже настоящее рыдание... Видимо, я угадал...

- Да, Вы хорошо сделали, спасибо Вам большое, он будто зовет меня к себе.

Я вытаскиваю диск, она тем временем выкладывает на стол несколько 5-тысячных купюр. Гляжу - 25 тысяч рублей!

- Что Вы, это же слишком много...

- Нет-нет, спасибо Вам еще раз, за такой диск это еще очень мало. До свидания...

Ну, желание клиента - закон. Она не бедная в плане финансов, работу я сделал хорошо, чувства что я обобрал неимущего у меня нет. Значит, все нормально... Иногда ее вижу, она до сих пор ходит в черном...

Приходит старушка. Похожа на бывшую учительницу. Очень бедно, но очень чисто одета. Видно, что едва сводит концы с концами...
- Здравствуйте, не посмотрите мой телефон? - показывает Нокию 3310

- Конечно, бабушка, что с ним?

- Не работает. И дочка не может дозвониться...

Телефон не включается. Подзарядил... Включился, но сети нет. Вытаскиваю симку, чищу контакты, вкладываю симку, телефон работает...

- Ой, спасибо Вам большое! Сколько я Вам должна?

- Не надо ничего, бабушка. Это пустячок.

- Нет-нет, вы же меня так выручили...

- В другой раз, бабушка. Заходите еще...

С благодарностями и пожеланиями уходит. У меня почему-то поднимается настроение...

И вот как-то заходит настоящее мурло... Именно мурло, иначе не скажешь... На морде человекоподобного существа мужского пола застыла гремучая смесь наглости, самодовольства, брезгливости и тщеславия... Для усиления всех качеств, видимо, нужно было еще унизить кого-то, в данном случае меня...

- Это здесь что-ли телефоны прошивают?

- Здесь. Что у Вас?

- И что, это ты прошиваешь что-ли?

- Да, я... Что у Вас?

Вытаскивает Моторолу К1. По тем временам не самый дешевый телефон, но и не из дорогих.

- Пароль забыл. Но учти, я не лох какой-нибудь... Если берешься, чтобы сделал нормально...

Гляжу я на него и думаю - Так, пароль найти это дело пары-тройки кликов. Я уже делал такое и бесплатно, после этого приобретал хороших клиентов. Но справедливость должна восторжествовать и грубость должна быть наказана...

- Сделаю. Зайдите через час. Нет, лучше через 2 часа.

- Сколько денег надо?

- 1000 рублей устраивает?

- Устраивает...

Уходит. Через 20 секунд пароль известен, даже сейчас помню - 1599. Через 2 часа он оставляет кило рублей, и не прощаясь уходит. Даже прошивка этого телефона стоила бы всего 500 руб.
У меня опять хорошее настроение...

Вывод - вежливость не только экономит, но и приносит деньги...