19 марта 2017
139

PzKpfw V «Пантера»

PzKpfw V «Пантера»

В различных книгах и телепередачах постоянно встречается оценка “Пантеры” как одного из лучших танков Второй Мировой. А в передаче на канале «Нэшинел Джиографик» его вообще назвали абсолютно лучшим танком, танком, "опередившим своё время"…

Историческая справка

Пантера, известная также как Panzerkampfwagen V Panther, была одним из самых впечатляющих и значимых танков, применявшихся немецкими войсками во время Второй мировой войны. Её разработка началась в ответ на уроки, выученные немецкой армией в ходе встречи с советскими тяжёлыми танками, такими как КВ и Т-34.

Создание «Пантеры» было ориентировано на повышение мобильности, огневой мощи и бронезащиты. Благодаря сочетанию мощного 75-мм орудия и хорошо бронированного корпуса, она стала одним из самых устрашающих танков на поле боя.

Несмотря на свои технические достоинства, «Пантера» сталкивалась с некоторыми проблемами во время эксплуатации, включая недостаток надёжности из-за быстрого развития и производства в условиях военного времени. Тем не менее, её воздействие на боевые действия Вермахта было значительным, и она оставила свой след в истории бронетехники.

PzKpfw V «Пантера»
PzKpfw V «Пантера»

Битва на Курской Дуге была значительным испытанием для "Пантеры" и стала её боевым дебютом. В последующем этот танк действительно широко использовался немецкими войсками на всех фронтах Второй мировой войны. Его мощное орудие, превосходная маневренность и сравнительно хорошая броня делали его опасным противником для союзников.

Однако, как и у большинства военной техники, у "Пантеры" были недостатки. Её сложная конструкция и высокие требования к производству и обслуживанию делали её более затратной в эксплуатации, а также менее доступной для производства в больших количествах, особенно в условиях военного времени.

Несмотря на это, "Пантера" оказала значительное воздействие на боевые действия, и многие исследователи признают её одним из лучших танков своего времени, как в германском, так и в мировом контексте.

PzKpfw V «Пантера»

PzKpfw V «Пантера»

PzKpfw V «Пантера»

PzKpfw V «Пантера»

"Ягдпантера"

PzKpfw V «Пантера»

PzKpfw V «Пантера»

Хотя "Пантера" действительно была впечатляющей технически, её влияние на ход войны было ограниченным по нескольким причинам.

  1. Ограниченное производство: Германия столкнулась с ограничениями в производстве танков, и "Пантера" не могла быть массово произведена в достаточных количествах, чтобы радикально изменить ход войны. Она была более затратной в производстве, чем предшествующие модели, и требовала много времени и ресурсов для создания.
  2. Технические проблемы: Несмотря на свои преимущества, "Пантера" также сталкивалась с проблемами надёжности и техническими недостатками. Это включало в себя проблемы с трансмиссией, двигателем и боевой готовностью, что приводило к высокой уязвимости в поле боя.
  3. Тактические ошибки: Во многих случаях немецкие силы не смогли полностью использовать потенциал "Пантеры" из-за недостаточного обучения экипажей, плохой логистики или неправильного тактического применения.
  4. Противостояние советским танкам: Советские танки, такие как Т-34, хотя и не обладали той же мощью орудия, что и "Пантера", были надёжными и массово производились. К тому же, они были хорошо сбалансированы по сочетанию брони, мощности огня и маневренности.

В целом, "Пантера" была выдающимся танком, но она не была панацеей для Германии во время Второй мировой войны. Недостаточное производство, технические проблемы и неэффективное использование привели к тому, что она не смогла полностью изменить ход войны в пользу нацистской Германии.

PzKpfw V «Пантера»

На Курской Дуге сосредоточились выжившие танки «Пантера», составив батальон под номером 52. Впоследствии, 24 августа 1943 года, он получил новое название - I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. Другой батальон, 51-й, был укомплектован 96 «Пантерами» в начале августа и оставался частью дивизии "Grossdeutschland".

К концу августа потери 52-го батальона составили 36 танков. На 31 августа 1943 года в его составе осталось 15 боеспособных машин, а 45 находились в ремонте.

PzKpfw V «Пантера»

В конце августа 1943 года на фронт прибыл 1. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав танковой дивизии СС «Das Reich». Этот батальон насчитывал 71 «Пантеру». Три командирских танка находилось при штабе, а в каждой из четырех рот было по 17 машин: две в штабной секции и по пять в каждом взводе. 31 августа 1943 года в батальоне был 21 боеспособный танк, 40 машин нуждалось в ремонте, 10 было списано.

PzKpfw V «Пантера»

На Восточном фронте нашелся четвертый батальон «Пантер», входивший в II. Abteilung/Panzer-Regiment 23. Этот батальон оперировал с 96 «Пантерами», среди которых преобладали Ausf. D, но встречались и несколько Ausf. A. Еще одним подразделением был I. Abteilung/Panzer-Regiment 2, вооруженный 71 «Пантерой», в основном Ausf. А. Из рапорта 13-й танковой дивизии от 20 октября 1943 года:

PzKpfw V «Пантера»

"Из-за угрожающей обстановки на фронте, батальон был брошен на передовую, едва успев выгрузиться. Батальон действовал по ротам. Из-за спешки наладить взаимодействие с гренадерами не удалось. Часто без надобности переходя в контратаки, танковые отделения поддерживали действия пехоты. Как выяснилось позднее, такое использование танков противоречило основным тактическим принципам, однако положение на фронте не оставляло выбора".

PzKpfw V «Пантера»

Ниже приведены выдержки из рапортов командира I. Abteilung/Panzer-Regiment 2. гауптмана Боллерта, охватывающих период с 9 по 19 октября 1943 года:

Тактическая подготовка PzKpfw V «Пантера»

"Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода".

PzKpfw V «Пантера»

Техническая подготовка PzKpfw V «Пантера» в Германии

Во время подготовки, которая продолжалась несколько недель, механики-водители и технический персонал изучали различные аспекты работы, не всегда соответствующие непосредственным требованиям передовой. Некоторые солдаты уделяли все свое время одному конкретному заданию, например, занимались заменой опорных катков. 

Это привело к тому, что у многих не было полного представления об устройстве PzKpfw V. Однако под руководством опытных инструкторов молодые солдаты иногда достигали значительных успехов в очень короткие сроки. Возможность изучения техники была предоставлена на каждом заводе, где производились танки.

PzKpfw V «Пантера»

Механические проблемы PzKpfw V «Пантера»

Уплотнитель головки цилиндров прогорел, вызывая проблемы. Вал топливного насоса разрушен, а также отмечается сорванные болты на большой шестерне бортовой передачи. Часто наблюдается выпадение заглушек, что приводит к утечке масла через шов между кожухом бортовой передачи и бортом танка. Болты, крепящие бортовые передачи к корпусу, также часто ослабевают.

Верхний подшипник вентилятора часто заедает из-за недостаточной смазки, даже при нормальном уровне масла. Это часто приводит к повреждению привода вентилятора.

Подшипники карданного вала и привод гидравлического насоса также подвержены износу и часто выходят из строя.

PzKpfw V «Пантера»

Возникают проблемы с вооружением: сцепление компрессора залипает, что мешает работе системы продувки ствола. Прицел TZF 12 выходит из строя из-за попаданий в маску пушки, а расход оптики для прицела крайне высок.

Настоятельно рекомендуется оборудовать танк курсовым пулеметом для эффективной борьбы с пехотой противника. Эта необходимость особенно остро ощущается, когда спаренный пулемет выходит из строя.

PzKpfw V «Пантера»

Лобовая броня PzKpfw V демонстрирует высокую степень защиты. После попадания 76,2-мм бронебойных снарядов на ней образуются вмятины глубиной не более 45 мм. Однако при прямом попадании 152-мм фугасных снарядов «Пантеры» могут быть выведены из строя, поскольку такие снаряды способны проломить броню.

Практически все «Пантеры» получали лобовые попадания 76-мм снарядов, но при этом боеспособность танков практически не ухудшалась. В отдельных случаях были зарегистрированы пробоины в маске пушки от 45-мм снарядов, выпущенных с расстояния 30 метров, однако экипажи оставались не пострадавшими.

PzKpfw V «Пантера»

Бортовая броня оказывается чрезвычайно уязвимой. В одном случае борт башни танка был пробит выстрелом из противотанкового ружья, а в другом случае борт другого танка получил повреждение от мелкокалиберного снаряда. Все эти повреждения произошли во время боев на улицах или в лесу, где закрытие флангов танка представляется затруднительным.

Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к разрыву сварных швов, а также отколу куска бронеплиты длиной несколько сантиметров. Вероятно, шов был неправильно проварен, не достигнув необходимой глубины.

PzKpfw V «Пантера»

Юбка продемонстрировала свою эффективность, но крепления листов оказались ненадежными и неудобно расположенными. Из-за того, что листы подвешены на расстоянии 8 см от борта танка, они легко повреждаются ветвями деревьев и кустарников.

Новые опорные катки не вызвали недовольства. Почти все танки «Пантера» теряли ход из-за взрывов фугасных снарядов. Один опорный каток был пробит полностью, а три получили повреждения. Также были случаи разрыва опорных катков. В то время как 45-мм и 76-мм снаряды могли пробить траки, они не могли полностью уничтожить танк.

В любом случае "Пантера" способна покинуть поле боя самостоятельно. Во время долгих маршей с максимальной скоростью резиновые ободья на опорных катках быстро изнашивались.

PzKpfw V «Пантера»

Пушка продемонстрировала высокую эффективность, исключая редкие незначительные проблемы. Броня лобовой части КВ-1 успешно пробивается с расстояния в 600 метров, а СУ-152 — с расстояния в 800 метров.

Новая конструкция командирской башни показала свою эффективность. Однако отсутствие диоптра, который помогал командиру танка при наведении пушки на цель, стало недостатком. Требуется также некоторая корректировка для трех передних перископов, чтобы они были ближе друг к другу. Хотя обзор через перископы хороший, использование бинокля невозможно. Оптика перископа часто выходит из строя при попадании снарядов в башню и требует замены.

PzKpfw V «Пантера»
PzKpfw V «Пантера»

Перископы механика-водителя и стрелка-радиста требуют лучшей герметизации. Во время дождя проникновение воды внутрь затрудняет их работу.

Bergepanther, используемые для эвакуации, проявили себя отлично. В сухую погоду одного Bergepanther достаточно для эвакуации одного танка.

Однако в глубокой грязи даже два буксира недостаточно для эвакуации одной "Пантеры". На данный момент Bergepanther смогли эвакуировать 20 "Пантер" на расстояние до 600 метров. Они использовались исключительно для перевозки подбитых танков с передовой в тыл.

Опыт батальона показал, что необходимо иметь как минимум четыре буксира Bergepanther, даже если приходится использовать обычные 18-тонные буксиры. Наличие радиостанций на буксирах оказалось крайне полезным: командиры Bergepanther получали указания по радио во время боя.

PzKpfw V «Пантера»
PzKpfw V «Пантера»

Для буксировки одной "Пантеры" в сухую погоду требуется два тягача Zugkraftwagen 18t. Однако в глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не смогут сдвинуть танк.

16 октября батальон начал атаку с 31 танком. Несмотря на небольшое пройденное расстояние, из-за механических поломок 12 "Пантер" вышли из строя. К 18 октября 1943 года в батальоне было 26 боеспособных "Пантер". 39 танков нуждались в ремонте, а 6 пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее число боеспособных танков составляло 22 "Пантеры".

PzKpfw V «Пантера»

Результаты: подбито 46 танков и 4 самоходных орудия. Уничтожено 28 противотанковых пушек, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потерн - 8 танков (6 подбито и сгорело во время боев, два разобрано на запчасти).»

PzKpfw V «Пантера»

Из-за проблем с механической надежностью "Пантер" и высокими потерями 1 ноября 1943 года Гитлер принял решение отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, чтобы использовать их как укрепления, врытые в землю напротив Кронштадтской бухты. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 полностью боеспособных "Пантер" были отправлены в распоряжение командования Группы Армий "Север".

PzKpfw V «Пантера»

30 ноября 1943 года командование армейского корпуса сообщило о том, что 60 "Пантер" были переданы под юрисдикцию 9-й и 10-й полевых дивизий Люфтваффе. Эти танки были размещены по три в укреплениях вдоль линии обороны, с расстоянием простреливаемого пространства от 1000 до 1500 м.

Если по каким-то обстоятельствам невозможно было окопать три танка рядом, то одиночную машину укрепляли пехотой и противотанковыми пушками. Десять наиболее боеспособных машин оставались в движении как мобильный резерв.

PzKpfw V «Пантера»

PzKpfw V «Пантера»

Группу из 60 человек, включая 20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 наводчиков и 5 стрелков-радистов, отобрали из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. К 26 декабря III танковый корпус получил указание собрать все подвижные "Пантеры" в I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. Окопанные "Пантеры" оставались под командованием дивизий.

В ноябре 1943 года на Восточный фронт прибыли два батальона "Пантер": I. Abteilung/Panzer-Regiment 1, где было 76 танков (17 в роте), и I. Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1 с полным составом (96 "Пантер"). Оба батальона входили в состав соответствующих дивизий.

PzKpfw V «Пантера»

В начале ноября 1 батальон 15-го танкового полка пополнился 31 "Пантерой". К концу декабря 1943 года I батальон 1-го танкового полка получил еще 16 новых "Пантер". Кроме 60 "Пантер", отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт было отправлено 841 танк.

К 31 декабря 1943 года у немцев было всего 217 "Пантер", из которых только 80 были боеспособными. 624 танка были списаны (потери составили 74%).

С 5 по 11 декабря 1943 года 76 "Пантер" были переданы в I батальон 2-го танкового полка. Еще 94 "Пантеры" прибыли в другие батальоны. Однако все эти танки впервые были задействованы в боевых действиях уже в январе 1944 года.

PzKpfw V «Пантера»

5 марта 1944 года Гудериан сообщал:
«Как показал опыт последних боев, «Пантеру», наконец, удалось довести до ума. В рапорте от 22 февраля 1944 года, поступившем из 1-го танкового полка, говориться: "В нынешнем варианте "Пантера" годна для фронтового применения. Она значительно превосходит Т-34. Почти все недостатки устранены.

Танк имеет превосходное бронирование, вооружение, проходимость и скорость. В настоящее время средний пробег мотора находится в пределах 700-1000 км. Число поломок двигателя уменьшилось. Поломки бортовых передач больше не отмечаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны».

PzKpfw V «Пантера»
PzKpfw V «Пантера»

Однако этот рапорт из 1-го танкового полка оказался преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на подмерзшем грунте, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из I батальона 2-го танкового полка сообщается о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем.
В рапорте обобщен опыт, полученный в период между 5 марта и 15 апреля 1944 года. А именно:

PzKpfw V «Пантера»

Двигатель Maybach HL 230 Р30

"В общем, новые двигатели гораздо надежнее предшественников. Иногда двигатель без ремонта проходит до 1700-1800 км, причем 3 «Пантеры», пройдя это расстояние, по-прежнему остаются на ходу. Но характер поломок не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников."

PzKpfw V «Пантера»

Пожары двигателя

Количество пожаров в двигательном отделении заметно сократилось. Выявлены следующие причины пожаров:

Утечки масла через клапаны из-за плохих уплотнителей. Капли масла падают на раскаленные выхлопные трубы и воспламеняются.

В некоторых случаях отмечается переполнение карбюратора. Свечи заливаются бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается наружу через уплотнители, становясь причиной пожара.

PzKpfw V «Пантера»

Трансмиссия PzKpfw V «Пантера»

Срок службы трансмиссии также увеличился. В среднем, каждые 1500 км пробега выходит из строя 3-я передача, причем ремонту в полевых условиях поломка не поддается. Выход из строя 3-й передачи объясняется ее перегрузка при движении но грязи. Поскольку заменить трансмиссию иногда не удается, мы эксплуатировали три «Пантеры» с неисправной коробкой передач.

Переключение со 2-й сразу на 4-ю передачу иногда вызывало поломку сцепления, но ремонтировать сцепление гораздо проще. Случается, что танки проходят без поломки сцепления по 1500-1800 км, причем 4 «Пантеры» уже перекрыли этот рекорд.

Быстрый износ рулевого управления также обусловлен постоянной ездой по бездорожью. Рулевое управление имеет достаточно сложную конструкцию, а квалификации механиков-водителей недостаточно для того, чтобы самостоятельно устранить возникающие неисправности. Поэтому танками управляют с помощью бортовых тормозов, что приводит к их быстрому износу и частому выходу из строя.

PzKpfw V «Пантера»

Бортовые передачи

Очень часто танки выходят из строя из-за поломок бортовых передач. Например 11 марта пришлось заменить бортовые передачи на 30 танках. Левая бортовая передача выходит из строя чаще, чем правая. Болты на большой шестерне бортовой передачи часто срываются. Особенно неблагоприятно влияет на бортовые передачи движение задним ходом по грязи.

PzKpfw V «Пантера»

Подвеска и гусеницы

После 1500-1800 км пробега наблюдается сильный износ гусениц. Во многих случаях направляющие зубья отламываются или сгибаются. Четырежды гусеницы пришлось менять целиком, так как ни на одном траке не осталось направляющего зуба.

PzKpfw V «Пантера»

Несмотря на то, что надежность танков заметно возросла, следует продолжать предпринимать попытки повысить надежность в еще большей степени. Для этого необходимо, чтобы «Пантеры» были приспособлены к следующим боевым ситуациям:
Работа двигателя на предельных режимах при движении вверх по склону или по глубокой грязи.

Рулежка при движении задним ходом (неизбежный маневр во время боя).
Перегрузка сцепления.

PzKpfw V «Пантера»

Снижение уровня поломок также объясняется возросшим опытом механиков-водителей и командиров танков. В 4-й роте 2-го танкового полка танк ефрейтора Габлевского (PzKpfw V. Fgst.Nr. 154338. Motor Nr.83220046) к настоящему времени прошел без ремонта 1878 км и по прежнему сохранил полную боеспособность. За все это время потребовалось поменять несколько опорных катков и гусеничных траков.

Расход масла на танке составляет около 10 л. на 100 км. На «Пантере» до сих пор стоят двигатель и трансмиссия, смонтированные еще на заводе.»
Для того, чтобы закрыть огромную брешь на Восточном фронте, сделанную Красной Армией в июле 1944 года, было спешно сформировано 14 танковых бригад. Лишь семь из них отправили на Восточный фронт.

Остальные семь пришлось отправить на запад, поскольку в августе 1944 года союзники начали во Франции успешное наступление. В каждой бригаде с номером от 101 до 110. а также в Fuehrer - бригаде имелось по одному батальону «Пантер». Батальон состоял из штаба (3 «Пантеры») и трех рот, по 11 «Пантер» в каждом (2 при штабной секции и по 3 в трех взводах).

PzKpfw V «Пантера»

С августа 1944 года бомбардировки союзников стали сказываться на производительности немецких танковых заводов. Производство «Пантер» падало, а потери на фронтах, напротив, росли. Пришлось пойти на сокращение танков в батальонах. Например, в I. Abteilung/Panzer-Regiment73160;10 имел три машины при штабе и 17 «Пантер» во 2-й и 4-й ротах.

В I батальоне танкового полка «Hermann Goering» было 4 «Пантеры» при штабе батальона и по 14 «Пантер» в каждой из четырех рот (две «Пантеры» в штабной секции и по четыре в трех взводах). По той же схеме организовывались 1 батальоны 6-го, 11-го, 24-го и 130-го танковых полков.

В этих четырех батальонах все 60 «Пантер» были оснащены приборами ночного видения. Полевые испытания закончились неудачно. поэтому все приборы ночного видения демонтировали и отправили на склад еще до отправки частей на фронт.

PzKpfw V «Пантера»

После провала наступления на Западном фронте, в феврале 1945 года 8 дивизий (1-я. 2-я, 9-я, 10-я и 12-я дивизия СС, а также 21-я дивизия, 25-я гренадерская дивизия и гренадерская дивизия «Fuehrer»), насчитывавшие в общей сумме 271 танк, были переброшены на восток.

12 февраля 1945 года генерал-инспектор танковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового батальона танковой бригады «Fuehrer» начать войсковые испытания прибора ночного видения FG 1250. Десять «Пантер» роты были отправлены в Альтенграбов, для оснащения ноктовизорами.

Кроме того, рота получила три SdKfz 251/20. оснащенных ИК-прожекторами BG 1251 (Uhu). 26 марта 1945 года майор Вёльварт и гауптман Ритц доложили о ходе первого ночного боя с использованием ИК-прицелов.

Бой прошел успешно, приборы ночного видения оказались достаточно надежны. Получив обнадеживающие результаты, немецкое командование оснастило ИК-прицелами танки в следующих частях:
I./PzRgt 6 (3. PzDiv) - 1 марта 10 штук;
Ausbildungs-Lehrgang Fallingbostel - 16 марта 4 штуки;
I./PzRgt 130 (25. PzGrDiv) - 23 марта 10 штук:
I./PzRgt 29 (PzDiv Muenchenberg) - 5 апреля 10 штук;
4. Kp/PzRgt 11 - 8 апреля 10 штук.

PzKpfw V «Пантера»

За исключением четырех «Пантер», отправленных в Фаллингбостель, все машины, оснащенные FG 1250 (50 штук), участвовали в боях на Восточном фронте.
Наибольшее количество боеспособных «Пантер» было в распоряжении немецкого командования летом-осенью 1944 года. В это время пиковое число боеспособных танков достигло 522 штуки.

В то же время Красная Армия располагала несколькими тысячами Т-34, КВ-1, ИС-2 и M4 Sherman. Несмотря на множество локальных успехов, «Пантеры» так и не смогли переломить ход войны.

PzKpfw V «Пантера»

Ну и что же мы имеем в сухом остатке? Кроме боевых и технических характеристик у любой боевой машины есть ещё и другие характеристики. Такие, как надёжность, ремонтопригодность ну и самое главное цена, и вытекающая из неё возможность к массовому производству.

Если оценивать голые цифры технических характеристик, то машина выглядит выдающейся, даже статистика боёв с нашими танками говорят в пользу Пантеры. Но вышеперечисленные качества, которые за частую уходят от внимания простых любителей военной истории, делают её просто аховой. И не смотря на своё техническое совершенство эта машина практически погубила Третий Рейх, оставив его фактически без танков.

По этим качествам Пантера не опередила своё время, а скорее запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все её детские болезни должны были быть устранены ещё перед войной, а не в критический для Германии момент.

PzKpfw V «Пантера»

Была ли альтернатива? Я её лично не вижу. Перед войной такая машина появиться не могла. Так как она стала результатом осмысления боёв против Т-34
Что же нужно было делать Германии? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственным правильным действием было бы продолжение модернизации Т-IV. Машины достаточно устаревшей, которая по моему мнению, даже в большом количестве, вряд ли б изменила ход войны.

PzKpfw V «Пантера»

PzKpfw V «Пантера»

Источник: softmixer.com