Мистические могилы, предполагаемо связанные с вампирами, обнаруживают по всей Европе. В них могут быть найдены останки с отрубленными головами, тела, придавленные камнями, или просто останки, которые лежат лицом вниз.
Истоки версии о могилах вампиров
Интересно, что идея о том, что эти захоронения связаны с вампирами, впервые возникла не у профессиональных ученых, а у рабочих, работавших на одном из раскопов.
Интерес к загадочному и внезапное обращение к прошлому нынешних представлений привели к тому, что версия о могилах вампиров стала распространенной как среди ученых, так и среди масс-медиа. Исследователи, совместно с польскими историками, решили проверить эту гипотезу на прочность.
В мировой прессе и научных публикациях регулярно появляются отчеты о новых захоронениях, предположительно связанных с вампирами. В 2009 году криминалисты в Италии объявили женщину с черепом, в котором был обнаружен кирпич, найденный на острове Лаццаретто Нуово в Венеции среди жертв чумы XVI века, вампиром. В 2011 году двух мужчин из захоронений IX века в Ирландии, у которых также были найдены камни во рту, назвали вампирами, предполагая, что это мера предосторожности для предотвращения их воскрешения из могилы.
Чаще всего могилы, связанные с вампирами, обнаруживают на территории Польши, что может быть связано с распространением страха перед вампирами в славянском фольклоре. Новое поколение польских ученых предположило, что "могилы вампиров" могли возникнуть из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века.
Проверка гипотезы: совместные усилия ученых и историков
В журнале World Archeology авторы статьи предложили типологию странных могил и рассмотрели различные варианты их возникновения, начиная от ошибок могильщиков и заканчивая показательными казнями преступников.
Вопрос о реальности колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих в истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они как реальные фигуры или были просто больными людьми, ставшими жертвами мифов и предрассудков.
Массовые охоты на ведьм, которые охватывали множество стран, являются одним из примеров того, как психология и духовная жизнь людей влияли на их реальные действия. Тысячи людей становились жертвами этих охот, что свидетельствует о широком распространении веры в существование ведьм и их вредоносного влияния.
Существование вампиризма можно объяснить редким генетическим заболеванием крови, известным как порфирия. Симптомы этого заболевания соответствуют представлению о классическом вурдалаке: больным противопоказан солнечный свет, их кожа становится сухой, резцы обнажаются, а порфирин окрашивает зубы в красный цвет.
Исследователям приходится реконструировать исторические события и их психологические мотивы, в том числе, используя объекты, такие как захоронения. В Средние века на землях славян и германцев церковь активно боролась с языческими погребальными обрядами, при которых в могилы кладли ценные вещи для покойника. Чтобы обеспечить безопасный переход души в загробный мир и избежать воздействия покойника на живых, проводились ритуалы и магические обряды, что встречало негативное отношение со стороны церкви.
Даже после принятия христианства многими европейцами, включая славян, существовало разделение мертвых на "чистых" - тех, кто умер естественной смертью, и "нечистых", куда входили самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. По этой причине таких покойников часто хоронили за пределами церкви, на распутьях или в необычных местах, чтобы предотвратить их возвращение к живым и причинение вреда.
В 1957 году историк Бонифаций Зилонка опубликовал статью о необычных захоронениях в Куявии (северная Польша), где нашли женщину, похороненную лицом вниз, и мужчину без головы (череп находился между его ног). Один из рабочих на раскопке предположил, что это могила ведьмы, и ученый поддержал эту идею. Эта интерпретация стала широко распространенной среди исследователей.
С конца 1960-х по 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не задумывались о их причинах. Упоминания о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы предотвратить их возвращение из мира мертвых, стали общепринятой догмой и передавались из одной научной работы в другую. Однако нет доказательств того, что западные славяне верили в "живых мертвецов" в раннем средневековье.
Только с 2000-х годов археологи, сотрудничая с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений, изучая конкретные инструменты казни и тексты о судах и казнях. Авторы статьи в журнале World Archeology призывают коллег и читателей вместе с ними размышлять о том, кто, как и почему был погребен в этих могилах.
Первые известные аномальные захоронения на территории Польши относятся к X веку. До этого западные славяне кремировали покойников, и поэтому по кремированным останкам невозможно было обнаружить странные детали. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит лицом вниз, без головы или с камнями на теле. Захоронения "лицом вниз" встречались во многих частях раннесредневековой Европы, включая англосаксы, скандинавов и славян.
Захоронение молодой женщины из Гвяздово, обнаруженное в 1937 году, стало хорошо известным в Польше. Ее похоронили лицом вниз, с головой, повернутой на юг и лицом к западу. В могиле были найдены три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, а также железный нож в кожаных ножнах. Это сочетание обилия ценностей с необычным способом расположения покойника стало загадкой для археологов.
Первые упоминания о подобных обрядах с мертвецами встречаются в фольклоре XVI века. Самый известный текст, известный как "Трактат о стржигах", рассказывает историю о том, как в 1674 году силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь. Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только после того, как у трупа отрубили голову, он прекратил беспокоить общину.
Однако археологи напоминают, что в Средние века также лицом вниз могли хоронить людей, которые стали объектом постыдных событий и которые, буквально, не могли смотреть соседям в глаза. Этот способ также применяли для защиты от сглаза со стороны покойника.
Нельзя пренебрегать также возможными ошибками могильщиков, которые, возможно, в спешке предавали трупы земле. Таким образом, страх перед тем, что покойник вернется с того света, чтобы пить кровь живых, не обязательно является самой вероятной причиной захоронений лицом вниз.
Обезглавленные трупы часто находились на территории Польши: от черепов без скелетов до скелетов без черепов, а также могил, где черепа подвергались перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) были обнаружены останки женщины примерно 50 лет без головы. Ее череп, вероятно, был извлечен из земли и перезахоронен лицом вниз рядом с ней. В Калдусе (Куявия) была найдена двойная могила: у мужчины, судя по рубцам на позвоночнике, отсутствовала голова, а у женщины рядом были сломаны ключицы.
Хотя отрубание головы описывается в фольклоре и письменных источниках как один из способов предотвратить воскрешение опасного мертвеца, существуют более обыденные объяснения. Часто головы отрубали преступникам.
Многие черепа в могилах имеют характерные отверстия, вызванные острыми инструментами: вероятно, отрубленные головы сначала вывешивались на кольях и столбах. Такое наказание не только наказывало преступника, но и устрашало тех, кто мог бы последовать его примеру.
Например, деревянные колы в могилах, судя по стратиграфии, использовались не для борьбы с вампирами, а для устрашения народа: головы преступников надевали на эти колы и втыкали их в землю на вершине холма, где находилось кладбище (например, захоронение в Волине, Западное Поморье). Также были обнаружены могилы с камнями, более двадцати из которых в Польше датируются X-XIII веками.
В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (например, в могиле из Цедыни) или на различных частях тела покойного. Хотя скандинавские источники упоминают о побивании камнями в качестве наказания за ведовство, польские тексты об этом умалчивают.
Вероятно, камни служили для удержания мертвецов в могилах, хотя существует и более прозаическое объяснение: они могли защищать захоронения от грабителей и диких животных (как в случае радомского захоронения).
История "могил вампиров" и их популярность в научном и масс-медийном мире свидетельствует о том, насколько часто люди проецируют свои страхи и мифы на прошлое. Этот феномен сходен с поисками изображений инопланетян на древних наскальных рисунках и храмовых фресках.
Средневековые люди сталкивались с множеством страхов: от голода и болезней до рыцарей и разбойников, дьявола и ада, сглаза и проклятий, ведьм и кровососов. Вера в переход в загробный мир была одним из способов борьбы с этими страхами.
Однако только недавно ученые начали осознавать, что проекция современных представлений на прошлое не только искажает историю, но и представляет ее в более упрощенном и мрачном свете, чем это было на самом деле.