24 августа 2017
341

Все, что вы хотели знать о D&D, но ленились спросить

Все, что вы хотели знать о D&D, но ленились спросить

Dungeons and Dragons — это чрезвычайно известная на западе ролевая система. К сожалению, в нашей стране она не получила такого широкого распространения. Но ее влияние на культуру переоценить невозможно, и каждый компьютерный игрок прямо или косвенно с нею сталкивается.

Она послужила основой для сотни книг и десятка компьютерных игр. И еще тысячи игр делались под ее незримым влиянием. Читали «Темного эльфа» Сальваторе? Слышали про «Сагу о Копье» Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэн? Играли в «Baldur's Gate» или «Neverwinter Nights»? Может быть, вы застали в детстве мультсериал «Подземелья Драконов?». И все это многообразие — лишь свита короля, великой ролевой системы D&D.

Что такое ролевая система и зачем она нужна? Это свод правил, описывающий взаимодействия персонажей в вымышленном мире. И требуется она для того, чтобы четверо-пятеро друзей смогли собраться и поучаствовать в эпическом фэнтези-приключении. Один из игроков становится ведущим, Dungeon Master-ом. Он должен заранее подготовить сценарий приключения и хорошо продумать место, где оно будет происходить. Остальные игроки создают себе по одному персонажу, продумывая им биографию, внешний вид и задавая игровые характеристики.

Когда с подготовкой будет покончено, ведущий начнет рассказывать историю, а игроки — описывать свои действия в ней. Мастер обрисовывает игрокам обстановку, говорит от имени персонажей в этом мире, рисует карты подземелий. Игроки же двигают фигурки героев, и говорят от их имени, пытаясь вжиться в шкуру своих персонажей.

Dungeons and Dragons

Начало D&D было положено в далеком 1971 году, когда Гэри Гайгэкс создал первый прототип ролевой системы, Chainmail, которая описывала характеристики фэнтезийных персонажей. В этом же году вышел первый сценарий приключения за авторством Дейва Арнезона. Так началась долгая история Подземелий и Драконов. Система выдержала множество редакций и не раз меняла правообладателей. Переписывались и переиздавались гигантские тиражи книг правил. Успех системы был оглушителен в начале, но она не сдала популярности и сейчас. В чем же секрет? Казалось бы, зачем все эти сложности с игральными костями и книгами правил, когда можно просто поиграть в компьютерную RPG?

Dungeons and Dragons

А причина одна — свобода действий, к которой компьютерные игры не могут подойти и на пушечный выстрел. Вас никогда не раздражали в компьютерных играх скриптовые двери, которые нельзя открыть раньше времени? Заборы, через которые нельзя попасть в запретные локации? Злодеи, с которыми нельзя договориться? Или наоборот, персонажи, которых нельзя убить, хотя очень хочется? Повороты сюжета, на которые принципиально нельзя повлиять? Подобных ограничений в настольной ролевой игре нет в принципе. Там ваш персонаж волен идти куда угодно, и делать что ему заблагорассудиться. Да, у ведущего есть сценарий предполагаемого развития сюжета. Но вы, как игрок, всегда способны преподнести ведущему сюрприз! Подсуньте дракону отравленную принцессу, вместо того чтобы с ним драться! Найдите и убейте главного злодея за два акта до финала! Проломайте стену наружу в лабиринте, который вам проходить надоело! Станьте величайшим героем или гнуснейшим поборником зла! Вас попросту ничего не ограничивает, система лишь определяет вероятность успеха того или иного действия. А в непонятных ситуациях окончательное решение выносит ведущий. Да, конечно, здесь нет графического движка и всё действие происходит в воображение. Но фантазия игрока на самом деле круче любого движка.

Dungeons and Dragons

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТЕРМИНЫ D&D

Aligment — система формального обозначения мировоззрения персонажей, впервые появилась именно в D&D. Однако обитателям интернета эта штука очень понравилась и ныне широко распространилась в отрыве от ролевой основы. Суть заключается в том, что каждый персонаж характеризуется по шкале доброты (злой-нейтральный-добрый) и порядочности (хаотичный-нейтральный-законопослушный). Сочетание этих параметров дает 9 основных мировоззренческих архетипов.

Dungeons and Dragons

Манчкин — это не только известная настольная игра Стива Джексона, активно пародирующая D&D, но также и определенный типаж ролевого игрока. Манчкинами называют тех, кто не заморачивается отыгрышем своей роли, а просто хочет победить всех. Манчкины любят создавать чрезвычайно крутых персонажей, хорошо знают правила и всегда трактуют их в свою пользу. Единственное, чего такие игроки хотят от игры — это заработать максимум очков опыта и экипироваться самыми крутыми вещами.

Dungeons and Dragons

d20 — обозначение для 20-гранной игровой кости, которая является основной в игре. Когда персонаж заявляет действие, успех которого не очевиден (проведение атаки, прыжок через пропасть, взлом замка), он бросает эту кость и добавляет к результату бонус, зависящий от особенностей его персонажа. Если полученное число превзошло заранее назначенный Мастером класса сложности (DC, difficult class) — это успех! Нужны для игры и другие кости, например 8-гранные и 4-гранные. Всего их 6 основных видов.

Dungeons and Dragons

Dungeons and Dragons

Собственно различные бонусы, характеристики персонажей и правила их создания описываются в Книге Игрока (Player's Handbook). Ведущий найдет всё необходимое для создания незабываемого приключения в Руководстве Мастера (Dungeon Master's Guide). Чудовища, с которыми могут столкнуться игроки, описаны в Бестиарии (Monster Manual). Бестиарий здесь просто огромен, но некоторые монстры D&D выделяются особенно и являются своего рода визитной карточкой системы.

Dungeons and Dragons

МОНСТРЫ D&D

Монстры — основа любой игры. Игр без чудовищ крайне мало, но даже там, где их не может быть по жанру, роли монстров выполняют человеческие персонажи, автомобили или математический алгоритм, передвигающий абстрактные фигуры по полю. Игроку нужно кого-то побеждать, поэтому единственным отличием «монстра» от «противника» становится степень интеллекта и уродства (monstre по-французски означает «чудовище», «урод»). Монстр обязан быть страшным, неожиданным и запоминающимся. Иногда создатели фантастических зверинцев воспринимают это слишком буквально, и получаются у них, мягко говоря, — необычные монстры.

Dungeons and Dragons

Бихолдеры

Сказки и мифы об этом умалчивают, но если бы циклоп согрешил с Горгоной, а Колобок был сделан на вьетнамской кухне из лапши с селедочными глазами, то ни одно из этих существ и близко бы не приблизилось к тому, что придумали редактор Гэри Гигакс и художник Кит Паркинсон.
Говорят, основные художественно-выразительные средства портретиста — глаза и рот. Можно предположить, что Паркинсон всю жизнь мечтал переплюнуть Леонардо да Винчи и написать гениальный портрет с теплыми глазами и загадочной улыбкой. Первое ему почти удалось. Глаза он рисует отлично. А главное — много. Но вот с улыбкой вышел конфуз. Нет, не подумайте плохого — она широкая, искренняя. Но загадки в ней не больше, чем в полуразрушенной стене дома с надписью «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
В 1975 году на свет появилось существо, которому было суждено стать почти так же популярным, как Мона Лиза, — с поправкой на то, что любители искусства не бегают по итальянскому залу Лувра, умоляя о пощаде.
Строго говоря, бихолдеры (наблюдатели) — не разбросанные по волшебному миру монстры, а целая раса существ из внешних планов (миров). Чем они думают — неизвестно, ведь пищеварительная система и центральный глаз должны занимать большую часть сферического тела, не оставляя места для развитого мозга. А существа, мозги которых сопоставимы по размерам с глазами, обычно заканчивают свой эволюционный путь в палеонтологических музеях.

Dungeons and Dragons

Тем не менее разума у наблюдателей хватает и для левитации, и для сотворения могущественных заклинаний, а в перерыве между ними — для размышлений о собственной исключительности. Бихолдеры — редкостные ксенофобы, рассматривающие всех других существ только с двух позиций: рабовладения и геноцида. А так как остальные разумные расы не разделяют их взглядов, наблюдатели предпочитают жить в глубоких подземных тоннелях — там, где злобный летающий рот с глазами может поиграть с вами в Pac-man.
Нездоровое воображение авторов ролевой игровой системы Dungeons & Dragons породило множество разновидностей наблюдателей: «созерцатели», «глаза глубин», «зрители» и т.д. Расовая нетерпимость бихолдеров так сильна, что они затевают междоусобные войны даже из-за различий в цветах собственной шкуры или количестве глаз на стебельках. Военные союзы бихолдеры заключают редко, предпочитая при этом помощь злых подземных рас — драу или иллитидов.

Dungeons and Dragons

Любимая игра наблюдателя — волшебные гляделки. Центральный глаз подавляет магию противника, а дополнительные глаза содержат набор заклинаний на любой вкус: от усыпления или замедления до дезинтеграции и окаменения.

Dungeons and Dragons

Совомедведь

Говорят, Гэри Гигакс придумал совомедведя «по мотивам» безымянной пластиковой игрушки из Гонконга, купленной им для игры в Chainmail. Трудно даже представить себе, что именно изображала китайская фигурка, но 30 лет спустя совомедведь стал классическим примером фэнтезийных химер. Возьмите тварь, которую все боятся, прикрутите к ней часть тела от самого неожиданного животного... Вуаля! Рост 3 метра, перья, лапы, когти, клюв, выпученные глаза и мировоззрение бульдозера — такое могло присниться разве что Сальвадору Дали (если бы тот играл в ролевые игры).

Dungeons and Dragons

Желатиновые Кубы

Желатиновые Кубы (Gelatinous cube) — еще один распространенный монстр. Он не может похвастаться свирепостью злобоглаза. Все что он делает, это зловеще наползает на игрока и начинает его медленно и болезненно переваривать, заодно растворяя оружие и экипировку. При попытке порубить его мечом разделяется на более мелкие независимые кубики.

Dungeons and Dragons

Иллитиды

Иллитиды (Illithid) — зловещие работорговцы из Подтемья (Underdark), которые питаются мозгами. Очень умные, имеют способности к телепатии и контролю разума. Мало что так страшит игрока, как потеря управления персонажем. Попавший под контроль варвар вполне может поубивать половину своих товарищей, прежде чем они успеют разделаться с ненавистным иллитидом. Интересно также, что иллитид - это голова. В прямом смысле. Потому что остальная часть тела просто узурпирована кальмароподобной личинкой иллитида у какого-то разумного существа.

Dungeons and Dragons

Аболет

Аболет (Aboleth) - еще один псионический монстр, похож он на здоровенную рыбину с щупальцами. Его характерная черт - 3 глаза расположенные столбиком. Аболеты хитрые и опасные противники, за что любимы ведущими и игроками. Как и иллитиды, они умеют подчинять разум, а также создавать иллюзии. Тела аболетов покрыты слизью, прикосновение к которой вызывает страшную и трудноизлечимую болезнь, превращающую кожу в прозрачную мембрану. Но самая главная их особенность - неограниченный срок жизни в сочетании с постоянно развивающимся мозгом. Как следствие из этого - невообразимые бездны знаний и интеллект за гранью воображения.

Dungeons and Dragons

Четырехногая сухопутная акула (bulette)

Однажды волшебники, страдающие от переизбытка чувства юмора, решили провести эксперимент. Акула, черепаха и броненосец подверглись кровосмесительной связи магическими средствами. Зверушка получилась что надо — четырехметровая, бронированная и очень тупая. Она «плывет» под землей, выставив для наглядности плавник. По задумке Гигакса наземные обитатели должны испытывать от этого ужас.
Боятся — значит, уважают, но только не в случае с сухопутной акулой. Эта тупая «рыба» не только демаскирует свое присутствие плавником, но и имеет привычку нападать на существ, многократно превосходящих ее в силе и прожорливости. Любимое блюдо акулы — люди и полурослики (эльфов с гномами она не переваривает). Большую часть времени акула проводит в спячке, «всплывая» на поверхность лишь для утоления голода.

Dungeons and Dragons

Монстров в AD&D не просто много, их очень много.

Dungeons and Dragons

Dungeons and Dragons

Тарраска-"мечта" любого приключенца

Dungeons and Dragons

Dungeons and Dragons

Ржавильщик-"лучший друг" воинов в латах. Вызывает быструю коррозию стали, питается ржавчиной.

Dungeons and Dragons

Бурый неуклюг (амбер халк)-один из видов монстров D&D, не являющийся широко узнаваемым символом системы, однако достаточно часто встречающийся в официальных продуктах и полностью изобретённый авторами D&D, а потому запрещённый к использованию в рамках OGL. Крупное двуногое существо, похожее на помесь насекомого и гориллы. Характерные черты — способность прокладывать ходы в камне и вводить противников в замешательство взглядом.

Dungeons and Dragons

Мимик-сюрприз для тех, кто решил узнать, что в сундуке.

Dungeons and Dragons

Dungeons and Dragons

Dungeons and Dragons

МИРЫ D&D

Забытые Королевства (Forgotten Realms) — самый проработанный сеттинг системы. Там находятся известные по компьютерным играм города Baldur's Gate и Neverwinter. Там располагается воспетый Сальваторе город темных эльфов Мензоберранзан. Оттуда родом большинство известных героев, начиная Дриззтом До'Урденом и заканчивая Эльминстером.

Dungeons and Dragons

Планшафт (Planescape) — самый необычный сеттинг D&D, поддержка которого, к сожалению, давно прекращена. Необычные расы, невозможные места и уникальные модули посвященные решению вечных философских вопросов. Этот сеттинг лег в основу культовой компьютерной игры Planescape: Torment.

Dungeons and Dragons

Dungeons and Dragons

Эберрон (Eberron) — молодой, но стремительно развивающийся сеттинг, сочетающий в себе элементы нуара, детектива и приключенческого романа. Эберрон — это мир магии, ставшей не отличимой от технологии. Молниевые железные дороги, воздушные суда на элементальном приводе и конечно же полуживые роботы «кованные» (warforged), созданные для сражения в Последней Войне. В этом сеттинге сделаны игры Dragonshard и Dungeons & Dragons Online.

Dungeons and Dragons

Dark Sun (англ. Тёмное Солнце) — один из сеттингов, созданных фирмой TSR для ролевой игры Dungeons & Dragons.
Мир, превращённый безответственным использованием магии в почти безжизненную пустыню, в которой лишь изредка встречаются плодородные оазисы. Аридный климат. Самые распространенные ландшафты на Ахасе (так называется планета): песчаные и каменистые пустыни, курумы, соляные озёра.
Концепция магии: маг черпает энергию для заклинаний из растений и животных.
В качестве прототипов городов-государств Ахаса были использованы цивилизации Древнего Востока и Мезоамерики.
Широкое распространение рабства.
Полезные ископаемые очень редки, в результате чего для изготовления оружия, инструментов и других вещей в качестве материала широко применяется дерево, обсидиан и кость.
Отсутствие богов. Вместо них жрецы поклоняются Стихиям: Земле, Воде, Огню и Воздуху.
Широкое распространение псионики. Псионическими способностями обладают даже животные, а все стандартные расы переделаны с добавлением им хоть небольших пси-способностей.
Полностью оригинальная флора и фауна, широко распространены рептилии и (гигантские) насекомые при почти полном отсутствии млекопитающих. Большое количество хищных растений.
Своеобразная трактовка стандартных рас D&D. Эльфы-кочевники соединили в себе худшие черты цыган и бедуинов. Гномы (dwarves) лишились бород и вообще растительности на теле. Полурослики стали каннибалами и живут в сохранившихся горных лесах.
Новые расы: Три-крины — разумные богомолы, которые не прочь полакомиться гуманоидами, а также мулы — помесь людей и гномов.
Нелетающий дракон.

Dungeons and Dragons

Deadlands, дословно с английского «мёртвые земли» или «пустоши» — ролевая игра в мире альтернативного Дикого Запада. Представляет собой смесь альтернативной истории, стимпанка и хоррора. Для этого сеттинга характерен хоррор-подход, гармонично совмещённый с антуражем Америки XIX века, где гражданская война закончилась изматывающей кровопролитной ничьей, повлёкшей за собой общую депрессию Севера и Юга, совмещённую с холодной войной. Ни одному из двух государств не удалось покончить с индейским сопротивлением колонизации, и банды индейцев продолжают наводить ужас на белые поселения, из-за чего огромные территории до сих пор остаются именно территориями, а не штатами. Железнодорожная война нескольких корпораций, соревнующихся за выгодный контракт длится уже несколько лет, из-за чего до сих пор нет ни одной полноценной железной дороги, а количество убитых наёмников, рабочих и невинных жертв измеряется тысячами. В топках паровозов и машин уничтожения мёртвых земель с громким воем горит «призрачный уголь» — квинтэссенция грешных душ, обречённых на муки в земном аду.
Правда, данный сеттинг не относится к системе AD&D, но очень интересен.

Dungeons and Dragons

Dungeons and Dragons

Равенлофт (англ. Ravenloft) — сеттинг Dungeons and Dragons, выполненный в готической традиции. Равенлофт описывает особое карманное измерение (демиплан), известное под именем «Демиплан ужаса». Демиплан, в свою очередь, состоит из уникальных территорий, называемых доменами. Каждым доменом управляет тиран или злодей (Тёмный Владыка, Дарклорд), заточенный в пределах собственной территории в результате некоторого ужасного поступка. Вершат судьбу демплана и его обитателей таинственные и непостижимые Темные Силы, чьи возможности на демиплане безграничны или близки к этому.

Название сеттингу дал замок Равенлофт (англ. Ravenloft), сердце первого домена Земель Туманов — Баровии.

Dungeons and Dragons

Рокуган (англ. Rokugan) — это выдуманная империя, являющаяся основным сеттингом для настольной ролевой игры в жанре ориентального (восточного) фэнтези «Легенда пяти колец» (англ. Legend of the Five Rings), одноимённой коллекционной карточной игры, настольной игры «Искусство войны» (англ. Art of War) и линейки миниатюр для неё, а также других игровых продуктов, права на которые в настоящее время принадлежат компании Alderac Entertainment Group. Рокуган использовался компанией Wizards of the Coast в качестве базового сеттинга для одной из редакций руководства дополнительных правил «Oriental Adventures» для ролевой игры «Dungeons and Dragons». Эстетика сеттинга базируется как на мифах и легендах Японии, Китая, Индии и Кореи, так и на продуктах массовой культуры, вдохновлённых «дальневосточной эстетикой» — фильмах японского и американского кинематографа, художественной литературе, графических новеллах.

Dungeons and Dragons

Рассказать все в одном посте не возможно. Мир AD&D огромен, имеет несколько редакций, массу книг, руководств и описаний.

Dungeons and Dragons