Порою мы стыдимся того, что у иных народов воспринимается как доблесть, и наоборот – ставим памятные доски тем, кому и могильный холм за кладбищенской оградой за монумент сойдет... Об одном из забытых подвигах русских моряков эта статья.
Так случилось, что, Первую мировую Войну Россия проиграла. Кто виноват – давайте не обсуждать. Это немного другой разговор. Скажу только, что в той войне: - Российская империя заняла почетное первое место по пропорции сдавшихся в плен, - на 1,5 млн. убитых приходилось 3 млн. пленных - К моменту Октябрьской революции/переворота (т.е. еще ДО БОЛЬШЕВИКОВ) дезертировало 30% русской армии. - А Снарядный голод, вопреки мифам, так и не был ликвидирован - При этом армия В РАЗЫ проигрывала своим противникам по артиллерии и авиации, и даже те жалкие 80 тяжелых бомберов «Илья Муромец» делались из импортных запчастей… НУ ДА РЕЧЬ НЕ ОБ ЭТОМ…. Итак, по Брестскому договору 1918 году база флота в Севастополе и Крым не подпадали под территории уступаемые Центральным державам.
Но аппетит приходит во время еды, и воспользовавшись претензиями Украинской Центральной Рады и придравшись к «нарушению нейтралитета Черноморским флотом» германские войска в апреле 1918 года начали наступление на Крым. Во избежание попадания флота в немецкие руки Советское правительство отдало приказ о переводе флота в Новороссийск. Вполне разумное решение, как мне кажется.
Дальше события развивались так:
- 11 мая 1918 г. - командующий германскими войсками на Востоке генерал Эйхгорн категорически потребовал возвратить русские корабли из Новороссийска в Севастополь.
- 23 мая - Германия снова потребовала, чтобы все корабли Черноморского флота были переведены в Севастополь, в противном случае немецкие войска перейдут линию Батайск - Дон - Лайтва и двинутся до рубежа: Дегтево - Валуйки - Белгород - Рыльск.
- 24 мая - начальник Морского генерального штаба доложил Высшему военному совету: "...положение становится все более и более критическим, надо произвести уничтожение судов в Новороссийске...иначе они ...попадут в руки Германии и Турции".
- 9 июня - немецкие войска начали наступление на Воронежском и Батайском фронтах и вновь потребовали возвращения кораблей ЧФ в Севастополь (дав срок до 14 июня), усилив блокадные действия авиацией и подводными лодками.
- 11 июня - на линкоре "Воля" делегатское собрание приняло решение топить корабли.
- 12 июня (ночью) - референдум всех экипажей принял решение (воздержалось 600 чел.): "В Севастополь не идти, флот не топить, а в случае наступления немцев сражаться до последней возможности и лишь только при явной невозможности отстоять флот - его затопить.
- 13 июня - В Новороссийск дана шифртелеграмма № 49, подписанная Лениным: "Подтверждаем приказ: немедленно уничтожить суда…»
Через день - два началось массовое дезертирство с кораблей. Усилился натиск германской дипломатии, командир линейного корабля "Воля" А.И.Тихменев начал агитацию за немецев, одновременно приказывает готовить корабли к походу, и дает радио начальнику Севастопольского порта: "Принимаю все меры к переводу флота в Севастополь к 19 июня". – т.е. сдаче кораблей немцам.
- 17 июня - по приказу Тихменева некоторые корабли остатками команд стали выводиться на рейд и, имея флагманом линкор "Воля" под Андреевским флагом, пошли в Севастополь (7 эсминцев и вспомогательный крейсер "Социальная революция" затопились на переходе). Линкор "Свободная Россия" из-за нехватки специалистов не мог оторваться от стенки. На остающихся кораблях были подняты флажные сигналы: "Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России".
- 18 июня - В 15 часов 45 минут началось затопление кораблей в Цемесской бухте (линкор "Свободная Россия", 6 эскадренных миноносцев и 2 миноносца, посыльное судно, 6 военных транспортов). Производивший затопление эсминец "Керчь" ушел к Туапсе и затопился сам. Вот такая грустная история… А теперь вопрос. Есть ли тут герои? В целом ведь симпатии современных, демократических, общечеловеческих либерально настроенных россиян на стороне моряков которые НЕ ЗАТОПИЛИ КОРАБЛИ, и пошли сдаваться немцам…
Сначала эти самые морячки побыли по немцами, потом под бывшим союзниками, послужили белым., а потом… А потом остатки императорского военно-морского флота: 3 линкора, 1 крейсер, 2 вспомогательных крейсера, 10 эсминцев, 4 подводные лодки, 12 канонерских лодок, более 20 катеров, 9 плавбатарей и других судов - так называемый "Белогвардейский флот", в ноябре 1920 г. ушел в Бизерту (Тунис), где благополучно и издох, поржавел или была грамотно реализован французам и итальянцам.
А те моряки, что затопили корабли? Ну ясное дело – это точно большевицкие негодяи, топившие корабли, вместо того, что отдать их немцам, «белым», союзникам, туркам – кому угодно, лишь бы против большевиков…. Как то так?
А теперь посмотрите, пожалуйста, на одну фотографию…
Это Немецкий Флот Открытого моря капитулировавшей Германии год спустя. В бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах, Великобритания. Уже не было Кайзера, в Германии бурлила революция, а вместо монархии намечалась республика, короче - дело мутное.
В 1919 году немецкий контр-адмирал фон Ройтер, после капитуляции Германии по приказу из Берлина привел остатки флота в Скапа Флоу, где сдался англичанам, для передачи их победившим странам. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия (например, попытавшись сбежать в нейтральную Норвегию), англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и множество сторожевых кораблей.
21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья.
Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны.
Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии. Как я уже писал в самом начале, русские – больная нация.
Болячки у русских разные, но одна особенно неприятная – «национальный мазохизм и потеря ориентиров»: Поступок моряков Черноморского флота не сдавших свои корабли немцам - нем геройским не кажется. Чего еще можно ожидать от прихвостней большевиков. А вот метания командиров «белых кораблей», сдавшихся немцам, а потом сгноившим остатки флота в Бизерте (а Африке!) – для нас трогательно умилительны. Хотя ведь имеется «лакмусовая бумага», как в таких ситуациях надлежит поступать, который показал контр-адмирал фон Рейтер.