
Чем славится индийская японская автомобильная культура? Специалисты мигом расскажут про особенности Bosozoku, Garuchan, VIPStyle и других направлений отчаянного и смелого тюнинга, страны упорно претендующей на Южный Курилы. На мой же, сугубо личный взгляд, главная автомобильная субкультура Японии – это “кей-кары”.
Kei-car можно назвать помесью мотоцикла и микроавтомобиля с лилипутским моторчиком, утлыми габаритами и весьма условным уровнем комфорта. Впрочем, хоть горшком на колесах его называй – все равно он маленький и, даже если обидится, дать сдачи не сможет.
Впервые, о “кей-карах” заговорили после Второй мировой войны, когда обескровленная экономика страны Восходящего солнца только начинала подниматься из руин. Потребности японцев в собственных транспортных средствах росли, но большинство не могли позволить себе полноценный автомобиль. Разве только мотоцикл, да и то в самом лучшем случае. Тогда-то японское правительство и придумало концепцию keijidosha, дословно означающую “легкий автомобиль”. На модный международный манер слово keijidosha затем переиначили в K-car или kei-car

С технической точки зрения у “легких автомобилей” два главных ограничения – это объем мотора и габариты. Скажем, в современной Японии длина, ширина, высота “кей-кара” не должна превышать соответственно 3,4 м, 1,48 м и 2 м. Максимальный объем мотора – 660 см3, а мощность 63 л.с. максимум. Но то сейчас. В самом начале пути “кей-кары” подразумевали совсем скромные мотоциклетные моторы до 150 “кубиков”! Тошнотная динамика компенсировалась наличием крыши и какого-никакого багажника, то есть того чего у мотоцикла не было в принципе. Кроме того, “кей-кары” стоили недорого, а правительство расщедрилось на налоговые послабления для владельцев. Короче говоря, новинка пришлась к месту, а скорее даже ко времени.
Со временем объем двигателя keijidosha увеличивался, а по уровню оснащения “кей-кары” достаточно быстро вышли на один уровень с полноразмерными автомобилями. Скажем, дисковые тормоза и АКП появились на них еще в 60-х.
Самое удивительное, рост экономики Японии, повлекший резкое увеличение благосостояния граждан, не сказался на популярности кей-каров. Просто их стали покупать не потому что не хватало денег на нечто более солидное, а потому что так удобнее и прикольнее. Хотя налоговые и страховые бонусы для малышей действуют до сих пор. К тому же, маленькие машинки гораздо лучше чувствуют себя в суете японских мегаполисов, а их очаровательный дизайн просто не может не умилять.
“Кей-кары” приглянулись не только частникам, нашлась для них работа и в коммерческих автопарках Японии. Первыми за за витавшую в воздухе идею ухватились в Subaru. В самом деле, а почему не сделать из “кей-кара” развозной микроавтобус или грузовичок, а говоря по-японски Keitora?