Всенародно любимый режиссёр Эльдар Рязанов снял большое количество успешных и известных картин: «Ирония судьбы», «Вокзал для двоих», «Служебный роман», и этот список можно продолжать долго. А вот фильм «Забытая мелодия для флейты» не так широко известен, а ведь именно он чуть не стал последним творением Рязанова. Что происходило за кадром этой ленты, речь пойдёт в данном посте.
В этом году, 18 ноября, мастеру исполнилось бы 92 года
Сатирическая пьеса «Аморальная история» была написана Рязановым в 1976 году, в соавторстве с Эмилем Брагинским. Но попытки поставить её на сцене не увенчались успехом, слишком жёстко высмеивались в ней советские чиновники. Даже слова песни, которая позже звучала в фильме, были написаны очень остро для того времени: «Мы не пашем, не сеем, не строим. Мы гордимся общественным строем. Мы бумажные важные люди». Лишь только когда наступила перестройка, Рязанов получил добро на экранизацию
По мнению Рязанова, лучше всего на главную роль в фильме подходил Леонид Филатов, и по типажу, и по отрицательному отношению к бюрократии во всех её проявлениях. Но он в это время снимался в другой картине. Режиссёр решил, что будет ждать актёра столько, сколько необходимо. Филатов с радостью согласился воплотить на экране чиновника из культурного ведомства
Рязанов решил начать натурные съемки, которые можно было делать без главного героя. Некоторые из них проходили в горах Казахстана, на приличной высоте, куда каждый день поднималась вся съемочная группа, во главе с режиссёром. Ни для кого не секрет, что в горах существенно понижено атмосферное давление, именно из-за его резкого перепада у Рязанова случился микроинсульт. Режиссёра экстренно госпитализировали, и строго-настрого запретили любое перенапряжение. Но отказываться от съёмок он и не собирался
Вскоре Леонид Филатов закончил съёмки, и уже мог преступать к новым. Но Рязанов всё ещё был в больнице, и тут началось самое интересное. По словам режиссёра, он не мог категорически спать в больнице. Один из его соседей по палате храпел как танк, а другой только недавно перенес сложную операцию, и громко стонал. «Я каждый вечер уезжал спать к себе домой. Утром вставал в шесть утра, собирался, и к обходу уже был на больничной койке. Меня осматривали, делали необходимые процедуры, после чего я мчался на съёмочную площадку, и не смотря на своё плохое самочувствие, работал изо всех сил, и к вечеру ехал в больницу» - рассказывал Рязанов в одном интервью. Таким образом прошёл весь первый месяц съёмок
Рязанова и Филатова связывала крепкая творческая дружба. Режиссёр считал Леонида очень ответственным и собранным. Между ними никогда не было никаких разногласий, они всегда отлично понимали друг друга. А Филатов признавался, что работать с Рязановым одно удовольствие
На тот момент, здоровье Леонида Филатова тоже оставляло желать лучшего. Он работал на износ, и не делал перерывов между съёмками. Его мать и другие родственники, тщетно уговаривали Леонида отдохнуть хотя бы немного. К тому же, его мама очень переживала, что он будет играть в фильме смерть героя, хоть и клиническую. А всё потому, что среди актёрской братии есть такое поверье, что плохая примета играть в кино чью-нибудь кончину. Конечно же Филатов только посмеялся над глупыми суевериями, и сказал, что не собирается умирать от сердечного приступа
Леонид Филатов рассказывал об этом моменте: «Я столько раз играл в кино чужую смерть, что роль Филимонова в «Забытой мелодии для флейты», наверняка уже никак не сможет повлиять на мою судьбу. А мама просто очень впечатлительная, и когда она смотрела этот фильм, то на моменте клинической смерти моего героя, переключала на другую программу, и плакала. Я пытался её убедить, что это всё просто глупо!»