8 мая 2024
314

Вертолет КА-50

Вертолет КА-50

В начале 1980-х годов произошел значительный прорыв в области вертолетостроения, который оказался заметным как в Европе, так и в США. В этих странах появились новые модели вертолетов, которые, по утверждениям их создателей, могли кардинально изменить характер современной военной борьбы.

Весь мировой авиационный прогрессивный сектор с нетерпением ожидал, каким образом на это отреагируют российские разработчики, которые всегда стремились иметь технику, не уступающую по качеству своим потенциальным противникам.

В западных странах было недостаточно информации о наших разработках. Некоторые сведения поступали от служб разведки, но они были ограничены, а фотографии, если и появлялись, то с недостаточным качеством. Однако четкой информации о создании нового вертолета, который на тот момент был еще сверхсекретным, западные страны не получали. Различные источники трактовали эту информацию по-разному, что только усиливало загадочность вокруг данной разработки.

Вертолет КА-50 Черная акула

Концепция КА-50

Советские инженеры задумали вертолет сразу как ответ на американский AH-64 Apache. Новая боевая машина разрабатывалась в абсолютном духе ОКБ «Камов»: двухвинтовая соосная схема без рулевого винта. 

Назначение нового вертолета было определено очень быстро: непосредственная поддержка наземных войск, аналогично Ми-24, который уже заслужил уважение. Работы по проектированию завершились в декабре 1972 года, однако первый полет состоялся только спустя 10 лет, 27 июня 1982 года, из-за ряда причин, включая испытания и проверки.

Вертолет КА-50 Черная акула

Вертолет изначально получил название В-80Ш1 (Вертолет 80-х годов, штурмовой) и был представлен как всепогодная машина для выполнения сложных и сверхсложных боевых задач на предельно малой высоте. По своей компоновке новый «боец», позже ставший известным как КА-50, значительно отличался от ранее созданных машин ОКБ «Камов». 

КА-50 имел "самолетный" фюзеляж и хвостовое оперение, убирающееся шасси и более крупное крыло по сравнению с другими вертолетами. Одним из ключевых отличий этого вертолета стало использование в нем только одного летчика. Это решение потребовало от конструкторов применения большого числа вычислительных комплексов, которые облегчали задачи пилотирования и управления вооружением.

Вертолет КА-50 Черная акула

Для Ка-50 также была основательно разработана силовая установка. Пара газотурбинных двигателей ТВ3-117ВМА была размещена по обеим сторонам верхней части фюзеляжа. Эти мощные двигатели были оснащены экранно-выхлопными устройствами, чтобы снизить их инфракрасную заметность в боевых условиях. Кроме того, к двигателям была добавлена специальная система пылезащиты, которая сокращала износ лопаток компрессора. В остальном технические характеристики двигателей были аналогичны тем, что применялись у большинства других вертолетов.

Зубы, когти и западное любопытство

Уникальный прицельно-пилотажный комплекс позволял вертолету Ка-50 одновременно применять вооружение и выполнять энергичные маневры. Благодаря бортовой электронно-вычислительной машине (ЭВМ) в автоматическом режиме вертолет мог получать целеуказания от других вертолетов, самолетов раннего предупреждения и любых других наземных комплексов. Эта информация выводилась на специальный индикатор тактической обстановки и дублировалась на индикаторе лобового стекла.

Вертолет КА-50 Черная акула

Наличие такой информации значительно упрощало процесс выбора и применения вооружения летчиком. Дополнительно к системам индикации, в вертолете Ка-50 использовалась нашлемная система целеуказания «Обзор-800». Особенность этой системы заключалась в том, что летчик мог, используя нашлемный прицел, непосредственно передавать сигнал к атаке на приемники ракет, расположенные на подвесках, через преобразующее устройство.

Летчик, поворачивая голову в одну или другую сторону, мог ориентировать головки самонаведения ракет в нужном направлении. Применение этой системы позволило достичь уникального показателя - захват цели производился всего спустя полторы секунды после наведения прицела на нее. За управление всеми системами отвечали не один, не два, а четыре цифровых вычислительных компьютера: первый управлял навигацией, второй отвечал за обнаружение целей и применение вооружения, третий непрерывно проводил тестирование всех систем и узлов, а четвертый служил резервным.

Авиационные эксперты неизменно восхищались боевыми возможностями вертолета Ка-50 и его вооружением. В его арсенале находилась автоматическая 30-мм пушка 2А42, которая могла выпускать до 500 выстрелов в минуту. Эта пушка, также устанавливаемая на бронированные машины пехоты БМП-2, имела уникальные характеристики: она была массивной и имела более низкую скорострельность по сравнению с другими аналогичными пушками, но при этом обладала высокой точностью поражения целей на расстоянии до 3000 метров. Важно отметить, что пушка 2А42, применяемая в Ка-50, обладала значительно большей подвижностью по сравнению с пушкой M-230, используемой в вертолете Apache.

Вертолет КА-50 Черная акула

Для питания фугасными и осколочными боеприпасами пушка использует два патронных ящика, общий боезапас которых составляет 460 патронов. Она способна стрелять очередями по 10 или 20 выстрелов. При выборе пушки 2А42 конструкции Грязева для вертолета Ка-50, инженеры из КБ «Камов» учли неслучайно особенности среды эксплуатации. Замена обычной ГШ-301 была обусловлена желанием обеспечить надежность стрельбы в условиях высокого уровня пыли и недостаточного охлаждения на малых высотах и скоростях.

На Ка-50 четыре пилона предназначены для подвешивания подвесного вооружения и могут поворачиваться вперед и назад с помощью специальных гидроприводов, обеспечивая угол до 10 градусов. Каждый из этих пилонов может вместить до 12 ракет противотанкового комплекса "Вихрь" от Тульского КБ приборостроения под руководством Аркадия Шипунова. 

Этот комплекс оснащен лазерной системой наведения с максимальной дальностью пуска до 10 километров, что обеспечивает эффективное поражение любых подвижных и неподвижных бронированных целей. Помимо противотанковых ракет, Ка-50 может перевозить практически любой авиационный боеприпас под крылом, масса которого не превышает 500 кг. Система "Вихрь" способна поражать танки противника с высокой вероятностью даже при наличии систем активной защиты и динамической брони.

Вертолет КА-50 Черная акула

Защита вертолета обеспечивает его выживаемость в экстремальных условиях. Это связано с применением уникальных концепций пассивной защиты, зарожденных под влиянием опыта создания самолета-штурмовика Су-25. Кабина и фюзеляж этого самолета могли выдерживать множество попаданий различного калибра, что послужило вдохновением для разработчиков вертолета. 

Хотя конкретные детали системы защиты остаются секретом, известно, что она включает средства обнаружения лазерного и радиолокационного излучения, а также автоматический механизм для выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей. Кроме того, вертолет может быть дополнительно оборудован подвесным контейнером, содержащим систему радиоэлектронного подавления, способную противодействовать ракетам, выпущенным из переносных зенитных комплексов, включая современные ракеты "Стингер".

В случае катастрофы вертолета из-за огня противника, он оборудован автономными системами тушения пожара, расположенными в двигателях и кабине. Новшеством является катапультируемое кресло с ракетной системой выталкивания. Система, произведенная НПП "Звезда", выстреливает лопасти вертолета и верхнюю часть фонаря кабины при приказе катапультирования. После этого специальные двигатели реактивной системы выталкивают пилота и кресло по специальному тросу. После остановки двигателей системы привязные ремни автоматически разрезаются, а спинка кресла отделяется от пилота, освобождая купол парашюта. Эта система обеспечивает безопасное катапультирование экипажа при различных скоростях и высотах.

Стоит упомянуть также и о том, какое внимание уделялось новой боевой машине со стороны западных спецслужб. Вспоминает генеральный конструктор ОКБ «Камов» Сергей Михеев:

Вертолет КА-50 Черная акула

«Чтобы ввести в заблуждение сотрудников иностранных спецслужб, работникам ОКБ «Камов» пришлось идти на множество хитростей. Так, например, чтобы внешний облик новой боевой машины не стал достоянием общественности, инженеры «Камова» имитировали на корпусе вертолета двойную кабину, сколотив специальную надстройку - лишний двигатель придумали, чтобы еще больше ввести в замешательство иностранцев. Даже пушку размещали с разных сторон. Эдакая игра в «кошки-мышки» была. В целом, работа по сохранению секретности, конечно, велась уникальная. Вплоть до 1992 года, пока не было принято решение показать КА-50 на выставке, никто не получил и сотой части информации по этому вертолету».

Боевое применение вертолёта КА-50

В заключение боевых действий в конце 2000-х годов было подтверждено, что использование прицельных, пилотажных и навигационных систем оказалось эффективным. Группа, состоящая из двух вертолетов Ка-50 и двух модифицированных КА-29, предназначенных для целеуказания, успешно выполняла задачи поддержки наземных войск и не была серьезно повреждена.

Особое внимание уделялось быстрой адаптации летчиков к управлению одноместными вертолетами и надежности техники. Полковник Александр Рудых, пилот Ка-50, отмечал надежность вертолетов и отсутствие серьезных поломок в ходе боевых действий

:

Вертолет КА-50 Черная акула

«Работали обычно в паре. Ведущий отстрелялся и стал набирать высоту, а я начал работать неуправляемыми ракетами. Ракеты легли очень ровно, попали в склад с боеприпасами. Склад рванул так, что, наверное, горы сдвинулись. Первой мыслью было -ну все, сейчас и меня зацепит, и Серегу (пилот ведущей машины). Смотрю - значит, впереди - взрыв стеной, с боков - отвесные горы. Что делать - я ручку на себя и начал набирать высоту. Оглядываюсь, а ведущего нет. Я его по рации запрашиваю, а он оказывается уже ушел из-под огня. Потом когда уже разбирали задание, я его спросил – «Какая у тебя была вертикальная скорость то?». Точно не считали, но получилось что-то около 35 метров в секунду. То есть получается, что он за эти 30 с небольшим секунд больше тысячи метров набрал».

Вертолет КА-50 Черная акула

По сравнению, скорость набора высоты у вертолета AH-64 Apache составляет всего 8 метров в секунду. Если бы американский вертолет оказался в аналогичной ситуации, он, скорее всего, не смог бы избежать огня. В последующих отчетах летчики отмечали, что благодаря новой прицельной системе они допустили промахи по целям лишь в 1% случаев.

Илья Матвеев, доцент кафедры Казанского научно-исследовательского технического университета (КАИ) и эксперт в области авионики, в интервью телеканалу "Звезда", выразил интересное мнение о перспективах Ка-50. Он отметил, что потенциал модернизации проекта Ка-50 до сих пор не исчерпан.

«Там, безусловно, еще есть куда работать. Например, над применением новых материалов, новых систем управления и наведения. Также достаточно можно сделать, поработав над управляемым вооружением, а на него, я знаю, сейчас и делают основной упор».

Вертолет КА-50 Черная акула

Эксперт отметил, что все лучшее было взято от «Черной акулы» для других проектов, в том числе и для Ка-52. Особое место в проекте Ка-50 эксперт уделяет именно системам авионики.

«Авионика действительно хороша. Несмотря на то, что применяли новые наработки в Ка-50 практически с нуля, они получились как минимум не хуже, чем у зарубежных вертолетов, а в области управления вооружением - даже намного превзошли их», - отмечает эксперт.

Взгляд на перспективы

При создании вертолета Ка-50 были внедрены значительные технические возможности. Хотя было произведено всего 15 экземпляров этой модели в различных вариантах, он получил продолжение в виде усовершенствованной версии - Ка-52. Этот двухместный вертолет сохраняет основные черты предшественника, но теперь оборудован двухчленным экипажем. Один член экипажа управляет вертолетом, а другой отвечает за использование вооружения и наблюдение за боевой обстановкой.

Вертолет КА-50 Черная акула

Новый вертолет Ка-52 продолжил традицию предшественника, обогатив его вооружение и системы. Министерство обороны России заключило контракт на поставку 140 экземпляров этой модели до 2020 года, с возможным увеличением количества в будущем. Это свидетельствует о том, что проект "Черная Акула" остается актуальным и востребованным для обеспечения обороны страны.

От автора: Полностью согласен! Наша техника достойна восхищения, и это заслуга наших талантливых конструкторов. Я также выражаю признательность всем вооруженным силам России за их службу и преданность!