Проблема противоракетной обороны впервые стала перед Англией в ходе Второй Мировой войны. С крылатыми ракетами ФАУ-1 еще как-то справлялись средства ПВО, но перед баллистической ракетой ФАУ-2 все современные средства защиты спасовали. Противодействия не существовало.
В СССР проблемой противодействия в рамках проекта "Анти-ФАУ" занялись в 1945 году. За четыре года исследований в этой области был разработан проект противоракетной обороны который состоял из РЛС дальнего обнаружения, РЛС сопровождения цели, вычислителя и противоракеты. Проект не нашел практического применения. Страны Запада делали ставку на бомбардировочную авиацию, а возможности баллистических ракет были невысоки из-за отсутствия у них боевой части с ядерным зарядом.
Да и основные силы разработчиков были направлены на создание системы ПВО Москвы С-25 "Беркут" против единственно возможного в то время способа доставки ядерных зарядов - бомбардировочной авиации противника.
В начале 50-х в США корпорация "Крайслер" построила, по чертежам и непосредственным руководством Вернера фон Брауна, боевую баллистическую ракету оперативно-тактического назначения PGM-11 "Redstone". "Redstone" являлась прямым развитием ракеты Фау-2.
PGM-11 "Redstone"
Ракета была оснащена отделяющейся термоядерной головной частью, запускалась с мобильного комплекса и имела дальность полета 600 километров.
В августе 1953 года к высшему руководству СССР поступило обращение от военного командования страны, в число подписавших это обращение входили начальник Генерального штаба МО В. Д. Соколовский, 1-й зам. министра обороны Г. К. Жуков, зам. министра обороны A.M. Василевский, командующий артиллерией М. И. Неделин, Председатель Военного совета МО И. С. Конев, командующий ПВО К. А. Вершинин и заместитель командующего ПВО Н. Д. Яковлев. В "Письме семи маршалов" говорилось:
В ближайшее время ожидается появление у вероятного противника баллистических ракет дальнего действия как основного средства доставки ядерных зарядов к стратегически важным объектам нашей страны. Но средства ПВО, имеющиеся у нас на вооружении и вновь разрабатываемые, не могут бороться с баллистическими ракетами.
В сентябре 1953 года письмо маршалов обсуждалось на Научно-техническом совете Третьего главного управления при Совете Министров СССР. На фоне скептических и резко отрицательных оценок многих известных учёных: «Это такая же глупость, как стрельба снарядом по снаряду»- член-корреспондент АН СССР А. Л. Минц, «Неимоверная чушь, глупая фантазия предлагается маршалами. Это просто неразрешимые ребусы и только» — главный конструктор С-25 А. А. Расплетин, тему ПРО активно поддержал 34-летний руководитель радиотехнического отдела № 31 КБ-1, полковник Григорий Васильевич Кисунько. Опираясь на проведённые им расчёты, он высказал уверенность, что создание РЛС, способных обнаруживать и сопровождать баллистические ракеты, в ближайшее время возможно. Результатом стало решение о начале поисковых работ в КБ-1 и Радиотехническом институте АН СССР.
В декабре 1953 года в КБ-1 под руководством доктора технических наук Лившица создана лаборатория по изучению проблем ПРО.
Система противоракетной обороны получила кодовое название "Система А". Для её испытаний был построен полигон Сары-Шаган в Казахстане.
Непосредственно противоракетой занималось КБ "Факел" под руководством Петра Грушинина. 20 ноября 1953 года постановлением Совета Министров СССР № 2838—1201 в подмосковных Химках для разработки новейших образцов ракетной техники и зенитных управляемых ракет создано Особое Конструкторское Бюро № 2 ОКБ-2, с 1967 Машиностроительное конструкторское бюро "Факел", Пётр Дмитриевич Грушинин назначен его руководителем на должность "Главный конструктор — начальник ОКБ". В ОКБ вошли специалисты-ракетчики КБ-1 и ОКБ-293 М. Р. Бисновата. С этого момента до конца 1980-х имя авиаконструктора исчезает из поля зрения, о его работах знает только ограниченный круг лиц в руководстве СССР.
Проект противоракеты получил название В-1000. Для этой ракеты были сконструированы два вида боеголовок. Одна с ядерным зарядом, другая осколочная с 16 тысячами шариков с ядром из твердосплавного карбида вольфрама, тротилового заряда и стальной оболочки. Масса боевой части 500 кг.
Ракета В-1000 двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Стартовый ускоритель твердотопливный с тягой 200 тысяч тонн. В качестве маршевого использовался жидкостный ракетный двигатель, который разгонял В-1000 до скорости в 1500 м/с. Средняя скорость более 1000 м/с. Эффективный перехват высокоскоростных баллистических целей на высотах до 25 километров.
4 марта 1961 года противоракета В-1000 выполнила свой первый перехват. В качестве цели служила баллистическая ракета Р-12, которую запустили с полигона Капустин Яр.
стартовая позиция противоракет "Системы А"
РЛС "Системы А" обнаружила запущенную ракету на расстоянии 1500 километров. Автоматика вычислила траекторию полета цели, запустила ракету, которая пролетев 60 км на высоте 25 км взорвалась в 30 метрах от боеголовки, которая приближалась со скоростью 2500 км/ч. Шрапнель разорвала боеголовку Р-12, тем самым вывев её из строя. Задача по перехвату цели была выполнена. Этот перехват является первым в мировой истории полностью успешным перехватом баллистической ракеты.
Сары-Шаган полигон "Система А"
Сама ракета В-1000 на вооружение не принималась, она стала прототипом и толчком к развитию строительства всех последующих противоракет СССР.
На основе "Системы А" была создана противоракетная система А-35.