История "Титаника" действительно олицетворяет собой сложный момент, где можно выделить и недостатки в действиях экипажа, и их профессионализм.
Скорость судна была высокой для того времени, но она не была максимальной, и не имела цели побить рекорд скорости. На момент крушения судна оно двигалось со скоростью, приемлемой для ночного плавания в этих условиях.
Однако, когда возникла угроза столкновения с айсбергом, реакция команды была недостаточной. Согласно правилам плавания того времени, капитан судна должен был приказать изменить курс или остановить двигатели, чтобы избежать столкновения. Вместо этого "Титаник" пытался увернуться от айсберга, что привело к тому, что судно столкнулось с ним.
Следует отметить, что в момент бедствия многие члены экипажа проявили высокий профессионализм и самоотверженность в спасении пассажиров. Были предприняты меры по эвакуации, запуску шлюпок и спасении людей. Однако, были и недостатки в организации этого процесса - не все шлюпки были заполнены до максимальной вместимости, многие из них ушли судно с незначительным числом пассажиров на борту из-за недостаточного обучения членов экипажа или паники.
Таким образом, в рассмотрении действий экипажа "Титаника" можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты. Среди них - профессионализм и самоотверженность, а также ошибки в реакции на угрозу и недостаточная подготовка к эвакуации.
"Мавритания" на полном ходу. 1907 год.
"Титаник" представлял собой выдающийся образец роскоши и комфорта для своего времени. Его конструкторы вложили большие усилия в создание судна, которое не только обеспечивало высокий уровень комфорта для пассажиров, но и было величественным символом превосходства технологий и роскоши.
В фокусе проектирования "Титаника" стояло обеспечение максимального комфорта для пассажиров, а не преследование рекордов скорости. Это объясняет его большие размеры и разнообразие предложений для развлечения и отдыха. Несмотря на то, что "Титаник" не был предназначен для побития рекордов скорости, он все же представлял собой одно из самых больших и роскошных судов своего времени.
Интересно, что фокус на комфорте и роскоши сегодня также остается важным аспектом при создании круизных лайнеров. Многие современные круизные суда стремятся предложить пассажирам широкий спектр развлечений, ресторанов высокого класса, спа-центров и других услуг, чтобы обеспечить им незабываемый отдых.
Таким образом, "Титаник" был настоящим монументом роскоши и комфорта своего времени, предлагая пассажирам уникальный опыт путешествия по океану.
Тренажерный зал на "Титанике"
Один из ресторанов
Кафе Parisien
Салон и зал для курения. Помещения для пассажиров первого класса.
Стремление "Титаника" сохранить высокую скорость было связано не только с конкуренцией с другими лайнерами, но и с престижем компании-владельца. Опоздание на полдня от заложенного графика действительно могло негативно сказаться на репутации компании, особенно учитывая интенсивную конкуренцию в индустрии пассажирских перевозок.
Скорость суперлайнеров того времени была впечатляющей, и встреча с ними на море для малых судов действительно представляла серьезный риск из-за высокой скорости и массы лайнеров. Но даже при оптимизации скорости и комфорта, безопасность должна была оставаться важнейшим приоритетом, особенно при прохождении через зону, где могли встретиться айсберги.
В этом контексте роковая ночь "Титаника" становится предметом внимания. Даже при отсутствии видимых препятствий, таких как шторм или туман, определение скорости и принятие соответствующих мер предосторожности могли бы быть решающими для предотвращения катастрофы.
Капитан Эдвард Джон Смит
Капитан "Титаника" Эдвард Смит стоял перед дилеммой между поддержанием графика и обеспечением безопасности судна и его пассажиров. Давление со стороны высшего руководства компании, в том числе председателя и директора "Уайт Стар Лайн" Джозефа Брюса Исмея, вероятно, оказало значительное влияние на его решения.
Однако, решения о безопасности судна должны приниматься исключительно капитаном. В данном случае, когда поступило предупреждение о возможных айсбергах на пути, было бы логично снизить скорость и принять дополнительные меры предосторожности. Несмотря на то что капитан должен был следовать указаниям, его главная обязанность заключалась в обеспечении безопасности судна и пассажиров.
Ответственность за несообщение капитану важной радиограммы лежит на старшем радисте Джеке Филлипсе, который, будучи в затруднительной ситуации, не передал капитану предупреждение о наличии айсбергов на пути "Титаника". Однако, его смерть во время катастрофы делает невозможным окончательное выяснение причин этой неудачи.
Каждое звено в цепи судоводства, начиная с капитана и заканчивая членами экипажа, несет свою долю ответственности за безопасность судна и его пассажиров.
Старший радист Джон Джордж (Джек) Филлипс. В этом рейсе ему исполнилось 25 лет.
В условиях безлунной ночи и темноты бинокли могли оказаться не слишком полезными для обнаружения айсбергов на расстоянии. В таких условиях наблюдатели скорее всего полагались на свой невооруженный взгляд и обращали внимание на какие-либо признаки, указывающие на наличие препятствий впереди.
Стоит также отметить, что даже современные суда, оснащенные передовым оборудованием, могут столкнуться с трудностями при обнаружении айсбергов, особенно в темное время суток или в условиях низкой видимости из-за тумана или дымки. Подобные инциденты, как упомянутые вами, подчеркивают важность осмотрительности и осторожности в море, даже при наличии современных навигационных средств.
Информация о других случаях столкновения с айсбергами в море подчеркивает, что подобные происшествия не ограничиваются историей "Титаника". Это напоминает о необходимости постоянного соблюдения мер безопасности и осторожности при морских переходах, особенно в районах, где существует риск столкновения с айсбергами или другими ледяными препятствиями.
Суда "Ханс Хеттов" и "Эксплорер"
Разница во времени между фиксацией айсберга и столкновением вызывает некоторые вопросы и дает основания для дальнейшего анализа. Если принять во внимание, что время столкновения, указанное полковником Грейси, действительно ближе к 23:45, а сообщение о замеченном айсберге было передано в 23:39, то это означает, что между получением предупреждения и столкновением прошло несколько минут.
Это время, даже если оно короче, чем обычно упоминается в рассказах о катастрофе, могло оказаться недостаточным для предотвращения столкновения из-за массы и инерции судна. Действия офицера Мердока в тот момент пытаясь повернуть судно вправо, чтобы обойти айсберг, были, вероятно, направлены на минимизацию ущерба и могли быть единственной попыткой избежать столкновения при данных обстоятельствах.
Этот инцидент иллюстрирует сложность обстановки на судне в критический момент и подчеркивает значимость оперативной и правильной реакции на угрозу. Впрочем, конкретные обстоятельства происшествия и последующие действия всегда вызывают дискуссии и разногласия, и история "Титаника" не стала исключением.
Почему же он тут же отдал команды «Стоп машина» и «Полный назад»?! Ведь опытному моряку известно, что такие меры существенно ограничивают маневренность судна и уменьшают шансы на избежание столкновения! Более того, после команды «Полный назад» реальное включение заднего хода могут выполнить лишь через 30 секунд, оперативнее просто невозможно.
Ответ на этот вопрос кажется очевидным, и удивительно, что до этого никто не обратил внимание. Айсберг был замечен наблюдателями на мачте на высоте приблизительно 20 метров над уровнем палубы, что позволяло им обнаружить его раньше, не ограниченными стеклом или светом внутри корабля, и обеспечивало лучший обзор.
А в это время в рубке
Что же происходило в это время? Правильно, в рубке еще не заметили айсберга. Мердок отдал команду о повороте, не видя препятствия. Секунды медленно тянулись, вахтенный офицер напряженно вглядывался в темноту, но айсберг так и оставался незамеченным, и его размеры были неясны. Очевидно, что нужно было срочно принять меры для уменьшения ущерба от столкновения. Поэтому Мердок отдал команды «Стоп машины» и немедленно «Полный назад». Не прошло много времени, как он наконец увидел ледяную гору и приказал сделать максимальный поворот направо, возвращая судно на прежний курс.
Однако откуда взялись эти злополучные 37 секунд? Британская комиссия провела подобные маневры на другом судне и определила, что для поворота судна на такой скорости требуется примерно столько времени. Но важно помнить, что Мердок выравнивал судно и дал команду на поворот уже после того, как айсберг был обнаружен, так что эти 37 секунд могли быть недостаточными.
Я убежден, что айсберг был замечен на гораздо большем расстоянии, чем утверждают некоторые источники, и до столкновения прошло, скорее всего, более минуты. Но, к сожалению, мы вынуждены перейти к другой теме, несмотря на желание развить эту версию.
Мифы и факты
Давайте разберем мифы и факты, а не строим предположения. Один из мифов утверждает, что на «Титанике» не были загружены красные сигнальные ракеты, которые бы указали другим судам на бедствие. Однако, красные ракеты не были считались общепризнанным сигналом бедствия до гибели "Титаника".
В то время, сигнальные ракеты через равные промежутки времени использовались для выражения просьбы о помощи на море. Команда «Титаника» запустила восемь ракет с пятиминутным интервалом, что было единственным способом привлечь внимание в открытом океане.
Однако, есть и обвинения в том, что шлюпки спускались медленно и не все были загружены полностью, что привело к большому количеству жертв. Но давайте подумаем, если бы команда ждала, пока все шлюпки заполнятся, это заняло бы много времени и, скорее всего, меньше людей бы смогли спастись
Вполне возможно, что в самом начале многие пассажиры не проявляли особого желания садиться в шлюпки, и лишь позднее, когда ситуация становилась критической, люди начинали уходить на спасательные суда, и это означает, что последние шлюпки уходили уже переполненными. Но есть малоизвестный факт, который может изменить ваше мнение об этом.
Председатель комиссии по расследованию причин катастрофы "Титаника", сенатор Уильям Олден Смит, лично присутствовал на лайнере "Олимпике" во время его визита в США 25 мая 1912 года. По его просьбе команда "Олимпика" провела показательный спуск спасательной шлюпки с полной загрузкой.
И вы не поверите, сколько времени занял этот процесс - целых 18 минут! Это происходило в идеальных условиях среди белого дня, с пассажирами, которые следовали командам, и обученной командой. Так что, даже при наличии тренированных моряков и согласованных действий пассажиров, спуск шлюпок занимал много времени.
Эвакуация
Эвакуация на "Титанике" представляла собой сложную операцию, в ходе которой офицеры, руководившие спуском шлюпок, принимали решения на основе ограниченных ресурсов. Они отлично осознавали, что мест в шлюпках хватит лишь части пассажиров и членов экипажа. По приказу капитана, первыми сажались женщины и дети. Однако с каждого борта был свой подход: с левого борта второй помощник капитана Лайтоллер пускал только женщин и детей, в то время как с правого - первый помощник Мердок, после загрузки женщин и детей, допускал и мужчин. Это приводило к тому, что шлюпки с правого борта уходили более загруженными, но все же они также не были заполнены до предела. Офицеры опасались, что канаты и блоки шлюп-балок не выдержат нагрузку, поэтому спуск шлюпок с полной загрузкой (65 человек) до этого не практиковался.
Однако неполная загрузка шлюпок также позволяла ускорить процесс эвакуации. Офицеры инструктировали рулевых, что после затопления судна шлюпки должны были успеть поднять максимальное количество людей из воды. В итоге, стратегия заключалась в том, чтобы спустить как можно больше шлюпок, даже если они были неполными, чтобы обеспечить спасение максимального количества людей. Несмотря на это, такая тактика не сработала.
Важно отметить, что моряков на "Титанике" было недостаточно, чтобы обеспечить эффективное управление процессом эвакуации. Вся команда, включая капитана и его помощников, насчитывала всего 58 человек, включая кладовщиков, интендантов, корабельного столяра и судового врача.
большинство экипажа "Титаника" составляли люди, не знавшие, как спускать шлюпки, и не обученные этому процессу. Инженерная команда, кочегары, стюарды, повара, официанты, работники почты и другие не обладали необходимыми навыками и знаниями. Более того, на каждую шлюпку требовалось хотя бы одно моряка в качестве командира и рулевого. Однако часть моряков была занята вместе с инженерной командой, рассматривая вопросы живучести судна.
Четверо матросов под руководством боцмана, отправленные на обследование носовой части судна вскоре после столкновения, не вернулись, предположительно, погибли. Недостаток персонала был критическим, и сформировать еще одну команду по спуску шлюпок просто не было возможности из-за нехватки людей.
Когда говорят об экипаже судна обязательно вспоминают судовой оркестр.
«В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них нельзя сравнить с тем, какой совершили эти несколько музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а вода подбиралась к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, была их реквиемом. Она дала им право быть занесенными навечно в списки героев» Согласно легенде последней композицией, которую они играли, был христианский гимн: «Ближе, мой Бог, к Тебе». Именно ноты этого гимна выбиты на памятной плите в честь музыкантов "Титаника" в Саутгемптоне.
Однако, сегодня известно, что по приказу капитана оркестр играл яркие и непринужденные танцевальные мелодии, чтобы предотвратить панику среди пассажиров. "Титаник" тонул не под торжественные и мрачные звуки гимна, а под беспечные мелодии рэгтаймов джазового оркестра. Через десять дней после крушения в океане найдено тело руководителя оркестра Уоллеса Генри Хартли с саквояжем, в котором находилась его скрипка – главное сокровище. Через сто лет его скрипка будет продана на аукционе за полтора миллиона долларов.
Саквояж и скрипка Уоллеса Хартли
Еще один подвиг обычно не освещают в популярных изданиях. Помните, как в фильме огромное судно, сияя огнями, медленно уходит под воду? Играет оркестр, на освещенной палубе толпятся люди. А представьте, что произошло бы, если свет погас раньше? Паники не избежать, жертв в итоге было бы гораздо больше. Инженеры судна, электрики, машинисты генераторов и паровых машин, их питающих, работали до последних минут, зная, что шансов выжить у них уже не будет. Свет погас только, когда судно разломилось, и огромная масса воды устремилась в эти помещения. НИКТО из них не выжил.
Впрочем, нужно отметить, что о действиях экипажа судна, кроме как об оркестре, никогда не пишут без оговорок, мол, действовали самоотверженно, но неэффективно. Причиной этого обычно указывают то, что многие члены экипажа прибыли на судно впервые за неделю до отхода и даже позже. Это правда, некоторые кочегары, например, были назначены буквально за день-два до выхода в море, но в этом нет ничего странного и из ряда вон выходящего. Кочегару нет необходимости несколько дней осваивать свое рабочее место. В отличие от обслуживающего персонала все офицеры и члены палубной и инженерной команды были не просто опытными, а лучшими моряками компании "Уайт Стар Лайн".
Многие из них имели опыт работы на близнеце "Титаника" "Олимпике", включая капитана. Это стало возможным из-за того, что "Олимпик" стал на ремонт, после столкновения с военным кораблем. По сути, это был лучший в мире экипаж, который только могли подобрать на тот момент на это лучшее в мире судно.
Капитан и офицеры "Титаника"
Все обвинения в некомпетентности и непрофессионализме экипажа - не имеют под собой основания. Ошибки в действиях экипажа безусловно были, но полностью избежать их на таком огромном и сложном судне, тем более, в первом рейсе просто невозможно. Главный конструктор "Титаника" Томас Эндрюс, присутствующий в тот момент на "Титанике" (погиб, подробнее о нем в следующей части), после оценки повреждений дал всего полтора часа до полного затопления судна.
Однако инженерная команда сделала почти невозможное, они до последнего боролись за живучесть корабля, все затворы водонепроницаемых отсеков были закрыты вовремя, насосы, откачивающие воду работали практически до самого конца - "Титаник" продержался на плаву два с половиной часа! За это время палубная команда успела спустить 18 шлюпок из двадцати. Вспомним гибель гигантского суперсовременного лайнера "Коста Конкордия" в 2012 году. Ели сравнивать действия экипажа обоих судов приходится признать, что сравнение отнюдь не в пользу наших современников. Экипаж "Коста Конкордиа" действовал в данной ситуации гораздо менее профессионально.
Члены экипажа "Титаника" в подавляющем большинстве до конца выполнили свой долг, многие из них погибли на своем посту. Из 908 членов экипажа выжило всего 212… . ©ЛысыйКамрад . Ссылки на предыдущие части серии статей "Факты и мифы. Титаник" смотрите в комментариях. . продолжение следует (?) . Примечания: * На самом деле таких радиограмм было две. Вторая была от "Карпатии". Эту радиограмму (неофициальную, о том, что "Карпатия" легла в дрейф, не рискуя идти ночью из-за льдов), радист формально не обязан был передавать. ** Гибель "Эксплорера" обусловлена тем, что капитан решил подвезти своих пассажиров ближе к айсбергу, чтобы полюбоваться им.
Однако, айсберги до сих пор представляют весьма серьезную угрозу для судоходства в северной Атлантике. На данный момент существует Международный Ледовый Патруль для мониторинга айсбергов, которые могут представлять угрозу для трансатлантического морского транспорта
Самолет ледового патруля инспектирует айсберг
Добавлю еще в качестве примечания выдержку из книги "На суше и на море, 1988г.":
Капитан «Титаника» Смит хотя и был признан судом виновным (посмертно) в катастрофе, но его ошибки не обсуждались. К позорному столбу приговорили Стенли Лорда — капитана парохода «Калифорниан». Жрецы Фемиды доказали тогда, что огни судна, которые видели с тонущего «Титаника», принадлежали «Калифорниану», который якобы находился в шести милях к северу от места разыгравшейся драмы. Капитан Лорд протестовал, оправдывался, клялся, что в ту ночь его пароход находился в 30 милях от места гибели «Титаника» и что никаких сигналов бедствия он не видел.
Но все было напрасно: его отстранили от службы, и долгих пятьдесят лет он, всеми презираемый, жил уединенно, влача жалкое существование. Прошло полвека... В начале 1962 года англичане были потрясены сенсацией. В январе того года в живописном пригороде Ливерпуля, в городке Уоллоси, умирал 84-летний моряк, бывший капитан. Он попросил родных поставить к своему смертному одру магнитофон. Когда старик скончался, пленка попала в руки журналистов. Прослушав ее, они поняли, что это рассказ о некоторых странных обстоятельствах гибели «Титаника». Автором и диктором записи оказался Стенли Лорд. Через несколько месяцев Англия поняла, что все обвинения в его адрес были несправедливыми.
Кто-то, по странной прихоти судьбы, случайно нашел вахтенный журнал и личный дневник старшего помощника капитана норвежского промыслового судна «Самсон» Хенриха Наэсса. Оказалось, что судно, которое видели с «Титаника», отнюдь не «Калифорниан». Это был «Самсон», возвращавшийся домой после нескольких месяцев браконьерского промысла на чужих тюленьих лежбищах. Выступая в сентябре 1963 года по Би-би-си, Хенрих Наэсс признался, что замеченные им белые ракеты «Титаника» он принял за сигналы американского патрульного корабля, который, как ему казалось, гнался за «Самсоном». Боясь потерять богатую добычу, Наэсс погасил ходовые огни и взял курс на север, потом пошел к берегам Исландии.
В чужом порту из газет он узнал о гибели «Титаника». Позже, сверившись с записями в вахтенном журнале, норвежец пришел к выводу, что он, Хенрих Наэсс, — косвенный виновник гибели полутора тысяч человек. Наэсс заявил: «Теперь я понимаю, что значили видимые нами в ту ночь огни и ракеты. Мы находились совсем близко, когда «Титаник» пошел ко дну. Да, мы были рядом на большом надежном судне, имеющем восемь шлюпок, и море было тихим и спокойным. Неужели мы ничего не предприняли бы, если бы знали, что творилось!
А радио у нас не было...» Теперь всем стало ясно, почему с таким упорством капитан Лорд и его офицеры в свое время утверждали, что видели уходившее на север неизвестное судно. «Калифорниан» стоял во льдах в 30 милях от «Титаника». Вот как об этом сказано в «Оксфордском справочнике по кораблям к морю» (Лондон, 1976): «Два расследования катастрофы сделали козлом отпущения капитана парохода «Калифорниан», огни которого, как констатировалось, были видимы на горизонте в 1 час ночи. Показания ясно свидетельствовали, что эти огни не могли быть его огнями». Об ошибочных выводах по обвинению капитана Лорда, сделанных сенатором Смитом и лордом Мерсеем, четко сказано в книге английского капитана Тингера Пэдфильда «„Титаник" и „Калифорниан"», вышедшей в Англии в 1965 году.