1 октября 1960 года стал знаковым моментом, когда сбежал с конвейера первый "Запорожец", получивший прозвище "горбатый" среди народа.
Идея Никиты Хрущева обогнать Штаты по количеству автомобилей на душу населения породила стремление к созданию малогабаритного транспорта. "Запорожец" (ЗАЗ-965), выпущенный в 1960 году на заводе "Коммунар", который затем стал "Запорожским автомобилестроительным заводом", стал ответом на это стремление. Несмотря на то, что не каждый мог себе позволить такую машину, исходя из ее первоначальной стоимости (около 1800 рублей), она была популярной.
По легенде, главный конструктор Владимир Стешенко задался целью, чтобы новый "Запорожец" стоил не дороже 1000 бутылок водки. Изначально эта цена соответствовала действительности, но со временем стоимость автомобиля начала изменяться вместе с ценой водки.
Несмотря на популярность среди частных лиц, завод в первую очередь процветал благодаря заказам от органов социального обеспечения на так называемые "инвалидки" - модификации ЗАЗ с адаптированными механизмами управления. "Запорожец" был известен своей неприхотливостью, возможностью ремонта и способностью справляться с бездорожьем. Он даже был продан за рубежом под маркой Yalta.
История Запорожца
В 1957 году был создан первый прототип "Запорожца" под индексом "444", который являлся заднемоторной микролитражкой, разработанной на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА).
В следующем году появилась модернизированная версия этого прототипа, сильно напоминающая Fiat 600, но отличающаяся увеличенными колесами, что привело к изменению колесных арок и увеличенному дорожному просвету - до 175 миллиметров. Кроме того, был изменен двигатель.
В отличие от Fiat, который имел четырехцилиндровый мотор с жидкостным охлаждением, для "Москвича" инженеры предложили использовать мотоциклетный двигатель оппозитного типа с воздушным охлаждением. Однако из-за низкой мощности и ограниченного ресурса этот вариант был отклонен.
Затем планировалось использовать другие оппозитные двигатели, но они также были отвергнуты по разным причинам. В итоге для серийной модели была выбрана бензиновая V-образная "четверка" объемом 746 кубических сантиметров и мощностью 23 лошадиные силы. Этот мотор был установлен за задней осью продольно, а четырехступенчатая коробка передач находилась в пределах колесной базы.
Отличительной особенностью "Запорожца" от прототипа "444" был более прочный кузов, усиленная коробка передач и измененная передняя подвеска. Двигатель с воздушным охлаждением, выбранный инженерами, обеспечивал отличную ремонтопригодность, так как его можно было разобрать и починить даже без помощи специалистов благодаря небольшому весу, простоте конструкции и съемным цилиндрам. Однако такая конструкция имела и свои недостатки, включая высокий уровень шума, ненадежность отопителя и склонность к перегреву в жаркую погоду.
История Запорожца. ЗАЗ-965А
В 1962 году "Запорожец" был обновлен и выпущен в модификации ЗАЗ-965А. Мотор этой модели стал на четыре лошадиные силы мощнее, достигая 27 лошадиных сил, а его объем увеличился до 887 кубических сантиметров. Это позволило увеличить максимальную скорость до 90 километров в час, а время разгона с нуля до 60 километров в час сократилось с 17 до 13,5 секунды.
Помимо изменений в технической составляющей, модернизированный "Запорожец" был укомплектован декоративными молдингами на кузове, фальшрадиаторной решеткой и другой эмблемой завода. Подфарники автомобиля были перемещены из крыльев в сами крылья, а на боковинах кузова появились воздухозаборники, за что машина получила прозвище "ушастый".
История Запорожца. ЗАЗ-966
Эта версия "Запорожца" производилась до 1969 года, хотя уже в 1967 году началось производство новой модели с индексом 966. ЗАЗ-966 имел совершенно другой кузов, дополненный воздухозаборниками на боковинах, что придал машине уникальный облик. Постепенно внешний вид автомобиля продолжал эволюционировать, с появлением рассекателей на воздухозаборниках, дополнительных подфарников и шильдика "Запорожець" на крышке багажника.
Хотя внешность ЗАЗ-966 порой сравнивали с немецким NSU Prinz IV, первый прототип 966-го уже существовал, когда немецкий NSU был выпущен на конвейер. Поэтому немецкий NSU не оказал влияния на дизайн ЗАЗа. Однако американский Chevrolet Corvair, который также имел заднемоторную компоновку, был изучен советскими конструкторами для анализа системы охлаждения и понимания проблемы перегрева, с которой столкнулись при разработке "Запорожца".
ЗАЗ-966 был оснащен новым 1,2-литровым двигателем, который предлагался в трех вариантах мощности: 40, 45 и 50 лошадиных сил. Первые два варианта отличались лишь впускным коллектором и двухкамерным карбюратором от "Жигулей", а третий имел более высокую степень сжатия, расточенную головку блока цилиндров и предназначался для работы на 93-м бензине.
История Запорожца. ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968М
Эта модификация производилась пять лет, а затем на конвейер вышла модель 968, которая в основном сохранила дизайн и технические характеристики предыдущей версии. Некоторые изменения были внесены в переднюю часть автомобиля, приборную панель, фонари заднего хода и форму "ушей".
В 1980 году на свет вышла последняя версия "Запорожца" – 968М, которая оказалась наиболее распространённой и долго существующей – 14 лет. От предыдущих моделей этот автомобиль отличался отсутствием боковых "ушей", на их месте появились простые решётки.
Водители этих автомобилей, которые до сих пор активно используются на дорогах, высоко оценивают качество окраски кузова и его защиту от коррозии, а также надёжность двигателей, способных без труда работать на 76-м бензине с различными добавками и сохранять свою работоспособность даже после серьёзных поломок.
Среди недостатков можно отметить проблемы с перегревом, поломки бензонасоса и выхлопной системы, а также быстрый износ деталей подвески. Тем не менее, несмотря на все эти недочёты, которые оправдываются доступной ценой и простотой в обслуживании, большинство владельцев "Запорожцев" считают этот автомобиль весьма удовлетворительным и надёжным средством передвижения. В период с 1967 по 1994 год на заводе ЗАЗ было произведено 3 миллиона 100 тысяч 338 моделей "Запорожца" серий 966 и 968.
История Запорожца. ЗАЗ-1102 "Таврия"
В 1988 году на заводе ЗАЗ началось производство нового наследника всех предыдущих моделей "Запорожцев" – хэтчбека ЗАЗ-1102 "Таврия". Этот автомобиль был полностью переработан по сравнению со своими предшественниками: его дизайн был изменён, двигатель установлен спереди, привод теперь передний, а охлаждение двигателя – жидкостное.
Завод начал разработку этого переднеприводного автомобиля по собственной инициативе ещё в 60-х годах. Через десять лет были созданы первые экспериментальные образцы с кузовами "хэтчбек" и "седан", которые, возможно, могли бы заменить "Запорожцев" в будущем.
Однако процесс не пошёл гладко. ЗАЗ получил официальный заказ от Минавтопрома СССР на создание таких машин лишь в 1978 году. Была изготовлена опытная партия, началась работа над улучшением автомобилей, но затем ведомство внезапно изменило техническое задание, потребовав создать модель на базе Ford Fiesta 1976 года выпуска.
В течение нескольких лет требования к будущему автомобилю продолжали изменяться, и только спустя 28 лет после первоначальной задумки о выпуске подобной машины появились первые серийные "Таврии".