18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле "Восход-2" (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев — командиром.
Шлюзовая камера на космическом корабле "Восход", также известная как "Волга", была специально создана для выхода человека в открытое космическое пространство. Ее конструкция состояла из 36 надувных секций, объединенных в три группы, что обеспечивало сохранение ее формы даже при выходе из строя двух из них.
Камера имела два люка: один в верхней части для выхода космонавта в космос и другой, который соединялся с кабиной корабля и открывался как автоматически, так и вручную. Внутри камеры также размещались кинокамеры для съемки процесса выхода и входа космонавта, система освещения и необходимые агрегаты.
На внешней стороне камеры устанавливались киноаппараты для съемки находящегося в открытом космосе космонавта, а также баллоны с запасом воздуха и кислорода для наддува и аварийного случая.
Шлюзовая камера находилась вне основного корпуса космического корабля. При выходе на орбиту она была свернута и размещалась под обтекателем корабля. Когда корабль достигал космоса, камера надувалась. Перед возвращением на Землю основная часть камеры отделялась, а корабль входил в атмосферу почти в неизменном виде, имея только небольшой нарост в районе входного люка. Если бы камера по каким-то причинам не была отстрелина, экипажу пришлось бы вручную обрезать ее, чтобы спуститься на Землю. Это требовало бы выхода в скафандры и разгерметизации корабля.
Скафандры "Беркут" были специально разработаны для выхода из корабля в открытый космос. Они имели многослойную герметичную конструкцию, обеспечивающую поддержание избыточного давления внутри скафандра для нормальной работы космонавта. Внешняя поверхность скафандра была покрыта белым материалом для защиты от солнечного тепла и механических повреждений. Оба члена экипажа были снабжены такими скафандрами, чтобы командир корабля мог помочь при необходимости.
Во время подготовки к полету Беляев и Леонов тщательно тренировались, отрабатывая все процедуры и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос. Они проводили тренировки как на земле, так и в условиях кратковременной невесомости на борту специального самолета, летающего по параболической траектории.
18 марта 1965 года космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур в 10 часов по московскому времени. Уже в конце первого витка, экипаж начал подготовку к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.
Управление шлюзованием осуществлялось командиром корабля Беляевым с пульта, расположенного в кабине. При необходимости Леонов мог осуществлять управление основными операциями шлюзования с пульта, установленного в шлюзовой камере.
Эта операция была первым в истории выходом человека в открытый космос, и ее успешное завершение открыло новую эру в исследовании космоса.
Павел Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Алексей Леонов вошел в шлюзовую камеру, а затем Беляев начал разгерметизацию камеры.
В начале второго витка, в 11 часов 28 минут 13 секунд, шлюзовая камера была полностью разгерметизирована, а в 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры. Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство в 11 часов 34 минуты 51 секунду, используя специальный фал для связи с кораблем.
В космосе Леонов провел ряд экспериментов и наблюдений. После выполнения программы ему пришлось вернуться в шлюзовую камеру. Однако из-за разности давлений скафандр раздулся, и ему было трудно пройти через люк. Леонов сбросил давление в скафандре и, вопреки инструкции, протиснулся в шлюз головой вперед. После этого он разворачивался и с трудом вошел в кабину корабля.
В итоге, Леонов находился вне корабля в космическом пространстве 23 минуты 41 секунду, а чистое время пребывания в открытом космосе составило 12 минут 09 секунд. Вся операция тщательно отслеживалась с Земли с помощью бортовой телевизионной системы.
После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
Этот полет был наполнен нештатными ситуациями, но благодаря профессионализму и мужеству космонавтов, трагедии удалось избежать. Посадка вручную после отказа системы автоматической ориентации на Солнце и не сработавшей тормозной установки демонстрировала высокий уровень подготовки экипажа и их способность принимать быстрые и правильные решения в критических ситуациях.
Несмотря на трудности при посадке и долгое время ожидания спасателей в глухой тайге, космонавты справились с испытанием. Их профессионализм, смекалка и хладнокровие помогли им преодолеть все препятствия и вернуться на Землю.
Этот полет также стал вехой в истории космических исследований, установив мировые рекорды и заслужив признание международного сообщества. Выход Алексея Леонова в открытый космос стал важным этапом в освоении космоса и вдохновил многих будущих космонавтов.
Сегодня выход в открытый космос стал обычной частью миссий на Международную космическую станцию, где проводятся различные научные и инженерные работы. Это продолжение работы, начатой смелыми и преданными исследователями, такими как Беляев и Леонов.