Прогресс человечества неразрывно связан с развитием надежных транспортных маршрутов. Чем больше таких маршрутов, тем легче устанавливать торговые, административные и иные связи между отдаленными регионами. Дороги являются ключевым элементом, превращающим географический регион в сильное государство.
Эту важность дорог понимали еще в Древнем Риме. Она была очевидна и в царской России, особенно когда начал реализацию проект Великого Сибирского Пути (известного также как Транссибирская железнодорожная магистраль). Сегодня Транссибирская магистраль относится ко всей железной дороге, соединяющей Москву с крупными городами на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.
Однако исторически под Транссибирской магистралью понимали участок от Миасса до Владивостока, протяженность которого составляет 7000 км из общей длины всего маршрута в 9288,2 км. Строительство этой железной дороги началось в 1891 году и завершилось в 1916 году.
Строительство Транссиба
Транссибирская магистраль представляет собой обширную сеть железных дорог, включающую исторический маршрут, северный маршрут, Байкало-Амурскую магистраль и промежуточный участок южного пути в Сибири.
Официально строительство началось 19 мая 1891 года, когда цесаревич Николай Александрович (позднее император Николай II) вложил первую лопату в землю. Предполагалось, что проект обойдется в 350 миллионов рублей золотом, но в результате было израсходовано 1,5 миллиарда рублей золотом, согласно советской энциклопедии.
Строительство Транссибирской магистрали обсуждалось в Российской империи в течение нескольких лет. Власть осознавала значимость соединения отдаленных регионов с центром империи.
До появления Транссиба, добраться на Дальний Восток было непросто. В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири запросил создание железной дороги для связи окраин с центром империи. Однако правительство приступило к проекту лишь в 1880-х, привлекая ученых для планирования работ.
Строительство Транссиба велось в сложных природных условиях, через безлюдные территории, где приходилось преодолевать реки, озера, болота и вечную мерзлоту.
В строительстве Транссибирской магистрали принимали участие десятки тысяч людей. Изначально было задействовано 9,6 тысячи рабочих, а в пике строительства их число возросло до 85-89 тысяч человек. Несмотря на наличие прогрессивных инструментов в начале 20-го века, рабочие пользовались простейшими инструментами, такими как лопаты, пилы, топоры, кайло и тачки. Ежегодно удавалось проложить от 500 до 600 километров железнодорожного пути.
Оба участка строительства соединились 3 ноября 1901 года, а открытие Транссибирской магистрали состоялось в 1903 году. Началось регулярное сообщение между Санкт-Петербургом, Владивостоком и Порт-Артуром, хотя путь через Байкал сначала осуществлялся на пароме. Проблему с переправой через Байкал решили через год, в 1904 году.
Введение в строй всего пути открыло историческую возможность путешествия по железной дороге от Атлантического до Тихого океана без необходимости паромных переправ. Строительство было завершено 18 октября 1916 года, но во время Первой мировой и Гражданской войн некоторые участки дороги почти не использовались, и после завершения конфликтов трассу пришлось восстанавливать.
Несколько фактов о Транссибе
Одной из основных характеристик Транссибирской магистрали является ее длина, составляющая 9289 км. Эта железнодорожная артерия простирается через всю страну, соединяя отдаленные регионы с ее центром. Протяженность магистрали на территории Европы составляет 1777 км, а на территории Азии - 7512 км. Протяженность Транссибирской магистрали включает 13 областей, 4 края, 2 республики, 1 автономную область и 1 автономный округ.
Маршрут Транссибирской магистрали проходит через 87 городов, из которых пять имеют население более 1 миллиона человек: Москва, Пермь, Омск, Новосибирск и Екатеринбург. Железная дорога пересекает 16 крупных рек, включая Волгу, Иртыш, Обь, Енисей и другие.
В настоящее время через Транссибирскую магистраль ежегодно перевозят более 100 миллионов тонн грузов, включая полезные ископаемые, оборудование и продовольственные товары. Кроме того, магистраль обеспечивает пассажирские перевозки. Весь путь по Транссибирской магистрали занимает 7 дней и 6 ночей, что составляет 146 часов. Средняя скорость поезда на маршруте составляет 64 км/ч.
Что дальше?
Транссибирская магистраль продолжает свой путь развития, и сейчас японские компании активно включились в процесс модернизации участка магистрали между Казанью и Владивостоком. Они предлагают ускорить грузоперевозки путем обновления поездов и железнодорожного полотна. Возможно также продление маршрута до северного острова Хоккайдо через мосты или тоннели на острове Сахалин.
Этот проект ожидается принести позитивные изменения в грузоперевозки между странами, а также способствовать развитию туризма. Правительство России утвердило паспорт проекта модернизации Транссиба и БАМа. Общий объем инвестиций в проект до 2018 года оценивается в 560 миллиардов рублей, из которых 300 миллиардов выделяются РЖД в рамках своей инвестиционной программы.
Реконструкция БАМа-Транссиба включена в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых средствами Фонда национального благосостояния на возвратной основе.