Немецкий сверхтяжелый танк «Крыса» (Ratte) Landkreuzer P.1000 Ratte
Сверх-тяжелый танк "Крыса" прежде всего рассматривался Гитлером как немецкое «чудо-оружие», однако, за всю войну не было построено даже прототипа. Следует понимать, что при ведении боевых действий, такой монстр обладал бы очень низкой мобильностью, про причине низкой удельной мощности двигателей и больших размеров корпуса.
Этот сверхтяжелый танк был неуязвим для обычной полевой артиллерии и противотанковых мин, однако артиллерия особой мощности при желании могла уничтожить его. Также конструкторы не учли возможности уничтожения танка «Крыса» с воздуха. Безусловно, даже если бы и были созданы прототипы этого стального монстра, в любом случае проект не имел своего развития и в качестве «оружия возмездия» мало пригодился. Ведь вся концепция «молниеносной войны» строилась на стремительном и мощном прорыве, однако такой монстр как танк «Крыса» вряд ли мог развивать хорошую скорость, к тому же его вес не выдержал бы ни один мост.
Получается, танк мог применяться исключительно в качестве опорного мобильного оборонительного пункта с хорошим вооружением. Стоит заметить, что финансирование строительства супертанка «Ratte» стало для Третьего Рейха в то время непозволительной роскошью, это и стало одной из причин невозможности развития этого проекта.
Разработали этот амбициозный проект два немецких танковых инженера: доктор Гаккер и Эдвард Гроте в 1942-1943 годах. По сути своей, данный сверхтяжелый танк представлял из себя сухопутный крейсер весом до 1000 тонн, предназначенный для артиллерийской поддержки и возможно, для применения в качестве танка прорыва.
Впервые, конструкторы концерна Krupp представили танк Ratte Гитлеру летом 1942 года. Далее последовала встреча конструкторов с министром вооружений А.Шпеером, который предложил присвоить этому сверхтяжелому танку обозначение «Крыса» (Ratte) (P100 - это индекс, возможно, по предположительному весу танка, был присвоен немецкой машине первый и последний раз, что было нетипично для прототипов немецких танков. Также было решено, что в будущем все последующие модели супертяжелых танков будут получать маркировку «Р»).
Предпосылкой для создания такого сверхтяжелого танка стали неудачи немецкой армии в России на начальном периоде Великой Отечественной войны. Немецкие конструкторы, в попытке найти нестандартное решение для данной проблемы предложили Гитлеру свой проект сверхтяжелого танка «Крыса», который был воспринят им блестяще. Стоит отметить, что Гитлер был склонен к определенному гигантизму.
Компоновка супертанка «Ratte»
Судя по чертежам, немецкими конструкторами предполагалось собрать танк «Ratte» по многобашенному принципу. Они предлагали 5-ти, 7-ми и 9-и башенный вариант этого супертяжелого танка. Отделение управления находилось в носовой части, боевое отделение находились в средней и частично в передней части, в кормовой части находились двигатели, системы охлаждения с топливными баками. По задумке конструкторов, танк «Ratte» должны были обслуживать не менее 40 человек экипажа. В главной башне танка находились бронированные двери, через которые члены экипажа осуществляли посадку и высадку. Имелись также эвакуационные люки в артиллерийских и зенитных башнях. Что касается бронезащиты танка «Ratte», то она проектировалась по принципу абсолютной защиты от боеприпасов, которыми располагали армии СССР, Англии и Америки. Часть корпуса сваривалась, часть соединялась с помощью болтовых и заклепочных соединений. Предполагалось, что максимальная толщина брони танка «Крыса» должна составлять 400 мм.
Вооружение супертанка «Ratte».
По аналогии с морскими крейсерами, танк «Крыса» планировали вооружить двумя корабельными 28-см орудиями SKC/34, которые должны быть установлены в одной башне. В процессе разработки была выдвинута идея вооружить танк дополнительной башней с 128-мм пушкой, однако от нее вскоре отказались, объясняя тем, что танк и без этого будет хорошо вооружен, да к тому же, это потребует увеличения экипажа и в целом вес танка значительно возрастет. Боекомплект танка «Крыса» планировали хранить в специальном бронированном отделении на дне корпуса, и подавать снаряды к орудиям на специальном подъемнике.
Для защиты от бомбардировщиков и низколетящих целей, планировалось установить несколько зенитных пушек Flak38 (вопрос о количестве этих пушек так и не был решен до конца Второй мировой войны, некоторые источники утверждают о 2 пушках, другие о 8 пушках).
Супертанк "Крыса" с оборудованием для преодоления водных препятствий
Трансмиссия, двигатель и ходовая часть танка «Ratte».
Конечно, для танка такой мощности требовалась достаточно мощная силовая установка, поэтому, для этих целей конструкторы предлагали использовать восемь 22-цилиндровых дизельных судовых двигателей Даймлер-Бенц МВ501, которые при определенных оборотах развивали мощность более чем в 20 тысяч лошадиных сил. По расчетам конструкторов, танк «Ratte» мог развивать максимальную скорость по пересеченной местности 14 км/час, что вполне устраивало военных.
Слабым место проекта супертанка «Ratte» стала его ходовая часть, которую немецкие конструкторы так и не смогли спроектировать до конца, так как она постоянно перерабатывалась. Существовала лишь некая принципиальная схема подвески, однако, схемы трансмиссии не существовало и в помине. По мнению многих немецких конструкторов, именно проблема ходовой части танка «Ratte» стала камнем преткновения во всем проекте этого сверхтяжелого танка.
Боевого применения танка «Ratte», как вы и догадались, конечно, не было, однако предположить развитие боевой ситуации, в случае воплощения в жизнь проекта танка «Ratte» достаточно сложно. Ни один мост не мог выдержать такую махину. Стоит только догадываться, сколько тонн топлива этот танк должен был потреблять, чтобы проехать хотя бы 100 км. Кстати говоря, о преодолении водных преград конструкторы предложили следующий выход: с помощью специальных систем и оборудования, танк мог форсировать реку вброд. Этот танк стал бы прекрасной и малоподвижной целью для вражеской авиации, так как его было бы сложно замаскировать на открытой местности.
Тактико-технические характеристики сверхтяжелого танка Крыса «Ratte»:
Оператор/производитель……………………Германия; Вес ……………. Предположительно 1000 тонн; Экипаж……………40 человек; Класс танка………..сверхтяжелый; Год разработки/создания………..1942-1943; Разработка КБ…………Krupp; Серийное производство………….нет, прототип не создан; Размеры танка: - Ширина корпуса…………14 м; - Длина корпуса………………35 м; - Высота……………………..11 м; - Дорожный просвет…………..--- мм; Броня: - Тип брони……………….катанная, экранированная; - Лоб корпуса ………….. 200-400 мм; - Корпус борт……………….200-300 мм; - Корпус дно………………..200 мм; - Корпус крыша…………150 мм; - Башня лоб…………………….400 мм; - Корпус корма……………..200 мм; Вооружение: - 2х283 мм корабельных пушки SKC/34 (длина ствола 15 415 мм, 54,47 калибров длиной); - Прицел……………---; - Дополнительное вооружение………..1х128-мм пушка KwK 44 L/55, 2х20-мм Flak 38, 2х15-мм MG 151/15; Подвижность танка; Двигатель…………….. 8 дизельных двигателей Даймлер-Бенц МВ501, или вариант 2 дизельных судовых двигателя МАN V12Z32/44.); Дальность хода………. 500 км; Максимальная скорость……….14 км/час; Подвеска……….не спроектирована;
P.S. Landkreuzer P.1000 Ratte и Landkreuzer P. 1500 Monster
Существование проекта P1000 было только на бумаге, но это не помешало разработчика приняться за создание очередного проекта танка P1500, имеющим вес в 1500 тонны. В отличие от Р100, толщина брони которого составляла от 150 мм до 220 мм, броня этого экспоната предполагалась от 250 мм до 360 мм. В танке P1500 предполагалось наличие одного 800-мм орудия, похожее на орудие, установленное на железнодорожных платформах "Толстый Густав" и "Дора". Кроме того, было запланировано оснастить танк двумя дополнительными 150-мм орудиями и в достаточно большом количестве пулеметами и зенитными пушками. Движение осуществлялось бы при помощи четырёх двигателей, заимствованных у подводных лодок MAN V12Z32/44, которые в сумме обладают мощностью в 34000 лошадиных сил.
Но эти модели танков так и не были запущены в производство, причиной тому стали их внушительные габариты, создание которых значительно усложнило бы работу всей машиностроительной отрасли Германии, которая и так работала в усиленном темпе. Чтобы выпускать подобные танки, нужны были грамотные специалисты из разных областей, причём в большом количестве. К тому же для технического обслуживания этих машин также потребовались бы люди, количество которых приближалось к среднему армейскому подразделению. Эти причины оказались достаточно убедительными для министерства вооружений Германии и в начале 1943 года Альбертом Шпеером (Albert Speer) был издан приказ, требующий остановку всех работ, связанных с каждым из проектов. В то время работы над главной орудийной башней для танка P1000 были уже закончены. Её позже установили на линии Тронхейма в Норвегии.
P.P.S. Проекты "вундервафель"