9 января 2019

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ. Можно смело утверждать, что этот грузовик знаком каждому человеку, живущему на постсоветском пространстве, причем многим знаком с самого детства. У многих мальчишек ведь был хоть один игрушечный камазик, а выходя на улицу нельзя было не увидеть уже большой, настоящий КамАЗ, грузовик – символ эпохи 80-х. Он был везде.

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

На трассе он был в виде седельного тягача с полуприцепом, или же бортового тентованного грузовика с прицепом, в карьере и на стройке – в виде самосвала, автокрана, или другой спецтехники, а в городе его можно было встретить во всех без исключения вариациях, в том числе и коммунальной техники. Да и сейчас, несмотря на разбавленность нашего рынка импортными грузовиками, КамАЗ – один из самых распространенных грузовиков, в городах, где преимущественно новые модели обитают, так и на периферии, где до сих пор бегают и старички, выпуска начала 80-х годов

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

История легенды начиналась в декабре 1969 года. Именно тогда был вынут первый ковш грунта на месте строительства будущего российского автогиганта. Строительство автозавода велось в чистом поле ударными темпами, в цехах монтировалось импортное оборудование. Оборудование для производства коробок передач было закуплены у Liebherr, завод двигателей проектировали специалисты Renault, литейное оборудование – американская Свинделл — Дресслер поставляла, часть оборудования так же была импортным, немецким, французским, шведским (Sandvik) японским (Hitachi)

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Оборудование закупалось самое современное на тот момент, более 20 тыс. единиц различных станков, и производственных линий обошлись в астрономическую по тем временам сумму – 2 млрд. рублей, примерно половина оборудования была импортной. Общая стоимость строительства автогиганта составила 4,2 млрд. рублей, что примерно составляло общую стоимость производственных фондов Завода им. Лихачова, Горьковского автозавода и АЗЛК (до модернизации) вместе взятых. В плане инвестиций в строительство, это был самый дорогой автомобильный завод за всю историю СССР

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Пока завод только строился, население небольшого города Набережные Челны выросло в несколько раз – с 37 тыс. до 231 тыс. человек в период с 1969 по 1975 год. Стройка была всесоюзной и по большей части в город ехала активная молодёжь. Помимо всеобщей приподнятой атмосферы причастности к великому делу, были и хорошие материальные стимулы – строителям и будущим работникам завода было проще получить квартиру в новостройке, здесь же, в Набережных Челнах. На стройке автогиганта и сопутствующих инфраструктурных объектов было задействовано 100 000 человек

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Тем временем конструкторы ЗИЛа работали над прототипом будущего КамАЗа, бескапотным дизельным грузовиков ЗИЛ – 170.

Первые опытные образцы этой машины были готовы еще в 1968 году. Об этой машине на канале есть отдельная статья.

Весной 1974 года в экспериментальном цехе был собран первый камазовский двигатель. В этом же году с новым двигателем был собран и первый грузовик, пока еще не на конвейере.

Первые двигатели камазовской сборки отличались от привычных нам сегодня

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

По сути, на КамАЗе лишь адаптировали уже имеющийся зиловский прототип, прошедший все испытания, немного изменили дизайн кабины, провели еще ряд испытаний и запустили его на конвейер, когда был готов производственный комплекс

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Дебютная модель, КамАЗ-5320 сходит с конвейера зимой 1976 года, 13 февраля, а в 1979 году завод выпустит уже 100 000-й грузовик. Миллионный выйдет в 1988 году

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Машина оказалась настоящим прорывом, и быстро приобретает заслуженную популярность. Несмотря на колоссальные финансовые вложения в постройку завода, транспортная прибыль от этих грузовиков отбила все инвестиции за первые 10 лет. Согласно данных финансово-экономического исследования деятельности предприятия, проведенного в 1988 году, когда завод выпустил свой миллионный грузовик, прибыль от эксплуатации грузовиков Камского завода, с самого начала их производства, составила 8 млрд. рублей. К 1990 году 2/3 всех грузов, перевозившихся на территории СССР автомобильным транспортом, перевозились грузовиками КамАЗ

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

В основной массе выпускавшихся грузовиков преобладали базовый бортовой КамАЗ-5320, седельный тягач КамАЗ-5410, у которого была кабина со спальником и самосвал КамАЗ-5511. По большинству параметров машины были унифицированы

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Двигатель – V образная восьмерка, атмосферный дизельный КамАЗ-740, мощностью 180 или 210 л.с (с начала 1980-х мощность возросла на 10 л.с.). Более мощный ставился на седельные тягачи. Система жидкостного охлаждения была рассчитана на антифриз, а не на воду. Сцепление – двухдисковое с промежуточной плитой, управление сцеплением облегчалось пневмогидроусилителем. Коробка передач пятиступенчатая, но имелся мультипликатор, повышавший каждую передачу, так называемый «делитель», так что суммарно передач у грузовика было не 5, а 10. В отечественном грузовике такое решение было применено впервые. У самосвала делителя не было, так же без делителя в основном шли и шасси для спецтехники

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Ведущими были средний и задний мост. Подвеска рессорная, балансирного типа, спереди – балка, подвешенная на рессорах, телескопические амортизаторы спереди.

Рулевое управление с гидроусилителем, все тормоза – барабанные, основной привод – пневматический, в тормозных цилиндрах задней тележки имеются пружинные энергоаккумуляторы, срабатывающие при повреждении основной тормозной системы

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

КамАЗ 5320 выпускался с 1976 по 2001 год. Самый первый экземпляр работал некоторое время на одной из автобаз самым обычным грузовиком, а затем был выкуплен заводом, приведен в первозданный вид и теперь хранится на заводе в качестве музейного экспоната

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта

Седельный тягач КамАЗ-5410 производился до 2006 года, самосвал КамАЗ-5511 – до 1990 года. Сейчас завод выпускает современные грузовики, но и старички еще бодро бегают по дорогам, их доступная цена делает их основным транспортом грузоподъемностью 8-10 тонн в глубинке

КамАЗ-5320. Первенец Камского автогиганта