Иной раз люди, даже те, кто увлекается фехтованием, не видят разницы между дуэльным и боевым фехтованием. А между тем подход у них разный и цели тоже.
Европейские школы фехтования, являющиеся боевыми системами, были направлены на защиту собственных территорий и завоевание других земель. Каждая Европейская школа формировалась в особых условиях - у кого-то были рядом хорошие соседи как старшие друзья, кто-то был морским государством, кому-то было удобнее работать только с определенным оружием и т.п. нюансы. Даже стили Дестрезы - Неаполитанский и Палермитанский - при полной идентичности в деревянном и клинковом арсенале оружия различаются в методологии обучения. Находясь на двух разных частях Сицилии они и по сей день имеют различные традиции в передаче знаний.
Таким образом, в воинской системе придерживались в любом случае воспитания и дисциплины. Каждому, кто знакомился хотя бы с нескоторыми трактатами признанных мастеров, понятно, что система боевого фехтования позволяет:
— воспитывать человека (духовно, психологически, физически),
— система была образом жизни (т.е. люди использовали ее и в гражданской жизни, используя ту же психологическую координацию, логические модели и т.п. принципы),
— работали с несколькими видами оружия, а не с каким–то одним (допустим пример, Испанская школа включает в себя палочное фехтование, фехтование на ножах, шпагах, с парным оружием, кулачный бой)
— работали преимущественно против превосходящих сил противника.
Согласно документу Бласко Флорио дуэльное фехтование развилось столетиями позже боевого. Сначала это был судебный поединок, а постепенно стало роковым развлечением, посредством которого преднамеренно решалась судьба не столько человека, как его дела. Дуэли тоже имели конкретную цель — позволяли защитить свою честь, честь женщины, семьи. В это время появляются регламентирующие кодексы. Дуэль - поединок один на один, тут удара в спину ждать не нужно, поэтому здесь приемлемы хитрости, обманы и уловки (кстати, тут есть нюанс - некоторые дуэлянты вели себя не честно по отношению к оппоненту и уже побежденные, оставшись в живых, наносили роковые удары в спину и совершали прочие подлые поступки в разрез с дуэльными кодексами). В воинской системе на это нет времени, т.к. противников у фехтовальщика намного больше, чем один. В воинском искусстве ставка делается не на обман, а на мастерство. Именно поэтому Иеронимо де Карранза писал в своем труде, что много дворян, считающих себя хорошими фехтовальщиками, на войне погибали в первом же сражении.
Поэтому в боевом фехтовании упор будет всегда на изучение тактики боя, на совершенствование мастерства, а в дуэльном на оттачивание секретных приемов, длинных выпадов и уловок. Безусловно, хорошо бы уметь и то и другое, а применять по назначению.
Вот и остается в наши дни, что дуэльное фехтование уже не применимо, а воинское искусство по прежнему актуально, и не только за счет своей воспитательной системы, но и за счет того, что позволяет справиться с неожиданностью, препятствиями, хулиганами на улицах тем, что есть в данный момент в руке, т.к. развивает уровень подготовки человека (т.е. ум)