Гаврилов-Ям - городок (17 тыс. жителей) в Ярославской области в полусотне километров от Ярославля. Великим селом он образует своеобразную двойную систему, в которой центр и предместье неоднократно менялись местами.
В 1580 году у села Вора, известного с 1545 года, был учреждён ям, на котором все знали некоего Гаврилу. Близость крупной станции Ямской дороги позволила расцвести в соседнем Великом торговле льном и льняной одеждой. В 1872 богатейший из великосёлов Александр Локалов основал на берегу Которосли, у зачахшего с постройкой железной дороги Гаврилова Яма большую текстильную фабрику. Посёлок при ней к 1922 году разросся в ПГТ, а к 1938 - в город, Великое же при Советах стало обычным селом с необычной архитектурой. Оно и сейчас гораздо интереснее Гаврилова-Яма, но оказавшись в Великом, сюда всё же стоит заехать на пару-тройку часов
У въезда в Гаврилов-Ям встречают заводские корпуса и постамент, увенчанный не трактором, не комбайном и не мотоциклом, а мотоблоком "Салют" - такие машинки "запрягают" в прицеп. С 1968 года главный завод Гаврилова-Яма - не текстильная фабрика, а машиностроительный "Агат":
У нынешнего Гаврилова-Яма два исторических центра - собственно фабрика и усадьба её владельцев. Последняя и встречает за мостом по обе стороны Советской улицы. С правой стороны - дача Локалова, представляющая собой довольно громоздкий большой особняк (1871-72):
К нему прилагается Музей ямщика, который в городе с таким названием открыть сам бог велел. Слово "ям" попало в русский язык из татарского и значило там вроде бы просто "дорога": подобную организацию транспорта на Русь принесла Золотая Орда из поверженных восточных стран вроде Китая или Хорезма. Ям - это примерно как станция смены локомотива (лошадей) или локомотивной бригады (ямщиков), которые обеспечивали проезд до любого из двух соседних ямов. По такой эстафете, "на перекладных", можно было ехать практически без остановок, не отвлекаясь на отдых и кормёжку лошадей. Впрочем, и своей лошади на яме можно было найти тёплое стойло для отдыха, а своей повозке - починить колесо. Гоголь, вопреки расхожему мнению, не произносил фразы о "дураках и дорогах" (её вложил в уста классика Задорнов), зато написал "И какой же русский не любит быстрой езды?!", начиная свои рассуждения о "Птице-тройке". Может быть, в его времена ещё не забылось, что вплоть до 18 века самые скоростные дороги Европы пролегали именно по необъятным и малолюдным российским просторам. Ямской тракт в эпоху Петра Первого позволял преодолеть 1200 километров от Москвы до Архангельска за неделю, и в Северную войну даже для тяжёлых судостроительных обозов был сподручнее рек. Дорожное хозяйство в 17 веке контролировал ямской приказ, на выездах из городов и у ямов росли богатые ямские слободы, а ямская повинность не повинностью вовсе была с точки зрения пахаря, а мечтой.
На яме у села Вора отличился некий Гаврила, а может быть просто учреждён был ям в день Гавриила Архангела, но как бы то ни было, в 17 веке здесь уже была Гаврилова Ямская слобода. А близ ямов росли торговые сёла, и их крестьяне ещё в крепостничестве поднимались вровень с купцами и иными помещиками. И как апофеоз тех процессов - династия "льняных королей"-крестьян Локаловых и построенный ими город у древнего яма
Ну а музей ямщика, сооружённый над приусадебным ледником, судя по описаниям, своих гостей вполне может развлечь - не столько экспонатами, сколько мастер-классами (например, по надеванию упряжки на лошадь) и экскурсиям, совокупности которых тут подаётся под собственным брендом "Страна ямщика". Особенно интригующе звучит говорящий конь Урсус Цезарь, но мы увидели музей закрытым. Впрочем, думается, в отличие от "Пореченского огородника" в Поречье-Рыбном и "Картофельного бунта" в Великом, "Страну ямщика" застать открытой несложно - сами видите, что приехали мы под закат. Ну а тяжёлые металлические шапки, натуральный груз знаний, видимо намекают на Ломоносова - тот судьбоносный рыбный обоз из Холмогор в 1730-м году проходил тоже здесь
Усадебный парк при Советах стал парком "Текстильщик". Мы зря в него не углубились - там есть стадион, построенный (уж по крайней мере основанный) в 1912 году англичанами, приглашёнными Локаловыми для модернизации производства. Подобное я уже видел в Орехове-Зуеве, но тут вроде как даже здание аутентичное
У входа в парк - могила революционеров, а на другой стороне Советской улицы - памятник жертвам репрессий:
Слева на кадре выше уходит Советская, справа - улица Патова ведёт прямиком во владения льнокомбината. Но домики на ней скорее всё-таки остались от торговой слободки, что всегда росли близ рабочих слободок:
Но я не знаю, проработал ли он на новом месте хоть день. Текстильная промышленность, в послевоенные годы не столкнувшаяся с дефицитом рабочих рук, оставала в развитии на десятилетия, и кажется даже у приборостроительных заводов мор был не таким тотальным, как у мануфактур. В 2013 году льнокомбинат, похоронив таким образом и Трёхгорку, был официально ликвидирован и пошёл под разбор:
Ещё что-то околофабричное:
...и неожиданно симпатичных малоэтажек. Похожие строила в начале 1990-х Германия для русских немцев или для гарнизонов выведенных войск. Эти, скорее всего, возвели вместо "каморок" по программе сноса ветхого жилья - Гаврилов-Ям хоть и отнесён к особо сложным моногородам, но видимо "Агат" его бюджет наполняет исправно
В центре квартала каморок - одинокая часовня с неизвестным (причём не только мне) посвящение, столь ветхая и неказистая, что даже Церковь, видимо, не хочет её забирать
Увы, в интернете я ничего конкретного про этот район не нашёл, а местных жителей, и так на нас смотревших подозрительно, спрашивать было как-то не с руки. Контингент в таких местах под вечер специфический:
Ближе к Рабочим каморкам - тупик
На обратном пути, уже в сумерках, мы заехали ещё в Татищев Погост - но о нём я рассказывал в первой части.
Автор VARANDEJ