Это интерактивный пост, вы сами принимаете решение читать его ли нет.
В конце декабря на "Нетфликсе" под эгидой "Чёрного зеркала" вышел интерактивный фильм "Брандашмыг" (Bandersnatch). Фильм называется в честь вымышленной книги вымышленного писателя, где сюжет развивается нелинейно, то есть читатель выбирает сам, что сделает герой дальше, и переходит на нужную страницу толстенной книги. А само слово Bandersnatch придумано Льюисом Кэрроллом для "Алисы в Зазеркалье" и удачно превращено в Брандашмыга советской переводчицей Диной Орловской.
Идёт интерактивный "Брандашмыг" со всеми концовками почти шесть часов, и производит такое же неоднозначное впечатление, как и загадочное слово в названии. Если вы собираетесь посмотреть фильм и боитесь спойлеров, то следующий абзац лучше пропустить
Поначалу нам предлагают решать за главного героя, какие хлопья съесть на завтрак, какую кассету поставить в плеер, а на первой же серьёзной развилке, работать в офисе или делать игру дома в одиночестве, в случае неправильного выбора вернут в начало. Эта первая развилка намекает, что выбор есть, но его как бы и нет. Иногда герои будут подсказывать вам, какой выбор сделать, а иногда уклоняться от ваших требований. Ближе к финалу главный герой поймёт, что кто-то управляет его действиями, и станет противится воле зрителя. Однако так или иначе в зависимости от ваших действий вы придёте к разным концовкам. Когда посмотрите первую, фильм отбросит вас на ближайшую важную развилку, чтобы можно было изменить свой выбор и прийти к другому финалу. Цель зрителя как игрока, а интерактивные фильмы больше похожи на видеоигру, чем на фильм (неспроста сюжет строится вокруг видеоигр), добиться от главного героя-игродела шедевральной игры. Закономерность такая: чем лучше игра, тем хуже судьба героя. Из основных 8 концовок, самые интересные те, где разбивается четвёртая стена. Например, главный герой понимает, что он персонаж фильма и, чтобы зритель не скучал, начинает драться со своим психологом. По вашей воле он может даже оказаться на съёмочной площадке "Брандашмыга".
Если рассматривать "Брандашмыга" как серию "Чёрного зеркала", то это одна из самых слабых серий антологии. "Брандашмыг" интересен только как опыт интерактивного кино. Вердикт поклонников сериала был суров - лучше бы Netflix выпустил полноценный пятый сезон. Кстати, задержку обещанного нового сезона компания объяснила тем, что "Брандашмыг" пришлось делать дольше, чем предполагалось. Конечно, ведь материала отсняли как на весь сезон
Netflix одно время грозился сделать чуть ли не весь контент интерактивным. Прощупывать аудиторию сервис начал детскими телешоу. В 2017 году вышел "Кот в книге: Запертый в сказке", где Кот в сапогах из "Шрека", озвученный Антонио Бандерасом, путешествует по страницам всем известных сказок. К слову о детях, детские утренники - это прародители интерактивных фильмов. Вспомните, что Дед Мороз и Снегурочка всегда спрашивают детей, простить или нет Бабу Ягу или ещё какого-нибудь злодея, пытавшегося испортить праздник. Только вот создатели утренников всегда уверены, что дети пощадят злодея и альтернативная концовка у них, вероятно, даже не заготовлена. А вот интересно, кому-то удавалось открыть альтернативный финал?
BadComedian мягко говоря не в восторге от интерактивного "Брандашмыга"
А вот тот самый "Метрон", на который ссылается Баженов. Фильм снят в 2004 году школьниками из подмосковного посёлка Коренёво. Компания "Корбан Лазер Геймс", созданная этими самыми школьниками в общей сложности выпустила 5 интерактивных фильмов. Все они сделаны за копейки, самый дорогой реквизит - это лазерная указка, с помощью которой созданы почти все спецэффекты, роль крови играет томатный кетчуп. Прославился фильм благодаря обзору видеоблогера Ильи Мэддисона, того самого шутника, пошутившего про Коран. В узких кругах фильм-квест стал культовым, какие-то фанаты даже сделали любительскую пародию на любительский "Метрон"
Но "Брандашмыг" и "Метрон" далеко не первые интерактивные фильмы в истории кино. Впервые судьбы персонажей доверили в руки зрителей в 1967 году. Чешский фильм "Киноавтомат" демонстрировался в специальном кинотеатре, где у каждого кресла в зрительном зале имелся свой пульт с кнопками. Фильм длился всего час, и за это время зрители 9 раз успевали воспользоватся своими пультами. Когда наступал момент выбора, в зале включался свет, на сцену выходил человек, предлагал два возможных варианта развития сюжета и просил зрителей проголосовать за понравившийся им вариант. Эксперимент с формой оказался пародией на демократию. Какое бы решение не принимали зрители, концовка всегда была одна
В 2013 году появился первый интерактивный фильм, для показа которого не надо было выделять специально оборудованный кинозал. Для просмотра нидерландского фильма "Андроид" зритель должен был установить на телефон специальное приложение. Тоже самое делала главная героиня фильма. Когда ей на телефон приходило сообщение, оно приходило и на телефон зрителя. Звонки, фотографии, сообщения - телефоны в зрительном зале гудели постоянно, дополняя происходящее на экране. Художественную ценность "Андроид" не представляет, а учитывая, что люди редко отключают звук телефона во время сеанса, то смотреть его тоже не очень комфортно
Сначала видеоигры пытались походить фильмы, а теперь фильмы пытаются походить на игры. При просмотре очередного мегаблокбастера нередко можно поймать себя на мысли, что это заставка, что сейчас камера встанет позади персонажа, и рука начинает машинально искать мышку. Есть масса блестящих интерактивных игр, где необязательно расстреливать сонмы врагов из пиксельного пулемёта, а надо всего лишь наслаждаться сюжетом, время от времени тыкая мышкой в один из предложенных вариантов развития событий. Кинофильмам за ними никак не угнаться. Последний на данный момент интерактивный фильм, который можно было посмотреть в кино - это "Ночная игра" (2016). Зрители тоже скачивали себе на телефон приложение и по ходу фильма выбирали варианты развития событий. Решение принималось большинством голосов
В 2013 году британский режиссёр и композитор Алексис Кирке снял 15-минутный фильм "Множество миров" (Many worlds). Такой фильм дома и даже в кино не посмотришь, нужно специальное сложное оборудование. На зрителя надевают специальный шлем с сенсорами, которые отслеживают активность мозга, дополнительные сенсоры следят за пульсом и уровнем потоотделения. Фильм внимательно следит за реакцией зрителя и выдаёт разные концовки в зависимости от его эмоционального состояния. Если вас трудно напугать, что сюжет становится жёстче, а музыка напряжённее, а если к началу фильма вы уже сильно разволновались, то музыкой и хэппи-эндом картина будет вас успокаивать
Есть интерактивные рекламные ролики , , а российский благотворительный фонд "Нужна помощь" сделал интерактивный про жизнь ВИЧ-положительной девушки
Когда-то зрители долго привыкали к широкоэкранным фильмам, потом к 3D, может быть, и интерактивное кино скоро станет таким же привычным для рядового зрителя, как и трёхмерные фильмы, но пока эта развлекательная технология выглядит неубедительно
Ждём ваше экспертное мнение в комментариях.
Если вы предпочитаете просмотру фильмов чтение книг, то советуем заглянуть в сообщество