Прежде всего, речь здесь пойдет об исключительно неоднородной группе людей. Это самые известные двойники XX века, единственной общей чертой которых было умение "влезть в чужую кожу". Среди людей, которым пришлось стать копиями всемирно известных "оригиналов", от Энди Уорхола до Адольфа Гитлера, некоторые были шоуменами, которые по своей воле оставались в тени, а другие вынуждены были под страхом смерти заниматься этим ремеслом.
Элизабет Тейлор
Шелтон вспоминала их первую встречу в интервью TheNewYorkTimes в 2011 году как поистине сюрреалистический момент: "Мы просто посмотрели друг на друга и рассмеялись", – сказала она.
Филлис Шелтон с лошадью Элизабет Тейлор
С помощью небольших ухищрений гримера, включая колпачки на зубах, и смены цвета волос, Шелтон стала как две капли воды похожа на кинозвезды и даже купила лошадь, на которой она и Тейлор ездили в фильме "Блики в золотом глазу".
"Это была девушка, которой я восхищалась, прежде всего, потому, что она любила лошадей, а я была на самом деле помешана на лошадях, – рассказала она Times, – и кто мог предвидеть, что я стану так похожа на нее, так что это было поистине чудо".
Но самым удивительным чудом стал случай, когда Тейлор уступила Шелтон для медового месяца дом в Мексиканской Ривьере, принадлежавший ей и Ричарду Бартону.
Адольф Гитлер
Вообразите сцену в разгар Второй мировой войны: группа советских солдат собралась вокруг, казалось бы, невозможного зрелища: окровавленного неподвижного тела Адольфа Гитлера. Они фотографируют диктатора, и на их лицах явное недоверие, но сходство просто поразительное…
Разумеется, это был не Гитлер. Сегодня историки не сходятся во мнении, чье именно тело "всплыло" в тот день в 1945 году, но многие полагают, что это был Густав Велер, один из двух десятков двойников Гитлера. Был ли он застрелен потому, что внешне напоминал Гитлера? Или, возможно, сознательно пожертвовал своей жизнью, чтобы защитить фюрера? И вообще, был ли это на самом деле Велер? В 1996 году писатель Хью Томас утверждал, что Велер дожил до конца войны и сотрудничал с войсками союзников. Кто бы это ни был, изображение радостных советских солдат вокруг того, что они считали трупом Гитлера – выдающийся исторический артефакт…
Велер (слева) и Гитлер
Энди Уорхол
"Искусство – это все, что сойдет тебе с рук" – одно из самых печально известных выражений Уорхола.
Осенью 1976 года он сумел убедить весь мир, что был в университетской поездке в штатах Юта и Орегон. На самом же деле, на протяжении четырех долгих месяцев его роль перед доверчивыми студентами и профессорами исполнял актер Аллен Миджет.
"Я могу честно сказать – я очень счастлив, что Энди добился такого успеха", говорит Миджет в видео-интервью, снятом в 2014 году, где он рассказывает о времени, проведенном вместе с художником. Легко понять, почему публика была введена в заблуждение: Хотя Миджет не выглядит так потрясающе, как Уорхол, его голос и манеры отличаются той же монотонной холодностью, которая стала фирменным знаком Уорхола.
Добавьте ко всему густой макияж и апатичные ответы на вопросы студентов – неудивительно, что его приняли за Уорхола.
"Я абсолютно не стремлюсь к славе", – говорит Миджет в интервью. Тем не менее, он стремился к одной вещи, которую Уорхол, как известно, никогда не давал суперзвездам: к деньгам. "Поверьте мне, я хотел бы иметь больше денег, чем у меня есть, – говорит он, – но даже этого мне было бы недостаточно. Я извлекал выгоду из Энди Уорхола, снимая с ним фильмы и делая на этом деньги".
На самом деле, это Уорхол "бегал" за Миджетом, который сотрудничал с такими тяжеловесами итальянского кино как Бернардо Бертолуччи, помощник Паоло Пазолини, в Италии. Когда в 1967 году он снялся в фильме Уорхола "Нудистский ресторан", Миджет пошел на это не без колебаний. "В Энди не было ничего такого, что подсказало бы мне, что это будет так тепло и по-дружески", – сказал он в интервью для программы Chronogram в 2006 году.
Миджет в "Нудистском ресторане", пьет пиво
Миджет быстро ушел из группы Уорхола, но позже художник выследил его в Сан-Франциско, чтобы предложить роль всей его жизни.
Уорхол был уже довольно туманным в общении с прессой, а категоричные ответы Миджета на вопросы о сексуальных предпочтениях Уорхола и его художественном видении были довольно убедительными. "Один студент встал и сказал мне: "Мистер Уорхол, когда я посмотрел фильм, я подумал, что это просто дерьмо, но теперь, услышав, как вы об этом рассказываете, я думаю, это грандиозно", – рассказал он.
В конце концов, в прессе появилась фотография настоящего Уорхола рядом с изображением Миджета, имистификация была раскрыта. Сначала академическое сообщество было в ярости. А затем они стали называть это блестящим, выдающимся произведением искусства перформанса.
Миджет продолжал "играть" Уорхола на улицах и в клубах Нью-Йорка, даже после смерти художника. "Энди Уорхол мертв, – писала газета WallStreetJournal, – но не удивляйтесь, если вы столкнетесь с ним где-нибудь на вечеринке". Сегодня, похоже, он оставил свой белый парик и перебрался в Вудсток.
10.
11.
Говард Хьюз
"То, что мы сделали героя из Говарда Хьюза, говорит кое-что интересное о нас самих", – писала Джоан Дидион в своем знаменитом очерке "Ковыляя в Бетлехем", "что-то, смутно сохранившееся в памяти, говорит нам, что секрет денег и власти в Америке заключается в том, что ни вещи, которые можно купить за деньги, ни власть ради власти, а только абсолютная личная свобода, мобильность, неприкосновенность частной жизни, возможность жить по собственным правилам, имеют значение. Для авиатора, инженера и голливудского магната Хюза все это означало – иметь двойника. Во всяком случае, если верить слухам.
12.
Хьюз был по натуре весьма эксцентричным человеком, но многие из его "странных" привычек были еще и завуалированными признаками борьбы с обсессивно-компульсивным расстройством, паранойей и навязчивой тревогой.
13.
"Л. Уэйн Ректор был нанят в 1955 году агентством Карла Байора (пиар-фирма, работавшая на Хьюза), чтобы выступать в качестве двойника Хьюза", – пишет Джон Льюис в книге "Пропавшие без вести и таинственные смерти", объясняя, что Ректор продолжал "играть" Хьюза в течение многих лет, в месте с другим человеком по имени БраксРэнделл.
Мы можем только догадываться, для чего Хьюзу были нужны его двойники. Была ли это потребность, порожденная тревожным расстройством, или вполне реальный страх перед кем-то? Впрочем, каковы бы ни были причины, правда в том, что американская публика была одержима имиджем Хьюза. Даже когда он был уже давно мертв, люди искали его лицо повсюду.
14.
Иосиф Сталин
Единственное заметное отличие, по его словам, было в ушах. Помимо этого изъяна, двойник Сталина Феликс Дадаев был практически зеркальным отражением диктатора. И только когда ему было уже почтилет, Дадаев, наконец, раскрыл правду о том, как ему пришлось "убить собственную личность" и начать новую жизнь в качествеодного из самых опасных политических двойников в мире…
Сталин и Дадаев (справа)
Возможно, Дадаев оказался так хорош в качестве дублера, поскольку он уже был опытным исполнителем, хотя выступал как жонглер и танцовщик. Однако, как и многие его сверстники, он оказался на грани смерти во время Второй мировой войны. Когда сотрудники НКВД спасли его от смерти, их целью было превращение его в очередного двойника Сталина, несмотря на то, что он был на двадцать лет моложе диктатора. Затем Дадаев был объявлен погибшим и прошел интенсивный курс обучения, чтобы усвоить мимику и манеру поведения Сталина.
15.
Можно было бы продолжать эту историю о двойниках, но мы хотели бы завершить ее на оптимистичной ноте. Взгляните на эту фотографию, сделанную в 1989 году: один их молодых людей – звезда фильма "Назад в будущее" Майкл Дж. Фокс, а трое остальных – его двойники или клоны.