13 декабря 1971 года в московском кинотеатре "Россия" прошла премьера легендарной комедии "Джентльмены удачи". Давайте сегодня вспомним этот шедевральный фильм и посмотрим, как проходил процесс его создания.
Фильм "Джентльмены удачи" в 1972 году посмотрели околомиллионов человек.
Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составлялакопеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12-е место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.
Режиссером картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле "Джентльменов" снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был авторами сценария.
"Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились еще на Высших режиссерских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили".
Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.
Окончательный состав актеров также отличался от первоначального. Главная роль сразу была отдана Евгению Леонову. А вот воров-рецидивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.
Миронов, Быков и Никулин сниматься отказались. У кого-то не было времени, кто-то был уже занят в других проектах. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым.
"К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актер эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актер Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было".
Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. "Меня знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он черный", — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы, но, когда стало понятно, что съемки надо начинать, а одного из главных героев нет, решили попробовать его.
Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: "На свободу — с чистой совестью", "Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому", а также воровской жаргон: "канай отсюда", "пасть порву, моргалы выколю" — это всё оттуда, с зоны.
"Но про "мужика в пиджаке" (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали", — вспоминает Токарева. Цензура очень серьезно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить "блатной жаргон", в результате чего появились разные новые "квазиблатные" слова: "редиска", "сосиска", "Навуходоносор" и другие. А еще есть легенда, что от погребения "на полке" фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных "Джентльменов удачи", и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, по поводу жаргонных словечек сказал: "Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает".
Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актера, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса. Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем — показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!
Роль воспитанника московского детского сада №83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. Угольников не запомнился по этой роли, и узнать по ней будущего ведущего телевизионного шоу "Оба-на!" и звезду фильма "Ширли-мырли" почти невозможно.
Для съемок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор.
Раднэр Муратов так рассказывал о съемках этого эпизода: "Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав налекарственных травах и налет продлевает молодость".
В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник "Джентльменам удачи". Только вот в скульптурной композиции отсутствует один "джентльмен" — Хмырь.
Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню "Проснись и пой", родилась именно в Джамбуле.