"Где череп был зацвел коралл,
В глазницах жемчуг замерцал.
Ты слышишь колокол наяд?
По тебе они звонят…"
Это парафраз песни Ариэль из пьесы Шекспира «Буря», а ниже вы видите картину английского художника XIX века Эверетта Милле «Офелия». Но сегодня у нас с вами речь пойдет о юной девушке, умершей не двести лет назад, и даже не во времена Шекспира - более четырех веков назад, а о «невесте из древнего Рима» - эпохи, отстоящей от нас почти на два тысячелетия.
11 января 1889 года в котловане под фундамент будущего «Дворца Правосудия» в Риме недалеко от берега реки Тибр обнаружили два античных беломраморных саркофага. На одном из них было женское имя, на другом мужское: Креперия Трифаена и Креперий Евхуд. Были приглашены археологи, но вскоре стало ясно, что хотя саркофаги не вскрывались, из-за глубины захоронения и близости реки они не раз затапливались грунтовыми водами. Транспортировка тяжелых саркофагов полных воды оказалась весьма проблематичной задачей, а потому решили вскрыть их прямо тут на месте. Весть о находке быстро облетела округу и вокруг котлована собрались зеваки – сверху наблюдать даже удобнее чем внизу. Первой осторожно сняли крышку саркофага с женским именем и вздох удивления пронесся по толпе: в полупрозрачной воде саркофага колыхались длинные темные волосы, бледное лицо с широко распахнутыми глазами смотрело вверх, лоб обрамлен чудесным золотым венком…
- Наяда, настоящая наяда… это чудо… - шепотом пронеслось по рядам зрителей.
Увы, но чудес не бывает, уж точно не в нашей с вами реальности…
Волосы оказались длинными нитями корней водяного растения, бледный лик с распахнутыми глазами – белеющим черепом с пустыми глазницами, а золотой венок оказался… золотым миртовым венком на челе юной девушки, умершей много сотен лет назад.
Венок из саркофага
Исследовав кости ученые пришли к выводу, что они принадлежали девушке в возрасте всего около 18 лет ( точнее от 15 до 20 лет).
Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном юной дочери.
Скорей всего Креперия была из далеко не бедной семьи Рима, хотя ее имя греческого происхождения. Да, она явно не была аристократкой, наверняка, не из патрицианской семьи или древнего, пусть, и плебейского римского рода. Но Рим в то время уже в большей степени принадлежал богачам-нуворишам, а не аристократам древних фамилий.
Нет, конечно, семья Креперии, не относилась к сверхбогатым или очень богатым семействам, скорее к категории просто обеспеченных граждан Рима, этакий средний класс античности – торговцы средней руки, лавочники.
Золотое ожерелье Креперии с сапфирами
Золотые сережки
Брошь
Кольца-перстни
Еще одно кольцо
А вот на это кольцо стоит обратить внимание особо!
На нем имя - Филетус, зачем же девушке кольцо с чужим, да еще и с мужским именем?
Это обручальное кольцо, подарок жениха невесте на помолвку.
- Но почему именно жениха, - спросите вы меня, - почему не мужа? С чего вы взяли, что Креперия не успела выйти за него замуж?
Увы, она умерла до свадьбы, об этом говорит находка в саркофаге куклы...
Это кукла, которую дарили девочке родители - символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством.
Большинство таких кукол найдено в храме богини, лишь единицы - в могилах девочек.
Кукла не деревянная, как может показаться, она из слоновой кости и была роскошно одета, как, наверняка, и сама Креперия. Время безжалостно уничтожило все одежды.
Но посмотрите на кольцо на левой руке куклы!
На этом кольце находится маленький ключ от шкатулки
Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Сделана так же из слоновой кости. Вот она сама - на фотографии ниже.
Что же в ней было? Смотрите сами:
Маленькие серебряно-медные зеркала, заколка из коралла...
Две расчески из слоновой кости, очень похожие на самые обычные современные из пластмассы
Золотые кольца для куклы
Кстати, именно кукла помогла датировать примерное время смерти нашей "невесты". и радиоуглеродный анализ здесь совсем не причем!
Смотрите внимательно - в профиль.
... и в три четверти.
На самом деле, когда вы рассматриваете чужие старые фотографии, то по одежде и прическам людей легко определить время съемки: rопна волос на голове - 90-ые; длинные патлы молодежи - 70-ые; короткие волосы с напомаженными завитушками у женщин - ревущие 20-ые годы ХХ века.
Точно так же было и в античное время, мода на прически менялась довольно быстро. Но в древнем Риме стиль причесок задавали вовсе не рок-идолы или звезды кино.
Угадайте кто?
Ни за что не угадаете! Скульптурные портреты августейших особ.
Каждый римский город обязан был поставить на самом видном месте скульптуры императора и его жены. И все как один в едином благочестивом патриотическом порыве подражали взглядам императорской четы во всем, в том числе и во взглядах на моду и прическу.
А вот вам и прототип прически нашей куклы.
Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия
Годы правления Марка Аврелия - 161 -180 гг. н.э., а значит наша невеста жила во второй половине второго века в Риме, обручилась с молодым человеком по имени Фелитус и умерла так и не дожив до дня своей свадьбы.
Фелитус так и не услышал от нее заветные слова, что произносила каждая римлянка, выходя замуж. Там нет слов о "печали и радости" или "пока смерть не разлучит нас".
Женщина говорила своему мужу: "Куда ты Гай, туда и я - Гайя".
И эта простая формула без всяких высокопарных слов есть обещание: "Где ты - там отныне и я - твоя жена..."
И с этого момента начиналась для нее новая взрослая жизнь...
А как же легенда о находке в древнеримской гробнице прекрасной девушки-девочки, чьей нетленной красотой восхищались художники и простолюдины?
Это всего лишь легенда, не имеющая отношения к действительности?
И да, и нет, но об этом уже будет наш рассказ в какой-нибудь из следующих публикациий.. и о других куклах тоже.
С историей невесты из вечного города вас познакомил ЛысыйКамрад.
Еще одна замечательная древнеримская кукла из слоновой кости, на руках и ногах ее золотые браслеты, на шее - золотое ожерелье
Чуть позже выложу в комментариях ссылки на предыдущие мои публикации серий "Мумии и скелеты загадки истории".
Читайте, оценивайте, комментируйте и подписывайтесь.
С уважением к моим читателям, ЛысыйКамрад