22 апреля 2019

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

30 лет назад не стало известного сибирского рок-музыканта Дмитрия Селиванова.

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Советский гитарист-импровизатор, мульти-инструменталист, вокалист, участник групп Калинов Мост, Путти, Гражданская Оборона, основатель и лидер группы Промышленная Архитектура Дмитрий Алексеевич Селиванов родился в Новосибирске 25 марта 1964 года

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Самый, пожалуй, загадочный и недопонятый человек в истории сибирского, условно говоря, панка

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Интерес к гитаре Дмитрий проявил уже 11 лет. Творческую деятельность начал в 1979 году. В начале 1980-х годов Селиванов играл в группе Присутствие. В 1984 году вместе с Дмитрием Ревякиным основал в Новосибирске группу Здоровье. Правда, в ту пору её концепция была не ясна ни Селиванову, ни Ревякину и группа, после единственного концерта в декабре 1984 года, развалилась. Но это была первая пристрелка, так сказать, рекогносцировка, перед возведением Калинова Моста

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

После этого Ревякин создал собственную группу — Равноденствие, которая в 1986 году и была переименована в тот самый Калинов Мост. Гитаристом в ней работал и Селиванов, однако из-за разногласий с Ревякиным, он вскоре покинул группу («изгнан за нежелание играть по канонам»). Примерно в то же время в качестве лидер-гитариста участвовал также и в группе Путти

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

"Я начал играть лет с одиннадцати... Играл что попало. Потом играл с Наумовым немножко — тогда это ещё никак не называлось, Проходной Двор пришёл позже. Если хронологически — это год 79-й. Потом халтурил долго, потом подвизался в группе Присутствие. Потом надыбал Ревякина. Он меня пригласил, всё чинно. Поиграли мы, потом чинно же распались, потом я — полгодика пинал х... ну совершенно ничего не делал. Потом опять собрались с Ревякиным. Правда, он уже не Равновесие назывался, как до этого, а уже Калинов Мост. Потом лето было, все разъехались. Это был 1986 год. Ну вот, на лето все разошлись. Потом все собрались, я не собрался, ну и за саботаж был изгнан. Одна из причин, за что я был изгнан из Калинова Моста — это то, что я два раза одинаково вещь не сыграю." (из интервью Д. Селиванова Р. Неумоеву, Инструкция По Выживанию)

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

В середине 1980-х годов, вместе с Николаем «Кокой» Катковым, Дмитрий играл в проекте ДимаКок авангардную и экспериментальную музыку. Селиванов играл на трубе («Районный депутат»), на скрипке (в неопубликованной композиции «На красном утесе»), накладывал вокал на мелодию из фильма «Кабаре» («Дается план»), пел несколько блюзов на английском. Сотрудничая с Катковым, Дмитрий пытался взять «ортодоксальное мышление среднего советского человека и довести эти идеи до некой степени абсурда — то есть играть совершенно страшную, монотонную музыку». Реализация подобных планов просматривалась в композиции «Конституция», в которой Селиванов ровным голосом читал отдельные положения из Конституции СССР (право на свободу вероисповедания, неприкосновенность жилища, тайну переписки и т.п.)

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

В 1985-86 гг. Селиванов участвовал в образовавшейся в Новосибирском Академгородке группе Шифер, сотрудничал с известным сейчас музыкантом и журналистом Дмитрием Радкевичем .
В апреле 1988 года Дмитрий познакомился с проектом Егора Летова, Олега "Манагера" Судакова и Константина «Кузи УО» Рябинова — Коммунизм. Песня Flying Home (The Birds of Paradise), исполненная Селивановым, вошла в альбом «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1990). Весной 1988 года играл в ГО с Летовым и Янкой Дягилевой, а затем — в июне того же года — создал собственный проект Промышленная Архитектура, который, по его замыслу, должен был играть музыку, представляющую собой смесь индастриала и пост-панка. Состав группы на тот момент был таким: Олег Чеховский — бас, Ринат "Ронни" Вахидов — ударные, Евгений Скуковский — клавишные, Игорь Щукин — ритм-компьютер, а также Евгений Голуб — ритм-компьютер, клавишные и Алексей Зайчик – «Casio» (на записи альбома "Любовь и Технология")

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

В Промышленной Архитектуре Дмитрий писал музыку и тексты, пел и играл на гитаре: "Индустриальный Оргазм" (вокал, гитара), "Точки (Инструктор)" (вокал, гитара), "Летаргия" (вокал, гитара), "Красный Марш" (вокал, гитара). Единственный альбом группы, записанный в сентябре 1988 года в Новосибирске, получил название «Любовь и Технология» (был издан только в 2001 году, но до того имел широкое неофициальное хождение на аудиокассетах)

«Суховатые, математически выверенные конструкции Промышленной Архитектуры с холодным электронным звуком, драм-машинами, песнями о грядущем неизбежном Холокосте, войне и предопределенности были далеки от традиций сибирского рока. В нём нет ни радости, ни удовлетворения - только холод, тоска и безысходность. Тематика его песен удивительно пересекается с паноптикумом "collapsing new people" Британии начала 1980-х: антисекс, усталость, разложение, смерть». Михаил (Миша) Вербицкий, блогер

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Удивительным образом, пребывая в изоляции в далекой от центров Сибири, Селиванов знал и разнообразные коллективы "новой волны", и индустриальную музыку. Но прежде всего он был адекватен самому себе. Этим Промышленная Архитектура отличается от бесчисленных московских, питерских и прочих деятелей, которые тогда подавали себя как "индастриал"

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Промышленная Архитектура просуществовала чуть меньше года. Все кончилось 22 апреля 1989 года, в день рождения Ленина, когда Селиванов погиб

Вечером 22 апреля Дмитрий пришёл в общежитие Новосибирского электротехнического института (НЭТИ) — в гости к музыкантам местной группы А’МБА, которые репетировали там в одной из комнат. Где-то около 19 час. он встал, сказал странные слова: «Ну ладно, у меня тут ещё одно дело в конце коридора», после чего вышел, прихватив с собой шарф. Через какое-то время Селиванова нашли повесившимся на этом самом шарфе на трубе отопления в коридоре общежития

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Манагер вспоминал: «Я приехал в Новосибирск, остановился у Димки Лукича, и каким-то совершенно мистическим для меня образом — в то же самое утро, 22 апреля, позвонил Селиванов Кузьме, передал привет, естественно, наметили стрелку, где можно встретиться, договорились на вечер, поприветствовали друг друга и, естественно, расстались. А днём поехали по делам, часа в три ехали в Академгородок, покупали пластинки, был хороший знакомый Слава Исаев — у него была хорошая коллекция, ехал я, Кузя, добирались туда, гуляли по лесу, а вечером добрались обратно — и тут вдруг узнаём, что Селиванов умер, позвонил Чеховский. Дальнейшая история носит ещё более мистический характер, мы попытались с Димой узнать и узнали, что никаких ярких особенных предпосылок для того, что произошло, в общем-то, не было. То есть он справился в этот момент с какой-то лёгкой депрессией, мечтал съездить в Омск, имел большие замыслы в отношении и литературы, и музыки, и собственно говоря, очень радостно попрощался с матерью, и пошёл на ту самую точку в НЭТИ, где всё это произошло. Впоследствии мы попытались узнать, может, какой-то человек попался, может, какая-то ссора, конфликт, но ничего мы так и не узнали…»

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

«..Ах, какое было счастье быть всегда откровенным
Но взрослеешь, друзья уходят и как с детством тает беспечность
Все сделал как хотели -- чин по чести, по саму шляпку
И убить-то убил свою радость, а вот обратно да не родился

Ветер в поле манит свободой, пыль оседает на ботинках
Не поверишь - я люблю вас до тошноты, до топотанья ногами
И вернуться бы, вроде и вернулся эх сладко благое время
Но тут такое дело ребята - быть нам новобранцами петли или приклада»
(Манагер «Ветер в поле», памяти Д. Селиванова)

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Промышленная Архитектура, как личный проект Селиванова, после его смерти прекратила существование, как единое целое. Оставшиеся музыканты – Вахидов, Чеховский и другие, после трехмесячной паузы, вновь собрались и продолжил играть, объединившись с Дмитрием «Чёрным Лукичом» Кузьминым, под названием Мужской Танец. Потенциал этого сотрудничества был ограничен – слишком разные музыкально были люди из Архитектуры и Лукич. Проект просуществовал недолго, выпустив 3 альбома: "Осеннее Платье", "Последняя Пощечина" и "Карманный Лебедь"

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

«В каком-то смысле Селиванову повезло – он так и не стал известен широким подростковым массам, избежал переваривания шоу-бизнесом и не превратился, как Цой или Башлачёв, в объект бессмысленного, всепожирающего некрофильского культа». Ур-реалист.

«...если я вправду хотел убежать,
то всё, тогда всё - я убежал...»
Д. Селиванов

Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же

Источники:
Михаил (Миша) Вербицкий «Онемение»;
Ур-реалист «Неизвестный гений сибирского рока».
Журналы:
Контр Культ Ур’а «Дмитрий Селиванов: …Жизнь – это нечто совсем другое»;
Ура-Бум-бум.
http://selivanov.lenin.ru/,
http://www.cultin.ru/musitian-selivanov-dmitrijj-alekseevich