7 августа 1803 года из порта в Кронштадте вышли два шлюпа. На их бортах красовались названия "Надежда" и "Нева", хотя еще недавно они носили другие имена – "Леандр" и "Темза". Именно под новыми названиями этим судам, купленным императором Александром I в Англии, предстояло войти в историю как первым российским кораблям, обогнувшим весь земной шар.
Идея кругосветной экспедиции принадлежала Александру I и министру иностранных дел графу Николаю Румянцеву. Предполагалось, что ее участники соберут как можно больше информации о странах, которые будут на их пути – об их природе и о жизни их народов. А кроме того, планировалось установить дипломатические отношения с Японией, через которую тоже проходил маршрут путешественников.
Юрий Лисянский, капитан шлюпа "Нева"
Конфликты на борту
Капитаном "Надежды" был назначен Иван Крузенштерн, а капитаном "Невы" стал Юрий Лисянский – оба на тот момент были уже довольно известными моряками, прошедшими обучение в Англии и участвовавшими в морских сражениях. Однако к Крузенштерну на корабль "подселили" еще одного соруководителя – графа Николая Резанова, назначенного послом в Японию и наделенного очень большой властью, что капитану, естественно, не понравилось. А после того, как шлюпы покинули Кронштадт, оказалось, что Резанов – не единственная проблема Крузенштерна.
Как выяснилось, среди членов команды "Надежды" был хорошо известный в те годы скандалист, дуэлянт и любитель эксцентричных выходок Федор Толстой. Он никогда не служил во флоте и не имел необходимого для этого образования, а на корабль попал нелегально, подменив своего двоюродного брата, носившего те же имя и фамилию и не хотевшего отправляться в далекое путешествие. А скандалист Толстой, наоборот, рвался в плавание – ему было интересно посмотреть мир, а еще больше хотелось сбежать из столицы, где ему грозило наказание за очередной пьяный дебош.
Федор Толстой, самый беспокойный участник экспедиции
Во время путешествия Федор Толстой развлекался как мог: ссорился с другими членами команды и стравливал их между собой, подшучивал, порой очень жестоко, над моряками и даже над сопровождавшим их священником. Крузенштерн несколько раз сажал его в трюм под арест, но как только заключение Федора заканчивалось, он принимался за старое. Во время одной из остановок на острове в Тихом океане Толстой купил ручного орангутана и научил его разным шалостям. В конце концов, он запустил обезьяну в каюту самого Крузенштерна и дал ей чернила, которыми она испортила путевые заметки капитана. Это стало последней каплей, и в следующем порту, на Камчатке, Крузенштерн высадил Толстого на берег.
Шлюп "Надежда"
К тому времени он окончательно рассорился с графом Резановым, который отказывался признавать его капитанскую власть. Соперничество между ними началось с первых же дней плавания, и сейчас уже невозможно сказать, кто был инициатором конфликта. В сохранившихся письмах и дневниках этих двоих высказываются прямо противоположные версии: каждый из них обвиняет во всем другого. Точно известно лишь одно – Николай Резанов и Иван Крузенштерн сначала спорили о том, кто из них главный на судне, потом перестали разговаривать друг с другом и общались при помощи записок, которые передавали матросы, а потом Резанов и вовсе заперся в своей каюте и перестал отвечать капитану даже на записки.
Николай Резанов, так и не помирившийся с Крузенштерном
Подкрепление для колонистов
Осень 1804 года "Нева" и "Надежда" разделились. Корабль Крузенштерна отправился в Японию, а корабль Лисянского – на Аляску. Миссия Резанова в японском городе Нагасаки прошла неудачно, и на этом его участие в кругосветной экспедиции закончилось. "Нева" в это время прибыла в Русскую Америку – поселение российских колонистов на Аляске – и ее команда приняла участие в сражении с индейцами-тлинкитами. За два года до этого индейцы вытеснили русских с острова Ситка, и теперь губернатор Русской Америки Александр Баранов пытался вернуть этот остров. Юрий Лисянский и его команда оказали им в этом очень важную помощь.
Александр Баранов, основатель Русской Америки на Аляске
Позже "Надежда" и "Нева" встретились у берегов Японии и двинулись дальше. "Нева" ушла вперед вдоль восточного побережья Китая, а "Надежда" более детально исследовала острова в Японском море, а затем отправилась догонять второй корабль. Позже корабли опять встретились в порту Макао на юге Китая, некоторое время они вместе шли вдоль берегов Азии и Африки, а затем "Надежда" снова отстала.
Шлюп "Нева", рисунок Юрия Лисянского
Триумфальное возвращение
В Россию корабли вернулись в разное время: "Нева" –июля 1806 года, а "Надежда" – 5 августа. Участники экспедиции собрали огромное количество информации о множестве островов, создали карты и атласы этих земель и даже открыли новый остров, получивший название остров Лисянского. Был подробно описан почти не исследованный прежде залив Анива в Охотском море и установлены точные координаты острова Вознесения, о котором было известно лишь то, что он находится "где-то между Африкой и Южной Америкой".
Фаддей Беллинсгаузен
Все участники этой кругосветки, от капитанов до рядовых матросов, были щедро вознаграждены, и большинство из них продолжили делать морскую карьеру. Среди них был и путешествовавший на "Надежде" мичман Фаддей Беллинсгаузен, который черезлет возглавил первую русскую антарктическую экспедицию.