18 ноября 2018

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Иркутск – один из старейших городов Восточной Сибири, административный центр Иркутской области, расположенный на берегах реки Ангара в 68 километрах ниже её истока из Байкала. Население города – около 600 тысяч человек.

На карте Сибири Иркутск, как и большинство сибирских городов, появился в середине XVII столетия. Он начался с острога, заложенного 6 июля 1661 года в устье реки Иркут, крупного левого притока Ангары, затем перерос в поселение, получившее в 1686 году статус города. Иркутск начал бурно развиваться в XVII веке – этому городу суждено было «прорубить окно» на Восток – осваивать путь России к Тихому океану. Все экспедиции, организуемые российским правительством на Дальний Восток, в Якутию, Монголию, Китай, на Аляску формировались в Иркутске. Отсюда началось заселение берегов Амура, в Иркутске была сформирована база для снабжения продовольствием и снаряжением экспедиций Беринга, здесь же основана контора известной Русско-американской компании, в XIX веке ведущей торговлю и освоение новых земель от Аляски до Японии, через Иркутск ехали первые посольства в Пекин, проходили караванные торговые пути в Монголию и Китай, оптовая торговля в Восточной Сибири в первой половине XIX века была сосредоточена преимущественно в руках иркутских купцов. В XIX веке Иркутск по своей величине занимал первое место среди других городов Сибири и являлся административным и культурным центром огромной территории от Енисея до Тихого океана.

С XIX века Иркутск стал известен, как один из главных центров ссылки в России – уже к концу XIX столетия на двух коренных сибиряков здесь приходился один ссыльный. В разное время здесь жили сосланные декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. Иркутск был одним из главных центров контрреволюционного движения в Сибири. В 1918-1920 годах город находился во власти колчаковцев. Сам Колчак также был задержан 7 февраля 1920 года именно в Иркутске. В последующие (и особенно послевоенные) годы в городе и области активно развивалась промышленность и городская инфраструктура – строились различные заводы, фабрики, развивался транспорт, возводились мосты через Ангару, на Ангаре были сооружены четыре мощных ГЭС, возводились и возводятся новые жилые районы

Прогулки по Иркутску

Площадь Кирова (в разное время она называлась Кремлевская, Спасская, Богородская, Тихвинская, Гостинодворская) – центральная площадь города. По периметру площади находится несколько зданий – Центральный банк, мэрия Иркутска, лингвистический университет, администрация Иркутской области и гостиница «Ангара», центральная гостиница города

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Рядом с административным зданием в 2001 году была поставлена часовня в память об уничтоженном в 1932 году величественном Казанском соборе, который находился прежде на этом месте. Иркутский кафедральный собор был одним из крупнейших в России, вмещал около 5 тысяч человек, а по размерам был сопоставим с Исаакиевским собором в Петербурге и Храмом Христа Спасителя в Москве. После того, как в 1932 году Казанский собор был взорван, его обломки использовались для засыпки площади, в результате чего уровень нынешней площади Кирова поднялся на один метр

Прогулки по Иркутску

Справа от административного здания на берегу Ангары находится историческое ядро города – Спасская церковь, Богоявленский собор и католический костёл

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

А вот и Ангара. Течение реки стремительное, вода удивительно чиста и прозрачна, даже в летний день на набережной прохладно – от Ангары веет ледяным дыханием её отца Байкала. Вырвавшись из оков Байкала и затем Иркутской ГЭС, река здесь что есть мочи несётся к Енисею: течение очень сильное, порядка 1 метра в секунду. Впрочем, это ненадолго – в 40 километрах ниже Иркутска, от Усолья-Сибирского, начинает чувствоваться подпор Братской ГЭС, образующей крупнейшее на Ангаре Братское водохранилище протяжённостью 570 километров

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Спасская церковь:

Прогулки по Иркутску

Здесь также покоится прах Е.И. Трубецкой – урождённая графиня Лаваль, она первая из жён декабристов, добровольно последовавшая вслед за мужем. Ради возможности быть вместе с супругом Е.И.Трубецкая отказалась от гражданских прав, богатства и общественного положения, долгие годы она жила в тяжелейших условиях

Прогулки по Иркутску

А в сквере перед Знаменским монастырём в 2004 году был открыт ещё один очень интересный памятник – адмиралу А.В. Колчаку, полярному исследователю, «Верховному правителю» России в 1919 году, расстрелянному рядом с этим местом в 1920 году

Прогулки по Иркутску

Железнодорожный вокзал на противоположном берегу и арочный автодорожный мост через Ангару

Прогулки по Иркутску

Памятник Александру III установлен на берегу Ангары напротив железнодорожного вокзала. Этот монумент был открыт в 1908 году как благодарность за принятое императором решение о строительстве Транссибирской магистрали. Два других памятника Александру III были примерно в то же время открыты в Петербурге и Владивостоке (начальной и конечной точках Транссиба). В советское время памятник был демонтирован, а в 2002 году по инициативе Восточно-Сибирской железной дороги – восстановлен на прежнем месте

Прогулки по Иркутску

На другой день... Пасмурно и дождливо... Памятник Ильичу на перекрёстке улиц Ленина и Маркса:



Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Иркутский драматический театр

Прогулки по Иркутску

Ещё одно очень известное здание Иркутска – так называемый "Белый дом", старинный особняк постройки начала XIX века. В революционные годы в декабре 1917 года в этом здании находился Военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии. Во время контрреволюционного восстания с 24 по 30 декабря 153 красногвардейца выдерживали осаду окруживших их превосходно вооружённых юнкеров. В память о погибших у Белого дома 107 красногвардейцах в советское время были установлены мемориальная доска и памятник борцам революции

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Железнодорожный вокзал Иркутска на левом берегу Ангары:



Прогулки по Иркутску

К 1900-му году Транссибирская железная дорога ещё не была достроена и сквозного сообщения не существовало – от Петербурга поезда ходили до Иркутска, а от Владивостока – до станции Мысовая, что на восточном берегу Байкала. Пока велось строительство заключительного замыкающего участка Транссиба, железной дороги вдоль берега Байкала (подробнее о Кругобайкальской железной дороге я расскажу чуть позже), чтобы ликвидировать разрыв Транссиба было принято решение об устройстве паромной переправы через Байкал. С этой целью в 1895-96 годах в Англии был изготовлен ледокол «Байкал». После испытаний в проливе Ла-Манш судно было разобрано, в июле 1896 года разобранном виде прибыло в Петербург, откуда по железной дороге ледокол направился в Красноярск, а оттуда на баржах по Енисею и порожистой Ангаре в разобранном виде «Байкал» был доставлен в село Лиственничное, где в 1898-1899 годах был собран и затем спущен на воду Байкала.

Корпус судна был выполнен из лучшей сименс-мартеновской стали. Дно двойное, как у тяжелых военных кораблей. Шпангоуты внутри ледокола размещались часто, и вдоль ватерлинии по корпусу шёл широкий пояс из стальных листов толщиной 25 мм. При проектировании «Байкала» учитывали опыт строительства доктором Нансеном знаменитого «Фрама», благополучно перезимовавшего среди полярных льдов. Длина «Байкала» - 88.4 м, ширина – 15.5 м, водоизмещение – 4200 т, каюты для 200 пассажиров. На трёх железнодорожных путях ледокола размещалось 25 двухосных вагонов с грузом и паровоз, в трюмах – 850 т груза. Судно обслуживала команда из 200 человек, в том числе 21 машинист паровых котлов. Вся команда носила железнодорожную форму. На судне имелся богато обставленный царский салон, в котором были даже позолоченные сервизы. Расстояние поперёк озера от станции Байкал до станции Мысовой (75 км) паром преодолевал за 4.5 часа. Скорость его достигала 22 километров в час. Он мог взламывать 1.5 метровый лёд. За всю свою историю «Байкал» лишь один раз не смог побороть байкальский лёд – в январе 1904 года, когда морозы достигли 42-45 градусов. А с января по апрель паромная переправа осуществлялась по льду на лошадях.

В 1900 году на помощь «Байкалу» пришёл второй ледокол – «Ангара», перевозивший 160 человек и около 150 тонн груза. Он предназначался главным образом для перевозки через озеро пассажиров и использовался для вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом «Байкал». В течение 18 лет ледоколы «Байкал» и «Ангара» исправно несли свою службу. Первые годы они были единственным связующим звеном Транссиба, а когда в 1904 году строительство Кругобайкальской железной дороги было закончено и открылось сквозное железнодорожное сообщение, ледоколы использовались в качестве резервной переправы (первые годы движение по кругобайкальскому участку Транссиба нередко прерывалось из-за технических проблем.

Во время русско-японской войны ледоколы несли военную вахту – «Байкал» в военное время перевозил за рейс 2500 человек и 250 лошадей, «Ангара» - до 1000 человек за рейс. В годы Гражданской войны все имеющиеся суда вошли в Байкальскую военную флотилию. На носовую часть «Байкала» поставили пушку и отправили курсировать вдоль железнодорожной линии. Последний бой «Байкал» принял на рейде у станции Мысовой 16 августа 1918 года, когда он был обстрелян из пушек белочехами с захваченного ими парохода «Феодосий». После первого же залпа снаряд попал в керосиновый бак, и пожар охватил всю деревянную надстройку. На пароме началась паника, и паром затонул по главную палубу, при этом деревянная надстройка выгорела полностью. Так и закончил свою жизнь паром-ледокол. До осени 1918 года его остов находился вблизи берега, затем он был отбуксиован в порт «Байкал», где в 1928 году порезан на куски, после чего четыре его котла ещё некоторое время использовались на заводе и в одной из котельных Иркутска.

Судьба «Ангары» сложилась счастливее. Во время Гражданской войны он был вооружён и успешно участвовал в сражениях против белочехов, после чего, после дополнительного довооружения стал флагманом Байкальского отряда боевых судов. Судно использовалось для разных нужд до 1963 года, при этом дважды реконструировалось и один раз тонуло. В 1967 году «Ангару» завели на стоянку в Иркутское водохранилище, где ледокол ещё дважды тонул в 70-80-х годах. В затопленном состоянии судно находилось до 1988 года, когда было принято решение о создании на нём музея и реставрации. С 1991 года на ледоколе, навечно пришвартованном у причала Солнечный г. Иркутска, открыта экспозиция об истории «Ангары». В 2000 году судно было передано в бессрочное пользование Иркутскому отделению общества по охране памятников истории и культуры.

Палубное орудие:




Прогулки по Иркутску

В рубке

Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску

Машинное отделение:



Прогулки по Иркутску

Участок Ангары от Байкала до Иркутска привлекал гидростроителей еще в дореволюционный период. Он имел почти идеальную зарегулированность и благоприятные горно-геологические условия для строительства гидроузла и создания крупного водохранилища, использующего громадную площадь озера Байкал. Наличие рядом города с промышленными предприятиями давало надежных потребителей электроэнергии и позволяло создать строительную базу для возведения ГЭС. К началу 50-х годов был подготовлен проект Иркутской ГЭС мощностью 660 МВт. Решение о её сооружении было принято правительством в январе 1950 года, и уже через месяц в створе будущей ГЭС появились первые гидростроители. Возведение ГЭС шло в тяжелых условиях – не хватало опытных специалистов, рабочих, механизмов, жилья. Не было опыта сооружения подобных гидроузлов, в частности, гравийно-песчаных плотин на подобных реках, в суровых климатических условиях при высокой сейсмичности.

Место для гидроузла выбрали в 65 километрах от озера Байкал. Гравийно-песчаная плотина и здание ГЭС совмещённого типа имеют общую длину 2,6 километров и подняли уровень Ангары перед Иркутском на 28 метров. Образовавшееся при этом водохранилище имеет площадь 200 кв. километров и объем воды 2.5 куб. километра. На Иркутском гидроузле не предусмотрена водосливная плотина, обязательная для многих ГЭС, поскольку Ангара в своём истоке зарегулирована Байкалом и имеет постоянный расход воды. Для сброса больших расходов в здании гидроэлектростанции размещены особые отверстия с возможной пропускной способностью 6000 куб.м/сек. В зоне затопления Иркутского водохранилища на берегах Ангары оказались 58 населенных пунктов, участок шоссейной дороги Иркутск – Листвянка и железнодорожный участок Иркутск – порт Байкал. Кроме того, вследствие сооружения плотины поднялся на 1 метр и уровень самого Байкала. Вдоль его побережья, в пониженных дельтовых речных участках в зону затопления попали около 100 тысяч га земли и 127 населенных пунктов, в том числе 9 городских.

В мае 1951 года был вынут первый ковш из котлована гидроэлектростанции, в 1954 году в фундамент здания ГЭС заложили первый бетон, в 1956 году Ангару перекрыли, в 1957 году ГЭС дала первый ток, а в 1958 досрочно сдали последний, восьмой, энергоагрегат. После строительства ГЭС уровень Байкала поднялся на 1 метр, Байкал превратился в часть водохранилища с общим объёмом 46.4 куб километров. При этом Иркутское водохранилище (как и нижележащее Братское) стало водохранилищем многолетнего регулирования стока. Иркутская ГЭС была первой в каскаде запланированных гидроэлектростанций на Ангаре и первой крупной ГЭС в Восточной Сибири. Она стала своеобразной кузницей кадров. Гидростроители и энергетики, прошедшие здесь школу, впоследствии успешно работали на строительстве других крупных ГЭС Сибири – Братской, Усть-Илимской, Красноярской, Хантайской, Саяно-Шушенской, Богучанской и других. Сейчас Иркутская ГЭС находится в тени своих более новых и мощных ангарских напарниц, но именно она – первая на Ангаре, и именно Иркутская ГЭС смогла поглотить и поднять воды самого Байкала.

Поскольку пешком через ГЭС ходить нельзя, сажусь на первую попавшуюся маршрутку и переезжаю по ГЭС на противоположный берег, а там, пройдя несколько кварталов, выхожу на точку, откуда открывается очень хорошая панорама гидроузла

Прогулки по Иркутску

Ниже по реке расположен новый железобетонный мост через Ангару, первая очередь которого была введена в строй в 2007 году, а вторая – в 2009 году. Мост пересекает Ангару по неразрезной схеме 84.5+4х105+84.5 м, эстакадные пролеты разрезные, длиной 42 метра. Мост полностью железобетонный

Прогулки по Иркутску

Возвращаемся в центральную часть города



Прогулки по Иркутску

Прогулки по Иркутску путешествия, факты, фото

Автор URITSK