Легенда о Ромео и Джульетте, описанная в стихах Уильямом Шекспиром, имеет древнеримские корни. История молодых влюбленных расставшихся с жизнью представлена в легенде «Пирам и Фисба». Античный миф, описанный древнеримским поэтом Овидием, получил популярность в Италии эпохи ренессанса.
История злоключений двух влюбленных, которая состоит из цепи фатальных неудач. Эту легенды в Италии прозвали «Трагедии судьбы». Герои пытаются противостоять невзгодам, но обстоятельства оказываются сильнее и приводят их к неминуемой гибели
По описанию Овидия, влюбленные Пирам и Фисба жили в городе Вавилоне. Молодые люди полюбили друг друга с детства, но их семьи воспротивились этому браку.
Фисба перед побегом,
Джон Уильям Уотерхаус, XIX век
Опера и балет
Первое популярное музыкальное произведение по мотивам «Ромео и Джульетты» - опера «Капулетти и Монтекки» молодого композитора Винченцо Беллини (премьера - 1830 год).
В музыкальном изложении Беллини основной уклон уделяется не романтической линии, а конфликту между Монтекки и Капулетти, который перерастает в военные действия. Ромео здесь не юный романтик, а очень воинственный персонаж, готовый повести в битву своих товарищей. Хочется сказать «Тьфу, фулюхан». По отношении к Джульетте такой Ромео ведет себя грубовато. Фигура Джульетты вызывает сочувствие, она выглядит беззащитной среди политических и военных интриг.
Ромео и Джульетта в исполнении примадонн XIX века, Джудитты Гризи и Амалии Шутц
Опера шла успешно не только в театрах Европы, но и в США (Нью-Йорк, Бостон, Новый Орлеан).
Данная постановка помогала примирить двух примадонн на одной сцене. Обе партии Ромео и Джульетты стали яркими и равнозначными для вокального исполнения.
"Ромео и Джульетта" композитора Шарля Гуно.
В главных ролях. Аделина Патти и Марио.
Премьера в Лондоне 1867 год
«В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен покинуть Верону, расстаться с Джульеттой.
Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит бас, кларнет и фагот, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция „пошла“, когда артистам удалось увидеть сцену „глазами Прокофьева“, они поняли, что композитору важно было обрисовать не „утро“ и не „жаворонка“, а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки» - рассказывал балетмейстер Лавровский на лекции о творчестве Галины Улановой.
Легендарный Рудольф Нуриев в роли Ромео с Марго Фонтейн
Экранизация «Ромео и Джульетта» режиссёра Франко Дзеффирелли (1968 год) с Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом в главных ролях. Фильм получил две премии Оскар.
Ромео и Джульетта с Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом
Версию «Ромео + Джульетта» (1996 год), перенесенная в «бандитскую Америку» - создал режиссер Баз Лурманн, с Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс в главных ролях. «Дети 90-х» наверняка помнят это кино.
Фильм принес в $147 миллионов при бюджете $14,5 миллионов.
«Ромео + Джульетта» с Леонардо ди Каприо и Клэр Дэйнс