Большую нефть Северного Сахалина, о котором я рассказывал в прошлой части, на острове принимал губернатор Игорь Фархутдинов.
В 2003 году он погиб в крушении вертолёта по пути с Камчатки в Северо-Курильск. Память о нём увековечили красиво и по-настоящему доходчиво - назвали в его честь пассажирский теплоход, что ходит из Корсакова на Южные Курилы. О "Фархе" и о том, как им пользоваться, о видах с него на Анивский полуостров, о курильских портах и о встречах в море - далее
Когда-то у меня уже был пароходопост - об однотипных "Калашникове" и "Родине" с Иртыша и Оби. Но речные суда рядом с морскими смотрятся примерно как домашние собаки рядом с волками. Герой нашего сегодняшнего поста не радует глаз эстетикой, но зато в нём видна совсем другая сила. Длина его корпуса 90 метров, ширина 17,6 метров, высота бортов - почти 11 метров, осадка - более 5 метров, а водоизмещение - 4575 тонн. Средняя скорость 14 узлов (26 км/ч), автономность плавания - до 2000 миль (3600км). К тому же это грузопассажирское судно: вон те иллюминаторы с потёками - окна кают, и как видите, на них приходится дай бог половина длины теплохода
Для сахалинцев "Фарх", для курильчан "Фарик", он был построен в 1991 году как "Нева" на Судоверфи имени Парижской Коммуны в польской Гдыне. Надо заметить, СССР часто заказывал суда у соседей, а Гдыньские верфи, в отличие от Гданьских, исправно пережили крах социализма и евроинтеграцию. "Нева" стала последним из 6 судов типа "Анна Ахматова", и большинство из них ещё в строю. О судьбе теплохода в первые годы интернету почему-то не известно почти ничего, даже портов его приписки - такое ощущение, что получив судно уже после распада СССР, Россия поначалу просто не могла найти ему применение. Достоверно лишь то, что в 1996 году "Нева" стала "Адмиралом Лазаревым", а в 2003 на Сахалин он отправился из Новороссийска. В тот же год погиб губернатор, и на острове уже знали, как назвать новичка дальневосточной навигации. Первые несколько рейсов он сделал в Японию, но основное назначение "Фарха" было ясно с самого начала: судном владеет компания с говорящим названием "Сахалин - Курилы". Его порт приписки - Холмск, там же прописана и контора, несмотря на общий порт никак не связанная Сахалинским пароходством (SASCO). Это хорошо: уровенем сервиса для пассажиров они отличаются примерно как "Эйр Эмираты" от "Победы" - к счастью для нас, в пользу владельцев "Фарха":
В Южно-Сахалинске у пароходства есть касса на Коммунистическом проспекте, столь зачуханная, что по указанному адресу (почти напротив могилы настоящего Фархутдинова, кстати) мы её нашли не с первой попытки. Ещё билеты продают на морвокзале в Корсакове. Но на кассы полагаться вам стоит только если вы не вполне уверены, надо ли вам на Курилы - пассажировместимость "Фарха" всего 150 человек, и билеты на него по крайней мере летом разбирают за месяц. Однако на "Фархутдинове" есть такая роскошь для застрявших глубоко в ХХ веке водных линий, как онлайн-продажа билетов! Причём, за неимением у "Сахалина-Курил" официального сайта, делается она через сайт rfbus.ru. Там есть наценка рублей 200, но поверьте, она оправдывает себя. Главное не забыть распечатать бланк - просто по паспорту, как в аэропорту, здесь на борт не пустят
На кадре выше - Южный порт в Корсакове с памятником крейсеру "Новик" у проходной. Полосатое здание - контора порта, а пристройка к нему под четырёхскатной крышей - это и есть морвокзал, вернее Пассажирский павильон Морского порта. В крошечном зале ожидания тесно и шумно, но провести вам здесь придётся, скорее всего, хотя бы пару часов. Народ тут собирается разный - военные, гастрбайтеры (русские в основном), туристы и так уж и быть, немного самих курильчан с семьями. Дверь с синей табличкой за кассой - это и есть гейт, за которым, как в аэропорту, первый раз проверяют билеты и гоняют багаж через сканеры. Первыми на посадку идут семьи с детьми и женщины, а пускают народ небольшим партиями
С Сахалина на Курилы билет в самую дешёвую каюту стоит около 3500 рублей (с наценкой сайта), между Курильскими островами - около 1500. Но фактически к каждому билету надо добавлять ещё почти 500 рублей различных сборов. Первый - за услуги порта: расхаживать под причальными кранами вам не дадут. От морвокзала до трапа народ возит автобус, который представляется мне самым дорогим общественным транспортом мира: по рублю или хотя бы пол-рубля за метр! То есть около 150 рублей на каждой посадке и высадке, за исключением Шикотана. Второй сбор уже на борту, и от него можно отделаться в ущерб комфорту: как и в поезде, на "Фархе" платное (180 рублей) постельное бельё
По хлипкому трапу народ поднимается строго по трое, а наверху уже ждут симпатичные, как в самолёте, бортпроводницы, повторно проверяющие паспорта и билеты. В среднем стоянка судна длится около 4 часов: сначала высадка пассажиров, затем разгрузка, погрузка и лишь в самом конце - посадка. Тех, у кого билет дальше, на берег не выпускают нигде, кроме Шикотана - говорят, пару лет назад на Итурупе от судна отстала большая группа туристов, и ушедшему не слишком далеко "Фарху" пришлось возвращаться за ними. В целом же опаздывать на "Фарх" !КРАЙНЕ! не рекомендуется - подсесть неофициально возможности нет никакой, а из-за напряжёнки с билетами застрять можно и на месяц
Так что остаётся транзитнику лишь наблюдать с палубы за портовыми работами. "Фарх" очень красиво убирает трап, а швартовка, когда кажется, будто бы человечек в жилете водит за верёвочку всю эту махину, неизменно радует глаз
С палубы пассажиры попадают к администраторской, похожей на гостиничный рецепшен. Во время высадки здесь не протолкнуться, а во время посадки надо, входя, громко называть номер каюты - и бортпроводница объяснит вам путь. В администраторской вывешено время прибытия в следующий порт и продаются магнитики; напротив - стенды с картой пути, устройством теплохода, ценниками за проезд и услуги. Здесь же - стена памяти Игоря Фархутдинова
Длинные коридоры, крутые лестницы, поручни на случай качки и неповторимый запах большого судна:
Ещё есть кафе на другом конце пассажирской части судна, по совместительству выполняющая роль лавки тортиков для островитян. Обратите внимание на надпись "Кипятка нет!" - смысл её, конечно, "пассажирам кипяток не наливаем!". Но пассажиры питаются в основном куксой (сахалинский синоним бич-пакета) и чаем из пакетика, а потому команда этот запрет спокойно нарушает. Проблема кипятка на теплоходе периодически поднимаются на Курилах даже на районном уровне
На двух пассажирских палубах из трёх есть ещё и санузлы, радующие чистотой и бесперебойным наличием горячей воды. Я тут даже душ принимал без проблем:
Каюты второй категории (5000 рублей с Сахалина, по 2000 между Курил) чуть-чуть теснее:
Но вот теплоход, дав гудок, медленно и величественно отходит от причала. Виды с его борта тоже заслуживают рассказа:
Корсаков и горы Сахалина, с моря кажущиеся высокими, словно Тянь-Шань. На самом деле в них нет и километра:
Корсаков за кормой. Или, наоборот, впереди. А Южно-Сахалинск - под теми далёкими голубыми горами у самого горизонта:
Неподалёку - второй причал. Проще говоря, гигантская колонка, заливающая в танкеры сырую нефть. Прежде я видел такое близ порта Варандей на Баренцевом море
А огромные газовозы с космического вида баками - привычная часть пейзажа в Анивском заливе:
На Сахалине с его довольно мягкими ландшафтами выделяющийся обилием камня и скалистых мысов. Вот его высшая точка - гора Крузенштерна (670м):
У мыса, на Сивучьем камне, хорошо заметен Тонино-Анивский маяк (1939) высотой 31 метр. Похожий на заброшенный замок киберпанк-самурая это, пожалуй, ярчайший на Сахалине памятник времён Карафуто
Маяк заброшен и совершенно безлюден, и лишь одинокий покосившийся флаг встречает гостей крупнейшего русского острова:
Так что по факту самый вменяемый способ побывать на этом маяке - лодочные экскурсии, которые обходятся в 6-7 тысяч рублей с человека. Зато бонусом к ним часто идут косатки, к лодке подходящие вплотную и, вопреки стереотипам, совсем не агрессивные к человеку
Сахалин остаётся за кормой. Анива похожа на спящую русалку, и где-то там, дальше по этому берегу - не увиденный нами по прихоти военных фантастический мыс Великан:
Подробный рассказ о Курилах я оставлю до следующей части, а пока покажу лишь курильские порты
На входе в которые огромного неповоротливого "Фарха" встречает юркий лоцманский катер и ведёт к причалу. На Кунашире, напротив курящегося фумаролами вулкана Менделеева причал прикрывают высокие стенки - ведь Южно-Курильск глядит прямо в открытый Тихий океан:
И лишь на Итурупе, в посёлке Китовый (хотя порт всё равно Курильск) есть "высокая платформа". На ней я во все три захода наблюдал перепалку водителя автобуса с крановщиком, якобы создававшим опасность для его пассажиров. Но повторялось это так неизменно, что видимо обоим это даже нравилось в общей скуке жизни на Краю Земли
В портах течёт своя жизнь, снуют рыбацкие катера, а суда покрупнее бункеруются (заправляются) на рейде. Неизменная часть портов - стая чаек, образующая равномерную текстуру на крышах пакгаузов:
А мимо нас ходили и другие суда. Вот например контейнеровоз "Новик" (построен в Германии в 2004 году) Дальневосточного пароходства (FESCO) везёт из Владивостока на Камчатку грузы для жителей и гарнизонов:
На рейде Курильска обслуживаются "Капитан Мокеев" и "Пиленга-2". Первый - рефрижератор курильской компании "Гидрострой", забирающий уловы у работающих в море промысловых судов. Второй - крупный траулер из Невельска, работавший в этих водах. Оба построены ещё в советское время на покойном ныне Заводе им. 61 Коммунара в украинском Николаеве:
Средний траулер "Браттег" на Кунашире был куплен в Норвегии в 2017 году. Но это редкий случай - приватизировав крупнейшую в мире рыболовную флотилию СССР, местные владельцы предпочли выработать её ресурс на убой. В итоге популяция промысловых судов на Дальнем Востоке сокращается быстрее, чем у любой их добычи
Помимо торговых и промысловых судов здесь так и кишат корабли береговой охраны ФСБ. Серых военных кораблей Тихоокеанского флота на Курилах мне видеть в этот раз не доводилось - если они там и есть, то в те дни все ушли на учения "Восток-2018"
Что ещё можно увидеть за бортом? Например, дельфинов, довольно часто казавших нам плавники небольшими стаями. Теоретически, тут бывают и косатки, и различные ластоногие. Ездивший параллельно с нами во всех рейсах парень на костылях и с большим фотоаппаратом на штативе, целыми днями стоявший на палубе, даже сумел их заснять. Я же, каждый раз выходя на палубу, приговаривал "Море-море, покажи китов!". И даже не надеялся, что в конце концов море меня услышит! У берегов Шикотана вдали мы увидели мощные всплески, и сначала решили, что это дельфин, потом - что косатка, ну а отец с коллегам в своём институте сошлись на том, что нам повстречался серый кит. Длины в нём может быть до 15 метров, веса - до 35 тонн, а за свою 40-летнюю жизнь серый кит проплывает расстояние как от Земли до Луны и обратно. Собственно, живут они у берегов... но у разных берегов, совершая самые длинные среди всех животных миграции: одно стадо обитает между Северным Сахалином и Кореей, другое - между Чукоткой и Калифорнией. На Чукотке их увидеть куда легче: сахалинское стадо на грани вымирания, в то время как в чукотском 26 000 особей. Я смотрел за китом в ультразум как в бинокль, и это было красиво - он высоко прыгал, махал хвостом из под воды, кидал фонтанчики..
За теплоходом неизменно следуют чайки:
Напоследок - вид из курилки на правильный конус вулкана Атсонопури (1205м) в безлюдной южной части Итурупа:
С Итурупа и начнём, но для начала, в следующей части - о Южных Курилах в общем.
Автор VARANDEJ