«В течение многих лет само существование самолета оставалось одним из самых тщательно охраняемых секретов Пентагона».
1 августа, 2008, ВВС США списали последний из американских ночных ястребов F-117 . Этот шаг ознаменовал конец 25-летней службы легендарного самолета, уклоняющегося от радара. Разработанный для беспрепятственного проникновения в воздушное пространство противника и доставки высокоточных боеприпасов, угловой вид «Stealth Fighter» участвовал во всех крупных военных операциях США от Панамы до Афганистан.
Хотя в течение нескольких лет само существование самолета оставалось одним из самых тщательно охраняемых секретов Пентагона, с того момента, как он был позже открыт миру, он захватил воображение общественности, как ни один другой самолет. Вот девять фактов о самом знаменитом «невидимом» боевом самолете Америки.
Американский F-105 поражен северо-вьетнамским ПВО.
1. Он был вдохновлен войной во Вьетнаме
Хотя стремление к незаметным самолетам датируется Первой мировой войной, F-117 может проследить свои истоки до восьмилетней воздушной войны Америки над Юго-Восточной Азией. В период между 1964 и 1972 годами Соединенные Штаты потеряли почти 2500 своих боевых самолетов, уничтоженных северо-вьетнамскими перехватчиками, ракетами для наземного и воздушного оружия и зенитной артиллерией.
Военные планировщики опасались, что если Америка когда-нибудь окажется в конфликте с СССР в Западной Европе, США могут ожидать аналогичных или даже худших потерь от ПВО Варшавского договора. Поэтому в 1975 году Пентагон инициировал совершенно секретную программу по разработке самолета, который не обнаруживался бы радаром.
Один из двух демонстрантов стелс-технологий «Синий». Эти прототипы 1970-х годов вдохновили F-117 Nighthawk.
Проект был под кодовым названием «Синий». К концу 1977 года легендарная лаборатория усовершенствованных разработок Lockheed , также известная как « Skunk Works», поставила военным два прототипа стелс-технологий, стоимостью 35 миллионов долларов. Хотя оба будут уничтожены в авариях, Министерство обороны было достаточно воодушевлено этими ранними испытательными платформами, чтобы заказать флот стелс-самолетов. В конце концов, 64 из них стали известны как F-117. Первый дебютный полет состоялся 18 июня 1981 года. К концу 1983 года Ночной Ястреб действовал с 4450-й тактической группой на базе ВВС Неллис в Неваде. Удивительно, но пройдет много лет, прежде чем общественность узнает о существовании многомиллионного самолета.
F-117 с F-15 во время операции: иракская Свобода
2. Он был похож на черную дыру в небе
Ряд передовых конструктивных особенностей помог сделать F-117 практически невидимым. Уникальная угловая форма самолета была спроектирована таким образом, чтобы рассеять 99% радиолокационных выбросов от источника, в то время как крылья и панели фюзеляжа были покрыты секретными радиолокационными материалами, что еще больше усилило «невидимость» самолета. Кроме того, специальные горизонтальные вытяжные вентиляторы сглаживали тепло от двигателей Nighthawk, значительно уменьшив его инфракрасную сигнатуру. Его неспособность нарушить скорость звука, затрудняло акустическое обнаружение. И без бортового радиолокатора, F-117 излучал практически нулевой электронный шум. Даже матовая черная краска самолета скрывала его в темноте.
Для поддержания неуклюжего F-117 в воздухе потребовалась сложная компьютеризированная система авионики.
3. Нелегко было летать
Замечательные радиолокационные конструктивные особенности F-117 были в цене, однако, самолет был аэродинамически неустойчивым. Многие пилоты сообщали, что Nighthawk было трудно держать в воздухе. Для того, чтобы поднять его с земли, потребовалась четырехкратная компьютеризированная система «полет». Неудивительно, что пилоты назвали его «Гоблин Wobblin».
Первый F-117 в 1983 году.
4. Даже его название было скрыто
Несмотря на то, что он называется F-117 («F» - обозначение «истребитель»), на самом деле это был бомбардировщик. Фактически, Nighthawk был совершенно неспособен к воздушному бою - он не нес ракет «воздух-воздух» и не имел пушек. Так для чего же вводящая в заблуждение номенклатура? По некоторым данным, самолет был назван «Stealth Fighter», чтобы привлечь самых элитных пилотов ВВС. Предположительно, немногие соглашались летать на том, что называется B-117. Более вероятно, что вводящее в заблуждение название было выбрано, чтобы скрыть истинную природу самолета от СССР.
Многие думали, что секретный «невидимый истребитель» в Америке - это F-19, гипотетический военный самолет-радар.
5. F-117 оставался загадкой в течение многих лет
В течение большей части 1980-х годов общественность предполагала, что воздушные силы могут скрывать секретный космический самолет. Многие полагали, что, по слухам, "истребитель-невидимка" ВВС должен называться F-19, поскольку министерство обороны уже приняло как Hornet F/A-18, так и F-20 Tigershark . Фактически, гипотетический F-19, появился в голливудских фильмах и занимал видное место в популярном в 1986 году романе «Холодная война» Тома Клэнси « Red Storm Rising». Разработчик программного обеспечения Microprose даже выпустил популярную игру симулятора боевого полета, основанную на самолете.
F-117s сбрасывает управляемую бомбу GBU-28.
6. Было предложено несколько вариантов
Вскоре после его первоначального введения, Локхид представил версию F-117 как палубный штурмовик. Представители ВМФ больше интересовались многоцелевыми военными самолетами, такими как F/A-18, и отказались. Идея F-117N «Seahawk» была возрождена в начале 1990-х годов, и Локхид предложил ряд специальных модификаций для операций на базе оператора. Хотя установка внешних жестких точек увеличила бы радиолокационную сигнатуру самолета, они позволили бы F-117 нести более разнообразный спектр оружия, включая ракеты класса "воздух-земля" и даже "воздух-воздух".
F-117 «Серый дракон»
В 2003 году воздушные силы экспериментировали с дневным вариантом «Nighthawk». Спортивный двухцветный камуфляж, F-117 «Серый дракон», как стало известно, будет менее заметен для наблюдателей противника во время дневных миссий, чем черно-белая цветовая схема самолета. Только один был протестирован.
7. Ночной ястреб сбит!
Единственный F-117, который, как известно, был потерян в бою, был сбит над Сербией 27 марта 1999 года во время кампании НАТО в Косово. Несчастный самолет был обнаружен на вражеском радаре, когда он открыл свои двери бомбового отсека, чтобы сбросить свою полезную нагрузку. Ракетная батарея зафиксировала аномальный сигнал и запустила российский «Стрела-10».
Белградский аэрокосмический музей является домом для обломков единственного известного F-117, который будет сбит враждебным огнем. Самолет был потерян во время воздушной кампании НАТО в Косово в 1999 году.
Пилот благополучно катапультировался и был спасен, но самолет был потерян. Найденные обломки предоставили Российской разведке сокровищницу аэрокосмических секретов. Купол обреченного Ночного Ястреба, а также шлем пилота и катапультируемое кресло теперь выставлены в Белградском военном музее.
8. F-117 все еще можно увидеть
Первоначально планировалось отправить на пенсию в 2011 году, Пентагон продвигался вперед с планами поэтапного отказа от устаревающего F-117 в 2008 году. После более чем двух десятилетий в строю, флот обходился ВВС более чем $1 млрд в год на ремонт. Часть Nighthawks была подарена музеям - Музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, имеет один в своей коллекции, Военно-воздушные базы Холломана, Неллиса и Эдвардса также имеют по одному.
F-117 на выставке в музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо
По данным Пентагона, основная часть сохранившихся самолетов хранится в ангарах с климат-контролем, в аэропорту Тонопа в Неваде, ожидая их окончательной разборки. В последние годы некоторые из них, как сообщается, были замечены в воздухе над своим домашним полем в Неллисе, но в конечном итоге остатки предназначены на металлолом.