В ночь с 26 на 27 июля 2018 года в Ставрополе произошел случай вандализма. Неизвестные лица нарисовали знаки на истуканах дру входа в краевой государственный музей-заповедник имени Прозрителева и Праве. Что произошло на самом деле и с какой целью это сделали?
Как думаете, кто (что) изображен на картинке?
Сам же я изначально выдвинул теорию о связи произошедшего акт вандализма с датой 1030-летия крещения Руси, в аккурат, празднуемой 27 июля. Однако и это теряет смысл, если предположить, что вандализм совершили религиозные фанатики. В таком случае, на идолах должны быть изображены христианские символы, либо каменные изваяния и вовсе должны быть разбиты. Фанатикам не свойственны полумеры и шутки.
Так что же произошло на самом деле и с какой целью это сделали? Вывод прост. Но для начала, разберемся в истоках произошедшего.
Как я уже упомянул, акт вандализма над историческими памятниками меня не удивил. Каждый раз, проходя мимо музея на ул. Дзержинского я удивлялся, как это работникам культуры не страшно оставлять такие исторические реликвии без присмотра. Их, конечно, не украдут, в силу габаритности, но как минимум, порядочно отшлифовать исторический слой камня любопытными ладошками вполне могут.
Проведите опрос прохожих, что они знают о каменных глыбах, стоящих у музея. Подавляющее большинство скажет, что это идолы древних богов. Например, Пируна или Даждь-бога. Иных персонажей древнерусской мифологии современники и не знают. А печально.
Стоящие у входа в музей «каменные бабы» вовсе не идолы, и к языческим богам древней Руси имеют малое отношение. На самом деле это памятники половецкой культуры, населявшие территорию северного Кавказа в XI—XII веках. Ставились такие высеченные из песчаника или ставропольского ракушечника каменные истуканы половцами на «священных» местах либо рядом с захоронениями. При этом к могильным камням их относить никак нельзя. На Ставрополье таких каменных фигур было найдено множество. Их описывали русские картографы в XVIII веке, а фермеры до сих пор находят в степи.
Случившееся у краеведческого музея – индикатор глупости и необразованности современников. Причиной нанесения символов на истуканы послужило желание нынешнего поколения проявить историческое общение с иной культурой. Неверно интерпретированные, как идолы бога грома Перуна, данные каменные бабы были символично дополнены понятными современными рунами молний и восходящих энергий. Таким образом, художник наделил объект своего творения, акцепторами собственного мировоззрения, облегчая свое понимания действительности.
Иными словами, недалекий художник подписал имена и статус историческим объектам, для интерпретации их в массовой культуре.
В 1961 году французский ученый-историк Морру сказал: «Изучая чужую цивилизацию, стараясь ощутить ее оригинальность, историк делает это не для абсурдного удовольствия воскликнуть: есть люди не такие, как я,— а для того, чтобы завязать с этой иной цивилизацией диалог, помогающий понять собственные особенности». Но для того чтобы общаться, носителям языка требуется найти общие точки соприкосновения – изучить язык оппонента. В случае исторического общения культур – необходимо изучить историю. Как минимум, собственную.
А в нашу эпоху упадка образования не следует удивляться невозможности современников разобраться в общественных и исторических ценностях.
К счастью, истуканов удалось отчистить, и они вновь будут выставлены у входа в музей. Спустя века, эти каменные истуканы сменят функцию земных оберегов на просветителей масс.
С искренним желанием, В. Яиков
Заходите к нам, там много интересных расследований!
https://viktor-yaikov.livejournal.com/2725.html?utm_source=vksharing&utm_medium=social
Источник: