Ровно 85 лет назад, 13 апреля 1934 года завершилось то, что в СССР пафосно называли "Великой Челюскинской эпопеей". Закончилась эвакуация членов команды затонувшего в Северном Ледовитом океане ледокольного парохода "Челюскин".
Спасение челюскинцев стало одним из главных символов довоенной советской пропаганды, а грандиозные торжества, организованные по этому поводу, можно было сравнить, разве что, с празднованиями очередных первомаев и годовщин октябрьского переворота.
Однако, если объективно разобраться, а что, собственно, произошло? 2 августа 1933 года "Челюскин", только что построенный по советскому заказу в Дании, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. Однако уже 23 сентября, не дойдя до Берингова пролива, он оказался наглухо заблокированным во льдах (как будто, это невозможно было предвидеть заранее). Интересно, что на борту "Челюскина" имелся гидроплан Ш-2, специально предназначенный для ледовой разведки, но он со своей задачей не справился
"Челюскин" со своим первоначальном названием "Лена" во время ходовых испытаний весной 1933 года
Затем пароход почти 5 месяцев беспомощно дрейфовал в ледовом плену, пока 13 февраля 1934 года его не раздавило сходящимися торосами. После этого он довольно быстро затонул, один член экипажа погиб, а остальные успели выбраться на льдину. Построив палаточный лагерь, внужденные полярники стали ждать спасения.
Надо сказать, им крупно повезло в том отношении, что катастрофа произошла всего примерно в полутора сотнях километров от ближайшего аэродома на Чукотке. Это позволило организовать эвакуацию по воздуху с использованием относительно небольших одномоторных самолетов малого радиуса действия, способных без особого риска садиться на плавучий лед. Регулярные спасательные полеты начались 7 апреля. За следующую неделю семеро летчиков совершили в обшем счете 24 рейса, вывезя всех 104-х обитателей ледового лагеря
"Челюскин", зажатый во льдах
Подводя итог, можно сказать, что новейший, только что купленный за изрядную сумму в валюте корабль водоизмещением 7500 тонн был бездарно и бесполезно угроблен в первом же рейсе. Однако никто из организаторов и руководителей этого мероприятия не был наказан. Напротив, из них решили сделать героев. Все они получили ордена Красного знамени, в их честь писали стихи и песни, их именами называли улицы, площади и парки, а их торжественная встреча в Москве была устроена с таким размахом и помпой, каких не удостаивался никто из первопроходцев и открывателей новых земель.
Летчики, участвовавшие в спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Их награды, несомненно, были заслуженными, поскольку посадки на небольшую, кое-как расчищенную среди торосов ледовую площадку требовали мастерства и немалого мужества. Однако это тот самый случай, когда героизм одних являлся вынужденным следствием авантюризма, раздолбайства и некомпетентности других
Запуск мотора самолета Р-5 на чукотском аэродроме Ванкарем перед вылетом в лагерь челюскинцев
Помпезная встреча челюскинцев в Москве. Кортеж разукрашенных автомобилией с эскортом конной милиции едет по Тверской улице под дождем приветственных листовок
Нельзя не отметить еще и такой момент: пропаганда изо всех сил трубила, что спасение челюскинцев является неоспоримым доказательством неимоверной заботы компартии и лично товарища Сталина о сохранении жизни каждого советского человека. Ради этого они готовы пойти на всё и выделять любые средства. На фоне того, что в предыдущем году в СССР от голода умерли миллионы людей, это звучало особо цинично.
Впрочем, любые упоминания о голодоморе были строго запрещены, а потому этот запредельный цинизм мало кто замечал. А если кто-то и замечал, то предпочитал держать рот на замке, по вполне понятным причинам
Кортеж въезжает в Кремль. Обратите внимание на густые цепи энкаведешников по обе стороны улицы
Агитплакаты и почтовые марки, посвященные челюскинцам.
Сейчас эта серия марок высоко ценится среди филателистов