Кто в детстве не мечтал оказаться на месте царевны или царевича? По общему мнению, царские дети спят на мягких перинах, едят одни пирожные и вообще делают что хотят. Но если бы такой мечтатель хотя бы на один день поменялся местами с кем-нибудь отпрысков царской династии Романовых, он был бы жестоко разочарован.
Благополучное детство Алексея Михайловича Романова
Кому с детством повезло, так это Алексею Михайловичу. В младенческом возрасте за ним с лаской и любовью ухаживала матушка Е.Л.Стрешнева, которая прекрасно помнила, каково быть сиротой. В возрасте пяти лет к воспитанию мальчика в духе православия подключились его дед и патриарх Филарет, а позднее – боярин Борис Морозов, ярый "западник". Приставленный к царевичу дьяк учил его по персональному древнерусскому букварю, с титлами и заповедями. К десяти годам любознательный Алексей освоил Часовник, Деяния апостолов, Охтой (нотная грамота для богослужений), умел бойко читать, писать и петь стихиры и каноны по крюковым нотам.
"Апостол". По подобной книге учился царевич Алексей.
От Б.И. Морозова царевичу досталась "потеха": детские латы, изготовленные немецким мастером П. Шальтом, игрушечный конь и картинки по три алтына в Овощном ряду. Детская библиотека Алексея содержалатомов, там были не только богослужебные книги, но и изданные в Литве Космографии, Грамматики и Лексикона. Морозов первым облачил царевича в немецкую одежду. Разностороннее воспитание благоприятно сказалось в зрелые годы разумного правления Алексея Михайловича (Тишайшего).
Уроки на Руси для высокородных детей.
"Золотой мальчик" Петр II
В противоположность Алексею Михайловичу детство его правнука Петра II прошло в невежестве и забавах. Мать Петра, София-Шарлотта Брауншвейг-Вольфенбюттельская, умерла через несколько дней после его рождения. Отец, царевич Алексей Петрович, сыном не занимался, по большей части пребывал за границей, а спустя два года был насильственно привезен в Россию и умерщвлен в Петропавловской крепости.
Петр II, портрет.
В младенчестве за цесаревичем Петром надзирала няня, гофмейстерша Роо, заранее выбранная матерью, и две малограмотных протеже отца из Немецкой слободы – вдова портного и вдова трактирщика. "Мамки" поили младенца вином, чтобы не хныкал. После гибели сына Петр I прогнал вдов, а Меньшиков по его поручению приставил к внуку императора пажа Екатерины С.А. Маврина и танцмейстера Нормана, бывшего моряка. В семь лет за юного Петра взялся И.А. Зейкин, карпатский русин. Учили царевича морскому делу, истории, географии, математике и латыни.
Выезд Петра II на соколиную охоту.
Однако, мальчику наука шла не впрок. Обладая умом "живым и проницательным", по словам Х.Г. Манштейна, он отличался полным неприятием серьезных занятий. Втянутый в 9-ти летнем возрасте в круг недетских забав Иваном Долгоруковым, царевич Петр увлекся охотой и застольями с обильным возлияниями. "Часы, свободные от верховой езды, охоты, развлечений, проходят в слушании пустых россказней", - писал в донесении резидент английской разведки. Петру II не дано было повзрослеть и остепениться. Он умер от оспы в возрастелет.
Трудное детство в императорской семье
Но подобной свободы царским детям больше не выпадало. Так, при Павле I режим воспитания в императорской семье был весьма жесткий. В 1800 году Император назначил 55-летнего генерала М.И. Ламсдорфа воспитателем своих детей, Николая и Михаила, предупредив: "Не сделайте из моих сыновей таких повес, как немецкие принцы". И Ламсдорф постарался. Будущего императора Николая I и его брата пороли розгами, щипали, лупили линейкой, били головой об стену. "Граф Ламсдорф сумел внушить нам одно чувство – страх, - писал Николай I спустя годы. – Его строгость с запальчивостью отнимала у нас чувство вины, оставляя досаду за грубое обращение, часто незаслуженное".
Павел I в семейном кругу.
Памятуя о несчастливом детстве, император Николай I запретил физические наказания. Средством воспитания стали: ограничение в еде и запрет на встречу с родителями. Маленьких могли поставить в угол. Так, будущий Александр II из-за невыученного стихотворения обедал одним супом, а за "необыкновенную апатию" на уроке истории царственный отец запретил мальчику подходить к нему перед сном.
Но самое суровое детство выпало на долю детей Александра III. "Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети", - объявил он, принимая английские обычаи, близкие к аскетизму. Царственные мальчики и девочки спали на волосяных матрасах, кушали на завтрак овсянку и принимали холодные ванны. За воспитанием будущего Николая II, его братьев и сестер следила типичная английская няня Элизабет Франклин.
Александр III с женой и детьми.
Детям были привиты строгие правила этикета, послужившие причиной голодных страданий, а цесаревича Николая заставившие пойти на святотатство. Так, на семейных обедах, где было много приглашенных, еду по регламенту подавали сначала Александру III с Императрицей, потом гостям, в последнюю очередь детям. Когда императорская чета заканчивала кушать, тарелки тут же уносили. Великая княгиня Ольга вспоминала, что они с братьями едва успевали проглотить один или два куска. "Мы не могли зайти украдкой в буфет и попросить бутерброд или булку, - вспоминала Ольга. - Такие вещи просто не делались". А Николай, вконец изголодавшись, однажды проглотил начинку крестильного крестика – кусочек пчелиного воска с частицей Животворящего креста.
Щадящий режим цесаревича Алексея
По воспоминаниям Великого князя Александра Михайловича (Сандро), с 7 долет жизнь мальчиков в императорской семье превращалась в прохождение службы. Каждому юноше присваивалось звание офицера полка и выдавался соответствующий мундир.
В 6 утра – подъем, чтение молитв на коленях и холодная ванна. На завтрак чашка чая и хлеб с маслом. С 8-ми утра уроки фехтования, гимнастики, артиллерии, - в каждом дворце имелась пушка для учебной стрельбы. Далее, до 6-ти вечера с перерывом на обед они изучали Закон Божий, историю, географию, математику, иностранные языки – словом, полный гимназический курс на дому. Кроме этого, мальчиков учили верховой езде и штыковой атаке.
Цесаревич Алексей, портрет.
Цесаревич Алексей, единственный сын Николая II, избежал участи дядьев и кузенов, но счастлив оттого не был. Врачи диагностировали гемофилию на второй день жизни младенца, увидев, что пупок продолжает кровоточить. Любой синяк для мальчика превращался в проблему, любой толчок мог привести к внутреннему кровотечению.
Алексей получал классическое образование, но вместо скачек и фехтования он занимался танцами и музыкой. Вместе с тем он был атаманом всех казачьих войск по праву рождения, а влет получил звание ефрейтора.
Цесаревич был подвижным мальчиком, мечтал ездить на велосипеде, играть в теннис с сестрами, что было категорически запрещено. Учитель французского языка Пьер Жильяр писал в мемуарах, как не уследил за Алексеем, тот упал и стукнулся коленом об угол скамейки. На следующий день цесаревич уже не смог встать. Вся нога опухла и причиняла сильную боль.
Придворный врач давал мальчикулет жизни, но влет цесаревича настигла смерть от пули красноармейца.