Знаете, довольно странные ощущения, наблюдать буддийский храм не где-нибудь в Азии, а на другом конце земного шара, в далёкой Бразилии. Казалось бы, это последнее, что ожидаешь здесь увидеть. Однако спрячьте свои стереотипы и внимайте.
Если вы ещё не знали, то сейчас я открою вам любопытный факт - в Бразилии есть огромная китайская диаспора (как и японская, и тайваньская тоже). Поэтому буддийские храмы здесь - не событие из ряда вон, а очень даже распространённое явление. В штате Сан-Паулу так вообще их натыкано множество. И это всего лишь странная случайность, что я до сих пор не съездила ни в один из них. Хотя, с другой стороны, чего я там не видела? После нескольких лет в Китае. Тем не менее, после посещения этого храма, я буду настаивать - он стоит потраченного времени!
Вообще, идея с посещением была спонтанная. Перед экскурсией на электростанцию Итайпу оставался неприкаянный час, который надо было где-то провести. По счастливой случайности, совсем недалеко от Итайпу и находится храм, куда мы направились не ожидая ничего особенного. Вот только ожидания как раз и не оправдались..
Место оказалось жутко колоритным! В солнечную погоду обилие красок аж глаза слепит. Даже на фотографиях получается какое-то нереальное буйство. Храм выглядит как игрушечный. Он немыслимо красочный и даже, я бы сказала, мультяшный. Но, несмотря на это, в нём легко читаются все атрибуты классического буддийского храма. Здесь тебе и Небесные Короли, и большой улыбчивый толстяк Будда Майтрея, львы Фо, стоящие на страже, и многие другие.
Жила бы в этом городе, то точно приходила сюда, да хотя бы чтоб настроение себе поднимать. Вот смотришь на этих истуканов разноцветных - улыбка сама-собой на лице рисуется. Такие неожиданные впечатления.
В этом храме всё обычно и необычно одновременно. Присутствуют все сопутствующие буддийскому храму черты, но, в то же время, форма и подача - абсолютно разные. Вы не увидите здесь традиционных павильонов, их нет вообще, как класса! Кроме одного главного здания. Весь храм оформлен в виде парка, в котором, несмотря на это, есть чёткая зональность. Павильонов нет, но зональность соблюдена! И к каждой зоне я невольно мысленно пририсовываю архитектуру, привычную мне по Китаю.
В связи с этим у меня абсолютно дикая идея! Ну, как дикая. Давайте гулять по парку, но представлять будто мы в традиционном китайском храме, с расписными стенами, воздушными крышами на кронштейнах и вот-этим-вот-всем. Просто воображать как бы это было..
Первым нас, как и положено, встречает улыбака Майтрея или Будда Будущего.
В Китае этот павильон назывался бы - "Тяньвандиан" (天王殿), т.е. павильон Небесных Царей, где традиционно располагаются четыре Небесных Царя и Будда Будущего.
По обе руки от Будды стоят стражники в виде четырех Небесных Царей. Небесная стража - это владыки северного, южного, восточного и западного миров, которые охраняют храм от всех негативных влияний.
С левой стороны от Будды: воин со змеей - Гуанмутянь. Это владыка западного мира. И воин с зонтом - Довэньтянь, он охраняет северный мир.
С правой стороны от Будды: воин с мечом - это Цзэнчантянь - владыка южного мира. И рядом Чиготянь, в руке у него пипа (китайская лютня), он владыка восточного мира.
Далее и чуть левее расположились львы Фо, которые охраняли бы вход в следующий павильон с богиней Гуаньинь
Между прочим, местность здесь особенная. Прямо перед храмом течёт река, на другом берегу которой находится Парагвай! Лев как раз засмотрелся на город Сьюдад-дель-Эсте впереди
В Китае этот павильон носил бы название, например, "Гуаньиньдиан" (观音殿) - здесь и везде, где я даю названия павильонам, это моя фантазия, но, тем не менее, подкреплённая изучением структуры множества храмов в Китае.
В центре стоит сама Гуаньинь, точнее её четыре Бодхисаттвы и по обе стороны двое её учеников Лун Ну (слева) и Шань Цзай (справа), изображаемые в виде детей.
Неизвестный в природах гном ученица Гуаньинь - Лун Ну (девочка-дракон) - она же, кстати, внучка царь-дракона.
Четыре Бодхисаттвы Гуаньинь
Следом стоят два великих воина, в буддизме известные как генералы Хэн и Ха. Они бы охраняли вход в следующий павильон. В руках генералы держат священное оружие ваджра. Только здесь у оружия почему-то только рукоятки без острия.
Слева генерал Хэн с закрытым ртом
Справа располагается генерал Ха, традиционно изображаемый с агрессивно открытым ртом
Анатомия, говорите? Нее, не слышали!
Ну, и далее Будда Шакьямуни, лежащий в томной позе, который кагбэ всем видом сообщает, что он пребывает в нирване. Но, если серьёзно, в подобной позе Шакьямуни изображается во время последних наставлений своим ученикам перед паринирваной, т.е. физической смертью.
В Китае этот павильон назывался бы примерно так - "Вофудиан" (卧佛殿), т.е. Зал Лежащего Будды.
Ну красавчик!
Кстати, а вы знали, что вот эти шишки на голове у Будды на самом деле улитки?! По одной легенде, это улитки, которые заползли на его голову во время сильной жары, чтобы он мог продолжать молиться. По другой легенде, когда у Будды сильно разболелась голова один монах лечил его улитками.
Наконец-то единственный "нормальный" павильон храма - павильон Мастера
Вход в основной павильон храма
Куда же без бронзового жертвенника для сжигания благовоний? Иначе как вы сможете молиться истуканам?
Павильон Мастера лицом
Ну и главный местный истукан - бронзовый Амитабха или Амита Будда, один из пяти Будд Мудрости, в позе медитации со сложенными в дхьяна-мудра ладонями
Котэ на бронзовом жертвеннике
Опять же, два льва Фо в охране
А вокруг 120 фигур земных реинкарнаций Будды
Вот всю-всю эту масштабную композицию с Буддами, реинкарнациями и Бодхисаттвами можно определить в ещё один большой павильон с названием типа "Дахуэйдиан" (大慧殿), что будет переводиться как зал Великой Мудрости ^___^ Я бы даже сказала Очень-Дофига-Великой-Премудрости, ведь все-все эти образы, вместе с двумя следующими Бодхисаттвами, являются воплощением мудрости.
Бодхисаттва Манджушри восседающий на льве (стоит справа всей этой сцены)
Бодхисаттва Самантабхадра на белом слоне (стоит слева)
Правда, когда вы такие же наблюдательные зануды и педанты как я, вы заметите, что на самом деле там должно быть два павильона. Только где они делятся я не скажу. Но если вы внимательно читали мои опусы про китайские храмы, то и так поймёте. А объединила я их только потому, что тема у них всё равно одна - мудрость. Вместе с тем придумывать и проверять на правописание китайские названия для павильонов я уже задолбалась.
Засим откланиваюсь. Чао-какао или, как говорят китайцы - цзайцьян!
Автор olga_yangirova