Недавно наткнулся на интересный рассказ Шепа Гордона о том, как он организовывал туры Элиса Купера в самом начале его карьеры, когда тот был уже талантлив, но ещё не так известен. Задача стояла так: «Окей, мы едем в Лондон. Надо собрать огромный стадион, но как?»
Задачу Гордон решил следующим образом: справедливо рассудив, что целевая аудитория Купера (да и рок-н-ролла в целом в те времена) — это подростки, он решил сконцентрироваться на них и набить полный Уэмбли молодёжью.
А теперь вопрос: как замотивировать детишек отдать свои последние карманные деньги на билет на концерт непонятного чувака?
Очень просто: нужно, чтобы Элиса Купера люто возненавидели их родители.
И ведь логично: подростки вообще постоянно противопоставляют себя родителям и всё делают им наперекор. А когда речь идет про рок-н-ролл, то именно за счёт этого он, в сущности, и стал популярен. Патлатые тощие наркоманы становились не просто популярными музыкантами, а вожделенными секс-символами, потому что внушали более старшему поколению отвращение и ужас. Родители запрещали своим детям слушать «эту мерзость», а дети из-за этого вожделели музыкантов ещё больше. Достаточно фундаментальная и универсальная механика, основанная на противостоянии поколений, в общем.
Так вот, Гордону нужно было как-то в короткое время люто выбесить всех родителей Лондона, чтобы они запретили своим детям слушать Элиса Купера и ходить на его концерты. Для этого он нанял большой грузовик, который в самый час пик утром выезжал на самую загруженную улицу Лондона и тупо там ломался, перекрывая движение спешащим на работу офисным работникам. Стоит ли говорить, что на грузовике был изображен практически голый Элис Купер со змеями и куртизанками?
Тактика сработала. Родители приходили вечером домой и в бешенстве рассказывали про инцидент и всячески ругали музыканта. Понятное дело, что на детишек это возымело обратный эффект и стадион в итоге оказался забит под завязку.
Эта история хороша тем, что даёт почву для бесконечного числа различных выводов. Вот только два из них:
1) Если вы кого-то или что-то ненавидите настолько, что это заставляет вас что-то запрещать своим детям, то в этот момент где-то радуется гениальный маркетолог. И радуется он вовсе не за ваш навык воспитания.
2) Настоящее искусство поляризует, а наличие хейтеров — это нормально. Стремление всем угодить и иметь со всеми хорошие отношения — это крайне ограничивающая и недальновидная бизнес-стратегия. А вот умение стратегически кому-то не нравиться — это мощный скилл.