Публикуем развернутый ответ прекрасного историка Михаила Майзульса о средневековой стоматологии, данный им на The Question.
Услышав слово «Средневековье», многие сразу же представляют себе царство антисанитарии – что-то в духе германовского Арканара, с вечно хлюпающей грязью и потоками нечистот. Заодно средневековые рты видятся как черные пещеры, откуда поднималось болезненное зловоние. Однако, хотя в этой мрачной картине и есть доля истины, а лечение зубов (когда их вообще лечили) явно часто напоминало пытку, все, конечно, было намного сложнее. Из-за крайне низкого потребления сахаров кариес, видимо, встречался не чаще, а то и намного реже, чем у наших современников. Правда, у низших классов (т.е. у абсолютного большинства населения) зубы не могли не расшатываться от недугов, связанных с привычным недоеданием и скудостью рациона.
В медицинских трактатах и всевозможных наставлениях о телесном благополучии звучали советы о том, как вернуть зубам белизну, или попросту, как их не растерять. Например, в середине XII в. ученая аббатиса и визионерка Хильдегарда Бингенская в одном из своих сочинений советовала после пробуждения полоскать рот холодной водой – она укрепляет зубы, а теплая, наоборот, делает их хрупкими. Для чистки и отбеливания зубов применяли множество травяных и минеральных смесей. Кто-то рекомендовал золу из виноградной лозы (вычернить зубы, чтобы их отбелить); кто-то предлагал использовать порошок из обожженного мрамора, золы финиковых косточек, толченой черепицы, соды, соли и пемзы; у кого-то были другие рецепты.
Если зубы все-таки заболевали, у их хозяев было несколько вариантов. В-первую (для кого-то – в последнюю) очередь можно было помолиться св. Аполлонии Александрийской (III в.). По преданию, язычники, требуя у нее отречься от веры, вырвали или выбили ей все зубы и угрожали костром, но она сама предпочла броситься в огонь. Как это часто бывало в Средневековье, характер пытки или казни определил специализацию святого. Со временем Аполлонию стали считать помощницей от зубной боли и изображать с клещами – инструментом ее мучений и профессиональным атрибутом хирургов, которые продолжали (но уже с благими целями и за плату) мучить/лечить своих пациентов.
Был еще, конечно, вариант выдрать больной зуб. Для этого, если была возможность, обычно шли к цирюльнику. Именно брадобреи, помимо своего основного ремесла, в Средневековье занимались базовыми хирургическими процедурами – вскрывали абсцессы, пускали кровь и рвали зубы.
Однако это была крайняя – пусть часто и неизбежная – мера. Для лечения кариеса ученая и народная медицина предлагала множество неинвазивных методов. Некоторые из них, на современный взгляд, действительно могли снять или облегчить боль, другие явно оказывались бесполезны. Средневековые медики исходили из того, что зубная боль (как и другие недуги) вызывается либо нарушением в организме баланса четырех гуморов (крови, флегмы, черной желчи и желтой желчи), либо – зубным червем, которого надо было изгнать или убить, либо каким-то еще видом гниения.
Методы, которые были призваны привести гуморы в равновесие, побороть зубного червя и избавить пациента от боли, часто в разных пропорциях сочетали физическое или лекарственное воздействие (с помощью настоев, компрессов, окуриваний…) и религиозно-магические процедуры (чтение молитв, заговоров, ношение амулетов…).
В растительный арсенал от зубной боли входила кора плюща, листья жимолости или остролиста, толченые корни анациклуса (испанской ромашки), которые нужно было скатать в шарик и положить за щеку, а также опийный мак и гвоздичное масло.
Часто одни и те же трактаты рекомендовали какие-то травы, а следом за ними – магические операции. Так, «лечебник» из Уэльса (XIII в.) предписывал при зубной боли взять железный гвоздь, выцарапать на нем слова theron + agla + Sabaoth + athanatos +, ткнуть им под больной зуб, а потом вбить его в ствол дуба, на котором требовалось выцарапать свое имя. Пока гвоздь останется в дереве, боль не должна вернуться. Английский врач Джон из Гаддесдена в начале XIV в. предлагал другие магические решения: дотронуться до больного зуба пальцем и одновременно нарисовать на листе пергамена вертикальные линии; или найти многоножку, которая при прикосновении сворачивается в клубок, и ткнуть ее иглой, а потом этой иглой прикоснуться к больному зубу. Многие из этих методов опирались на принципы симпатической магии (предметы, которые внешне схожи или соприкасались друг с другом, образуют скрытую связь) и должны были перенести боль / болезнь с человека на дерево, насекомое и т.д.
Среди средневековых медиков было распространено представление о том, что зубная боль провоцируется особыми червями, которые поселяются в зубах и разрушают их изнутри. Эта идея, зафиксированная во многих культурах начиная с глубокой древности, была знакома европейским медикам по трудам их античных или арабских предшественников. Врачи из знаменитой Салернской школы утверждали, что причиной пульсирующей боли служат сокращения тела червя.
Чтобы избавиться от него еще с античных времен предписывались воскурения: чаще всего жгли семена черной белены. Пациент склонялся над жаровней и вдыхал испарения, содержавшие алкалоид гиосциамин, действительно способный облегчить боль. Другой метод состоял в том, чтобы поднести к больному зубу горящую свечку и ждать пока зубной червь, спасаясь от жара, выберется из своего убежища.
Хотя средневековая «стоматология» редко прибегала к оперативному вмешательству (не считая, конечно, самой его радикальной формы – изъятия больного зуба), кое-какие методы все-таки были известны и практиковались. Французский хирург Ги де Шолиак в XIV в. упоминал о том, что для уничтожения инфекции в кариозную полость (так ее, правда, тогда не называли) нужно как можно глубже вставить раскаленную иглу. Этот метод мог работать, поскольку убивал в зубе нерв.
В принципе средневековая медицина даже имела некое представление о протезировании, но трудно сказать, насколько широко и сколь успешно оно практиковалась. Тот же Ги де Шолиак рекомендовал, если зуб расшатается, прикрепить его к здоровому соседу с помощью золотой нити, а если он совсем выпадет, то заменить его – чужим зубом или «протезом», выточенным из коровьей кости.
Широко известен тот факт, что на территории российского государства в XV и XVI века обычные люди избавлялись от неприятного запаха во рту с помощью чеснока, лука и чабреца (а также ими же лечили воспаление десен). По воспоминаниям современников, помогало, видимо, не очень. Но мы можем гордиться тем, что у нас был свой аналог прогрессивной зубной щетки-зубная метелка, по-моему (если обратиться к Европе тех времен, то они от зубной щетки поначалу вовсе отказались. Господин Михаил Задорнов на основании этого, скорее всего, бы подвел к краткому итогу:"Ну тупыыые":D
Но этого говорить уж точно не стоит, ибо... первая зубная щетка наподобие современных, из свиной щетины, появилась в Китае уже в 1497.
Следующей остановкой будет Лейпциг 20-х годков XVI века, в котором была создана и опубликована первая книга, полностью посвященная стоматологии. В ней описались сравнения зубного камня с ржавчиной и ее воздействием на железо, а также советовали прочищать зубки водой с солью.
В эпоху раннего средневековья Павел Эгинский апеллировал ко всем следить за гигиеной полости рта и поэтому предложил удалять зубные камни при помощи долота, хех.
В Средние века во Франции врачеватели настаивали на чистке зубов смесью меда, жженой соли и небольшого количества уксуса.
Где-то в столетии известный в те времена доктор Амбруаз Паре, также декламируя о полезности гигиены полости рта, советовал прополоскать рот спиртом или слабым раствором азотной кислоты. Веселый был мужик, наверное