Как немцы приучают автомобилистов к порядку дорогах.
Едва ли не самый известный факт о Германии — на немецких автобанах нет ограничений скорости. На самом деле это не совсем так. В последнее время безлимитных автобанов в Германии становится все меньше. Кроме того, полиция следит за другими нарушениями.
Герр штраф
Например, полицейские штрафуют за несоблюдение дистанции. Если водитель едет с дистанцией до впередиидущего автомобиля меньшей, чем половина его скорости — штраф. Если водитель обгоняет другого водителя справа — штраф. Если водитель, который спровоцировал водителя позади на обгон справа действительно ехал слишком медленно, оштрафуют обоих. Левая полоса на автобане предназначена только для обгона. Ехать по ней постоянно, как любят у нас, нельзя. При этом медленному водителю, едущему в левом ряду, разрешается посигналить или поморгать фарами, чтобы он подвинулся и уступил дорогу. Однако слишком навязчивое моргание фарами трактуется полицейскими как принуждение и карается штрафом в 375 евро и лишением прав на 3 месяца.
Это не все. В местах развязок, тоннелей, ремонтов и мостов есть ограничения скорости, и за ними следят. Не успел оттормозиться — твои проблемы. Ограничения скорости на автобанах также появляются при плохих погодных условиях и ночью на некоторых участках. Несмотря на отсутствие ограничений максимальной скорости, на автобанах есть рекомендуемая скорость — 130 км/ч. Если превышение этой скорости приведет к аварии, вас оштрафуют.
Идиотен-тест
Если водителя поймают пьяным за рулем или авария произойдет, потому что водитель был пьян, то водителю помимо штрафа пришлют уведомление о лишении прав и том, что чтобы их получить, нужно сдать идиотен-тест. Ещё на идиотен-тест направят за три одинаковых нарушения.
Например, превысили вы скорость на 20 км/ч — придет штраф, превысили ещё раз — придет еще один штраф, превысили третий раз — придет штраф, а вместе с ним уведомление о лишении прав и направление на идиотен-тест. Правительство считает, что в первый раз могла произойти случайность. Второй раз — это повод задуматься и не нарушать больше. Ну а раз человек не понял, значит, он — идиот.
Идиотен-тест — это самое неприятное, что может случиться с водителем, потому что, чтобы его сдать, нужно 40 часов отзаниматься с психологами. Психологи долго и нудно читают лекции о том, как нужно водить автомобиль, вести себя за рулем и относиться к другим участникам движения. Каждое занятие стоит 100 евро и после каждого занятия тебе ставят штампик в направлении на тест. Когда есть все 40 штампиков, можно сдавать. Немцы боятся идиотен-теста как огня. И не просто так, надо сказать.
Вопросы примерно такие.
«Представьте себе, что вы стоите выпивший на улице, а рядом у женщины начались предродовые схватки. Если вы ей не поможете, то она может умереть. Ваши действия?»
Сяду за руль и спасу женщину
Остановлю такси
Вызову скорую помощь
Что бы вы ни выбрали, ответ будет неправильный. А правильный ответ должен звучать примерно так: «Я даже представить себе не могу такую ситуацию, ведь я же не пью».
Закон не запрещает сдавать идиотен-тест без посещения занятий у психолога, но, как показывает практика, шансы сдать его в этом случае нулевые. Как показывают истории (а их даже в русском интернете достаточно), тот, кто пережил идиотен-тест, не сядет за руль после стакана пива даже под дулом пистолета.
Вот так работает немецкая воспитательная машина.
1. Экономичные модели
Немецкая бережливость сказывается и на приобретении автомобилей. Они выбирают более экономичные дизельные модели с расходом топлива не выше 7 л. на 100 км. При этом самые аккуратные водители в мире с минимальным уровнем аварий обожают скорость, поэтому машины со слабым мотором они даже не рассматривают. Ведь на любой дороге они должны выжимать из своего транспортного средства весь разрешенный максимум. Но даже это еще не все.
С таким трудом выбранная машина, в меру быстрая, в меру экономная, обязательно экологическая, станет настоящим членом семьи, с которым не расстанутся, пока его не пора будет сдавать « в дом престарелых».
2. Штрафы за эмоции
В Германии не любят и не понимают эмоциональных водителей, поэтому беспощадно штрафуют их за несдержанность. Правила дорожного движения содержат целый перечень запрещенных слов и действий и размер штрафных санкций за каждое из них. Причем сюда относят как показанный средний палец или характерный жест с согнутой в локте рукой, так и вроде бы безобидную детскую шалость в виде высунутого языка.
Легкие эмоциональные выходки оцениваются в среднем не менее 200 евро, кручение пальцем у виска уже будет стоить водителю 750 евро, а действительно неприличные жесты или словесные оскорбления уже караются несколькими тысячами. Размер максимального штрафа, по последним данным – 4000 евро.
Но все это в том случае, если вина зафиксирована и доказана. А вот для этого надо постараться. В ситуации, когда другой водитель показал что-то неподобающее, можно достать телефон и сделать вид, что фотографируете его. При этом дополнительно грубияна можно раззадорить, чтобы он наверняка повторил свой жест.
Испуг на лице водителя уже послужит наградой обиженному соседу по дорожному движению.
Однако и здесь есть свое «но». Пользоваться телефоном за рулем нельзя, поэтому обидчик в ответ может заснять водителя в процессе движения с гаджетом в руках. Чтобы избежать двусмысленного положения, обиженной стороне следует привлечь к плану мести своего пассажира или отпустить проблему, если водитель в машине один. Потому что не известно, какой из штрафов окажется больше и кто в итоге выиграет.
3. «Тормозам» не место на немецких дорогах!
Не важно, новичок за рулем, опытный водитель или хрупкая барышня, немецкие автомобилисты не выносят медлительности и нерасторопности. Здесь нужно быстро перестраиваться, быстро набирать скорость после светофора, быстро поворачивать, ни в коей мере не дожидаясь раздражительного гудка позади себя.
К скорости, как уже было сказано, в Германии особо трепетное отношение. Немецкий водитель будет ехать ровно столько, сколько разрешает знак. Если допустимая скорость указана в 50, а впереди кто-то «тащится» 45, ему истерически будут сигналить в спину, пока он не исправится. Об этом дорожном законе рассказывают даже в немецких автошколах: ехать медленнее разрешенного – нельзя.
4. Уступаем слева
Левая полоса дороги, а тем более автобана предназначена для «шумахеров». Поэтому всегда необходимо внимательно следить за зеркалами и мгновенно уступать полосу, еще до того, как фары лихача упрутся в багажник. Такой ситуации, как в России, когда посередине дороги неторопливо движущийся груженый дачник будет игнорировать моргание фарами сзади, в Германии не может быть по определению.
Даже если водитель едет с максимально разрешенной скоростью, а сзади стремительно нагоняет спорткар, пусть даже нарушающий скоростной режим, водитель все равно обязан уважительно и смиренно уступить ему законную левую полосу.
5. Быстрое движение по автобану
Еще одно страшнейшее нарушение в глазах немецких автомобилистов – торможение на автобане. И не важно, какие причины, какие маневры вынудили водителя даже слегка притормозить, это влечет за собой цепную реакцию и вызывает бурю негодования. Поэтому на дороге очень важно не отвлекаться, не беседовать с пассажиром, не разговаривать по телефону, а внимательно следить за движением, не выбиваясь из общего строя.
Если кто-то не уверен в своих силах или отвлекает маленький ребенок рядом, или машина не выжмет полный максимум, лучше сразу прибиться к правому ряду и никого больше не нервировать.
7. Дерзкие пешеходы
Самое страшное оружие на дорогах для немецких автомобилистов — пешеходы. Они не просто не осторожны, а даже дерзки в плане перехода улиц. Особенно это касается детей и тех самых пенсионеров.
При этом, что бы ни произошло на дороге, по немецким правилам в любом случае виноватым окажется автомобилист. Так что в населенных пунктах водители аккуратны безмерно, ведь даже визг тормозов может быть расценен как нарушение, несоблюдение скоростного режима и вообще покушение на убийство. И не имеет значения, выскочил ли ребенок за укатившимся мячом, вывернул ли внезапно пешеход из-за припаркованной машины, автомобилист должен быть готов ко всему и реагировать мгновенно. Без стеснения можно попросить о содействии пассажира, чтобы в четыре глаза следить за перемещениями пешеходов.
Кстати, даже если пешеход образовался не на своем переходе и идет нога за ногу, уставившись в свой смартфон, в Германии ему нельзя даже посигналить. Водителю стоит просто остановиться и терпеливо дождаться конца его шествия, а про себя надеяться, чтобы его оштрафовали за переход в неположенном месте.
6. Осторожность пожилых водителей
Так как продолжительность жизни в Германии чрезвычайно высока, а законодательно возраст автомобилистов никак не ограничивается, на трассах часто можно увидеть за рулем 80-90-летних «одуванчиков». Они уже не очень хорошо видят, еще хуже слышат, реакция оставляет желать лучшего, поэтому и на дороге они ведут себя сообразно своему возрасту.
Однако автоинспекция в Гессене провела годовую статистику и удивилась результатам. Да, аварий, произошедших по неосторожности пожилых людей, очень много — больше тысячи среди людей старше 75 лет и поровну, по 600 эпизодов, среди стариков в возрасте 70-74 и 65-69 лет. Но речь идет лишь о дорожных столкновениях, вылетах в кювет, сбивании дорожных столбиков и знаков. Из них 95% столкновения происходит на обочинах или перекрестках, где водители лишаются хорошего кругового обзора.
А вот происшествий с летальным исходом или с повреждениями разной степени тяжести больше совершают молодые люди 18-24 лет.
Объяснением тому может служить большая опытность возрастных водителей и умение спрогнозировать дорожную ситуацию.
Большинство немцев по выходу на пенсию переезжают жить за город, где единственным средством передвижения является личный автомобиль. Таким образом, правительство просто не имеет право запретить пожилым людям водить автомобиль, не предложив им альтернативный способ перемещения. Пока они лишь рекомендуют внимательнее относиться к своему состоянию, не садиться за руль в плохом самочувствии, регулярно проходить обследования окулистов и, по возможности, не ездить в темное время суток, когда обзор существенно снижается.
8. Не спать у светофора!
Светофоры – отдельный пунктик в менталитете немецкого автомобилиста. С одной стороны, сказывается пресловутая нетерпимость к промедлению. С другой, настройки светофоров дают достаточно долго гореть желтому свету, во время которого водитель обязан подготовиться к стремительному старту. Даже если от момента загорания зеленого света водитель замешкается хотя бы на долю секунды, он уже услышит бодрые гудки у себя за спиной. Не агрессивные, но намекающие: «Не спи!»
Снисхождение может быть оказано лишь ученикам на машине автошколы, пожилому водителю или женщине, замедленная реакция которых будет воспринята снисходительно, а звук клаксона лишь вызовет еще большее замешательство.
9. Осторожно — такси!
Зато таксисты Германии – словно родные братья российским. Они ездят по своим законам и игнорируют общепринятые правила водительского этикета. Они с легкостью подрежут, внезапно перестроятся через несколько полос и ни за что не пропустят впереди себя. Оправдывает такое поведение лишь тот факт, что практически все немецкие таксисты – иностранцы.
10. Любовь к японским машинам
Еще один пункт, роднящий немцев с россиянами – недоверие к отечественному автопрому. Ежегодно проводимые рейтинги наглядно показывают, что столь горячо восхваляемый немецкий автопром сами соотечественники считают недостаточно качественным. Они предпочитают водить хорошие японские автомобили с отличным уровнем сервиса, среди которых лидирует Lexus. Серебро досталось Subaru, а бронза – европейцу Jaguar. Из немецких представителей в первую десятку попали лишь Porsche и BMW, на пятое и десятое места соответственно.
Аналитики Германии находят такому пренебрежению единственное объяснение – немецкие водители предъявляют своим автомобилям настолько высокие требования, что удовлетворить их практически нереально.