Продать подержанный автомобиль отныне станет крайне сложно. Вся его история, в том числе о произошедших авариях, попадет в электронный паспорт транспортного средства. Оформление таких документов в тестовом режиме началось. Как ожидается, система заработает в штатном режиме с декабря. Электронный паспорт автомобиля представляет собой документ, в котором будет закреплена его полная история с момента приобретения.
Там зафиксируют не только его технические характеристики, но и все происшествия, которые случатся с машиной за время ее эксплуатации — например, ДТП. В итоге у каждого авто появится официальная история — либо «хорошая», либо «плохая».
По словам экономического аналитика Артема Ермолаева, к работе с новой системой подключатся представители банковского сектора. «Сегодня банки вынуждены прибегать к собственным механизмам проверки чистоты истории автомобилей при выдаче автокредитов. В частности, необходимо проверить, есть ли обременение или же нет. Новая система предусматривает активное сотрудничество с реестром залогов движимого имущества», — пояснил эксперт.
Электронный паспорт позволит отследить и то, насколько регулярно автомобилист обслуживал свою машину, как часто проходил технический осмотр и какие замечания в ходе процедуры получал, указал глава одного их техцентров Андрей Царев. По его словам, автовладельцам будет гораздо тяжелее утаить ту или иную информацию. Все данные будут автоматически заноситься в цифровой документ.
Между тем представитель одной из компаний, занимающейся выкупом подержанных автомобилей (он попросил не называть его имя), пояснил, что россияне начнут прибегать к различным уловкам, чтобы скрыть часть данных.
«Можно предположить, что сейчас люди начнут активно „скручивать“ пробеги. Те, кто много ездит, пойдут на это по целому ряду причин: во-первых, чтобы не проходить часто технические осмотры, во-вторых, чтобы к моменту продажи авто на его одометре было не 300 тысяч километров, а, например, всего 150», — сказал собеседник агентства.
Он не исключил, что многие, в случае небольших ДТП, не будут вызывать ГИБДД или оформлять его по системе «европротокола»: «Начнут договариваться на месте и разъезжаться. Мало кому захочется „светить“ машину в электронной базе. Когда придет время продавать, покупатель увидит, что автомобиль побывал в аварии. Трудно будет объяснить, что разбит лишь бампер, люди традиционно шарахаются от „битых“ машин». Он также не исключил, что появление электронной системы обернется очередным всплеском коррупции: «Начнут платить деньги за исключение из истории плохой информации. Например, если машина была затоплена или пережила сильное ДТП, то желающих купить ее по рыночной цене будет не слишком много. Но если из базы убрать это „пятно“, то все становится гораздо лучше»