В последнее время чиновники много говорят о том, что Комсомольск может стать «Городом будущего» с «умными домами», снующими между ними дронами и инженерными кластерами, где будут вестись самые современные технологические разработки. А 12 июня Комсомольск отметил свой 86-й день рождения. Мы изучили его историю и выяснили, какие места и вещи сами жители города считают его неофициальными символами.
Дом со Шпилем
Здание, отдалённо напоминающее московскую гостиницу «Пекин» и схожие проекты в Омске или Дзержинске, считается визитной карточкой города. Дом со шпилем стоит на площади Ленина, которая должна была, по замыслу градостроителей, стать центром композиции «Восход Солнца». Если посмотреть на карту города, то площадь — это восходящее светило, а в стороны расходятся лучи-улицы. Хотя замысел архитекторов и не реализовался до конца, но расположение дорог и домов сделали своё дело: этот район города самый оживлённый.
Дом достроили и заселили в 1956 году, к 39-й годовщине Октябрьской революции. Квартиры в этой пятиэтажной «высотке» полагались работникам завода «Амурсталь» (ныне «Амурметалл»), поэтому фасад здания венчает надпись: «Труд в СССР — дело чести, доблести и геройства».
Мост через Амур
Амур входит в десятку самых длинных рек в мире, однако до 1975 года через него был перекинут только один мост — в Хабаровске. Именно его изображение украшает купюру в пять тысяч рублей.
В Комсомольске поиски места для моста начались ещё в 1932 году, то есть одновременно со строительством самого города, но ещё долгое время переправу с одного берега на другой осуществляли паромы.
Мост выполняет функцию главных ворот города, и хорошо охраняется: КПП с вооружёнными дежурными, ряды колючей проволоки, доты и вышки с часовыми. Это стратегический объект, важная часть БАМа, поэтому пешеходное движение по нему запрещено, а попытка остановиться и сделать пару фотографий из автомобиля чревата неприятностями: по рассказам очевидцев, охрана сразу тянется к оружию.
Памятник первостроителям
Мифы и легенды советского Комсомольска начинаются с первостроителей. Поэтому место, куда причалили их корабли «Колумб» и «Комитерн», увековечено памятным камнем. В километре от него можно увидеть и другой монумент — скульптурную композицию из пятерых бронзовых комсомольцев, возведённую в честь 50-летнего юбилея города.
Суровые юноши должны были напоминать современникам и потомкам о подвижниках, уехавших в далёкую тайгу возводить город будущего. Но, как это часто бывает, народный фольклор сбил пафос: из-за того, что строители вооружены кирками и лопатами, памятник прозвали «За червями».
Самолёты
Строительство авиационного завода началось через два года после основания города, а первый самолёт выпустили в 1936 году. С тех пор завод, впоследствии названный в честь Гагарина (кстати, Юрий Алексеевич в 1967 году посетил Комсомольск и немедленно был занесён в список почётных граждан), стал одним из основных предприятий города, а самолёты, проходящие испытания, заполнили его воздушное пространство. Современные истребители, распугивающие ворон в небе над Комсомольском, местных жителей давно не удивляют: в окрестностях завода задрать голову и увидеть «сушку», выписывающую «бочку», — обычное дело. Также на заводе строят знаменитый Sukhoi Superjet 100, и в цеха, как говорят, даже можно попасть на экскурсию.
Подлодки
История Комсомольска-на-Амуре начинается даже не с первостроителей, но с поиска нового места под крупный судостроительный завод, который должен был обеспечить СССР подлодками и кораблями разного назначения.
Первая подводная лодка была спущена на воду ещё в 1936 году, а за всё время существования завода было произведено почти сто боевых машин. Субмарины занимают особое место в мифологии Комсомольска: в разное время ходили байки о том, что атомные подлодки помогают отапливать город или снабжают его электричеством. Впрочем, работники местных ТЭЦ, когда их слышат, только крутят пальцем у виска.