Актер и рок-музыкант Пётр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в семье московских интеллигентов на Большом Каретном. Отец был инженером, специалистом по доменным печам, мама – переводчица скандинавских языков.
Детство Петя провёл в Большом Каретном переулке, дом 17, в том же дворе, где взрослел Владимир Высоцкий. "Я рос на Большом Каретном, и у нас было принято в начале 1960-х - выходили во двор ребята лет по 20 вечером, стояли, курили – и разговор часа на два. И вот в том числе, наверное, Высоцкий там стоял, он как раз в те годы там жил", - вспоминает Пётр Николаевич
Яркие артистические способности проявились еще в детском возрасте. Правда далеко не все разглядели в нем творческую личность, скорее, наоборот, считали бунтарем и хулиганом – мальчик был отчислен из двух средних школ за то, что постоянно «устраивал цирк». В частности, из 187-й школы ему пришлось уйти после взрыва, организованного рядом с кабинетом химии.
Он был в числе первых московских хиппи, хотя относился к идеалам этой субкультуры со скептицизмом, часто конфликтовал с ними и дрался. Во время одной из драк, случившейся в саду «Эрмитаж», на него напали с заточенным напильником и ударом в область сердца пробили грудную клетку — врачам, несмотря на сильное кровотечение, удалось спасти Мамонова, после нескольких хирургических операций он всё-таки вышел из комы — с тех пор на груди остался характерный шрам. Подростком он одевался как стиляга, но этой моды было недостаточно для проявления врождённой экспрессии, поэтому часто Пётр прибегал к нестандартным средствам, например, ходил по улице с ручкой от унитаза вместо серьги
Гиперактивность и стремление к эпатажу заставляли его совершать необычные поступки, так, гуляя по парку, он иногда разбегался и делал вид, что на полном ходу врезается в стену, а потом лежал и смотрел, как вокруг него скапливаются люди. Чтобы избежать армии, притворялся сумасшедшим — проходил обследование в психиатрической лечебнице и был признан негодным к службе. Там же, в больнице, подружился с будущим всероссийски известным рок-журналистом, Артёмом Троицким, который потом сыграет в его карьере немаловажную роль
В середине 1960-х вместе со сверстниками собрал дворовый ансамбль "Экспресс", исполнявший сильно искажённые хиты The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin и выступал на школьных вечеринках. С юных лет писал стихи, устраивал спектакли. К тому же прекрасно танцевал твист и рок-н-ролл. Его лучший друг Александр Липницкий говорил по этому поводу, что в плане танцевального мастерства Мамонову не было равных во всём городе
Довольно рано он получил доступ к редким пластинкам западных музыкантов — отчим Липницкого, большой меломан Виктор Суходрев, работал переводчиком у Л.И. Брежнева и благодаря этой должности имел возможность привозить из-за границы много разных записей. Если большинство деятелей советского рока выросли на британцах «Битлз», то Мамонову больше нравились представители «чёрной» Америки: Майлс Дейвис, Чабби Чекер, Рэй Чарльз, Айк Тёрнер и др. Как отмечал его биограф Сергей Гурьев, эта негритянская музыка «заложила магический фундамент для последующего проявления животной, буреломной русской дикости», которая затем проявилась в творчестве рок-музыканта
В 1979 году Пётр окончил Московский полиграфический техникум. Затем в 1979-1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института, но продержался там только до третьего курса. Несмотря на большую любовь к музыке, Мамонов надолго отошёл от музыкальной деятельности. В течение 10 лет он успел сменить множество профессий: работал наборщиком в типографии "Красный пролетарий", корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». Как вспоминал коллега по журналу Андрей Максимов: «Пётр писал статьи о тимуровцах и пионерских слётах. Он был очень добрый, щедрый. Зарабатывал — и тут же все прогуливал»
Потом устраивался банщиком-массажистом, лифтёром, грузчиком в продуктовом магазине, кочегаром в котельной на теплоэлектроцентрали, а также переводчиком английской (Джон Клэр, Роберт Бриджес), датской, норвежской и шведской поэзии для публикации в поэтических антологиях (эту специальность он унаследовал от матери)
В силу своего экспрессивного характера Мамонов ни на одном месте долго не задерживался, а проблемы с алкоголем и постоянные финансовые трудности провоцировали депрессивное настроение. Известно, что где-то в середине 1970-х годов он женился на некой девушке, о которой Пётр Николаевич предпочитает не рассказывать, у них родился сын, однако брак очень быстро распался
В 1979 году он так же некоторое время сожительствовал с преподавателем иностранных языков Ольгой Гороховой, но роман оказался недолгим, как она отмечала в своих мемуарах: «Петя сидел дома, часто надевал наушники и, с дурной мордой, слушал Weather Report. Мне тогда всё время снилось, что я от него убегаю, улетаю куда-то наверх, а он меня ловит и тянет вниз»
"Я эмоциональный человек, я с 13 лет начал пить - портвейн и все это прочее. Я в ужасе: на что я потратил собственную жизнь, на какую ерунду я истратил свою жизнь – на эти все песни, пьянки, гулянки, беготню постоянную по домам, флэтам. Мы же по улице Горького как: выходишь утром в 11 на "Пушку", до "Трубы" вниз – вверх, и так до 11-ти вечера. И всё было интересно, всё было весело, (всего) хватало. Друзей встретишь, там по 20 нааскаешь на портвейн... было модно, драться там... Бывает, ходишь похмельный, без копейки денег - что хорошего? Пить - это очень тяжело, большая воля нужна. Намного легче не пить. Пить - это очень мужская, строгая вещь", - откровенно и искренне рассказывает о своей жизни сам Петр Николаевич
Подавленный любовными неудачами, Мамонов поселился в коммунальной квартире в отдалённом районе Москвы Чертаново, по причине безработицы нередко голодал и даже временно бросил пить (!), но при этом активно писал стихи — всего в 1980 году сочинил около 70 песен. «Немножко грустноватые песни у меня выходили. Ну, такие. Что ж делать…» — вспоминал Пётр Николаевич те времена
Накопив достаточно материала, он пригласил в гости Троицкого, уже ставшего к тому времени известным критиком, и под гитару сыграл для него наиболее удачные свои вещи.
Воспоминания об этой встрече запечатлены в книге Троицкого «Рок в Союзе»: «Это было потрясающе смешно, сильно и необычно. Маниакально-напряжённые польки-роки на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемежку с молчанием».
Вдохновлённый похвалой, Мамонов решился создать собственную рок-группу. Сначала репетировали вдвоём с младшим братом — Алексеем Бортничуком, потом пригласил клавишника Павла Хотина, а также Липницкого на бас-гитару
Так в 1983 году появились «Звуки Му» – одна из самых ярких и экспериментальных групп в русском роке. Как придумалось такое название, сам Мамонов точно не знает: "Просто как-то удачно ляпнул".
Сначала группа выступала лишь на квартирных концертах, попутно знакомясь с другими московскими и ленинградскими подпольными группами. Мамонов близко подружился с участниками таких коллективов, как Центр, Браво, Аквариум, Зоопарк, Кино — они нередко давали совместные выступления, обменивались опытом и даже передавали друг другу отдельных музыкантов. Вести о коллективе с необычным вокалистом быстро расходились по городу, «квартирники», проходившие всё чаще и чаще, стали приносить неплохой доход. Звуки Му с их экстравагантным вокалистом – Петром Мамоновым – быстро приобретали известность у определенной категории слушателей. Личная жизнь Мамонова со временем тоже наладилась — в 1982 году он женился на танцовщице кордебалета Ольге, которая сразу же родила ему ещё одного сына (всего их в семье три)
Первое выступление перед большой аудиторией состоялось в 1984 году, в 300-местном актовом зале спецшколы №30, где Мамонов с Липницким когда-то учились, причём, кроме выпускников на концерт пришли видные деятели московского андерграунда. Троицкий в книге «Back in the USSR» так описал это действо: «Пётр оказался крайне буйным, эпилептическим шоуменом; представлял самого себя, но в немного гиперболизированном виде: смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горького пьяницы. Он становился в парадные позы и неожиданно падал, имитировал лунатизм и пускал пену изо рта, совершал недвусмысленные сексуальные движения и вдруг преображался в грустного и серьезного мужчину». Присутствовавший на концерте Сергей Рыженко назвал песни Мамонова «русскими народными галлюцинациями»
Почти всё лето члены группы провели в п. Николина Гора, на даче у Липницкого, ежедневно музицировали, экспериментировали с наркотиками и алкоголем, в оборудованной на чердаке студии делали первые пробные записи
Провозглашённый советским руководством «сухой закон» очень плохо сказывался на здоровье Мамонова, он регулярно употреблял всевозможные духи и одеколоны, а в марте 1985 года вообще оказался на грани смерти, выпив найденный в кладовке растворитель. В тот вечер они были вдвоём с младшим братом Липницкого Владимиром, при этом Мамонов всё-таки сумел выкарабкаться, а вот Владимир умер
Переломным моментом в творчестве группы стало выступление Звуков Му на фестивале московской рок-лаборатории в июне 1988 года, когда за кулисами ДК им. Горбунова к музыкантам подошёл их старый знакомый Василий Шумов и предложил им спродюсировать первый альбом, а также предоставить для этого всю необходимую аппаратуру. Будучи опытным звукорежиссёром, Шумов установил на студии жесткую дисциплину и заставил группу записаться всего за 20 дней. Дебютный альбом получил название "Простые вещи" и небольшим тиражом был выпущен на двух грампластинках
Одновременно в Лондоне вышел альбом под названием "Zvuki Mu". Его издателем стал английский продюсер Брайан Ино. Группу "накрыло" волной успеха. Музыканты отправились в тур по странам Европы, дважды гастролировали по США. Но по возвращении из гастролей музыканты, записав альбом под названием «Транснадежность», не сумели продемонстрировать такого же качества и разошлись. На родине коллектив издал почти 2 десятка пластинок
После того, как группа прекратила существование, началась самостоятельная творческая биография Петра Мамонова
В 1992 году Мамонов порадовал поклонников своим появлением в новой ипостаси – началась его театральная карьера. Он начал ставить спектакли, чаще всего – моноспектакли. На сцене Театра им. Константина Станиславского зрители увидели его постановки «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе», «Полковнику никто не пишет». Эти спектакли были представлены и на международных фестивалях в США и Европе
27 ноября 2003 года Петр Мамонов в последний раз сыграл спектакль "Шоколадный Пушкин" в "Клубе на Брестской" в рамках программы "Русский стиль", представляющей творческие вечера мэтров российского искусства. А уже в марте 2004 года состоялась премьера "Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева". Потом был спектакль "Балет", созданный Мамоновым, Творческим объединением "СВОИ" и арт-группой "Слепые".
В конце 2012 года Мамонов после долгого перерыва вернулся на театральную сцену с новым моноспектаклем "Дед Пётр и зайцы"
Внёс артист собственную лепту и в киноискусство. Ещё в конце 80-х Мамонов блестяще прошёл кинопробы на роль Антона Макаренко в фильме по «Педагогической поэме». Однако, к сожалению, картина была закрыта в 1991 году.
А впервые на киноэкране Пётр Николаевич появился в 1988 году. Тогда на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе вышел первый полнометражный фильм Рашида Нугманова "Игла" с Виктором Цоем в главной роли. Мамонов сыграл роль второстепенную, но, там не менее, запомнился зрителям
В 1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина "Такси блюз", рассказывающая о том, как жизнь свела двоих не схожих ни в чём людей - практичного работяги-таксиста (Пётр Зайченко) и безвольного, спившегося, известного в прошлом музыканта Селиверстова (Мамонов). Фильм был высоко оценен за рубежом. И даже получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале
Затем вышли ещё два фильма с участием Мамонова: драмы Рустама Хамдамова "Аnna Karamazoff" (с Жанной Моро в главной роли) и Никиты Тягунова "Нога" (по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, фильмы остались в стороне от широкого зрителя.
Такая же судьба ожидала и другие картины 90-х с участием Петра Николаевича: психологическая драма Янниса Типалдоса "Терра инкогнита" и фильм Сергея Сельянова "Время печали ещё не пришло" (ироническая исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл странника, нарушившего тридцать лет назад патриархальный покой интернациональной деревеньки)
В 1995 году артист ушёл от цивилизации и переселился в д. Ефаново Верейского района Подмосковья. Общественность приняла этот поступок как отшельничество, уход от мирской суеты. В то время 45-летний Мамонов потерял всяческий интерес к жизни. У него были хорошие родители, любимая жена, дети, работа, независимость, но вот смысла жизни он не видел. "Кайфы не помогли, я опивался и обкуривался, но пустота оставалась".
Двоюродный брат Петра, строитель, предложил взять участок в строящемся поселке. Сначала Мамонов отказался. А потом приехал, увидел эту красоту, эти сосны, речечку и сказал: "Вот я здесь и останусь".
Именно там к Мамонову пришла вера, которая помогла найти выход из жизненного тупика. "Стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят - или сколько там - лет жизни. А прапрадед мой был протоиреем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чём они там молятся", - рассказывает Петр Николаевич
С тех пор он занялся самосовершенствованием в православии, стал регулярно посещать местную церковь, исповедаться и молиться.
"Деревенские спрашивают: "Ты че, Петро, в церковь зачастил?", а я им: "Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?" – "Люблю". – "А я в церковь люблю ходить". Это было начало, а настоящая встреча с Богом произошла не так давно... Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил моё сердце любовью и обезоружил меня. Вера вдруг пришла – как обухом. Смысл появился: вечная жизнь и счастье всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай - это так, как каждый хочет. "Ящик" выбросил в окно. Читаю труды святых отцов, Библию, стараюсь жить по божьим законам. Тяжело. Бог нам деньги придумал по нашей немощи, чтобы мы делились ими. А мы что делаем? Он украл, и он украл. А этот – не успел. Не хватило. Сколько можно копить? Кому все это достанется? Может быть, нам совсем немного осталось? Над собой работай, злобу уменьшай"
Там же, в деревне, Мамонов создает один из наиболее сложных для восприятия своих альбомов под названием "Жизнь амфибий как она есть".
Кстати, чтобы сняться в фильме "Остров", Мамонов испросил разрешения у своего духовного отца. Приступил к работе лишь после благословения.
В 2005 году молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Мамонова в свою картину "Пыль". Фильм был снят на цифровую камеру, практически без бюджета, Мамонов был единственным актером-профессионалом
А в 2006 году триумфально продолжилось сотрудничество Мамонова и режиссера Лунгина – в драме "Остров", где актёр сыграл главную роль - старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства. Фильм получил 6 премий "Золотой орел", 6 премий "Ника", приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере (Франция). Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше $ 2 млн.! Рейтинги фильма оказались заоблачными.
Лента открывала "Кинотавр-2006" и фестиваль духовного кино в Риме, закрывала Венецианский кинофестиваль, а в России впервые была показана 27 июня 2006 года - в рамках внеконкурсной программы XХVIII Московского международного кинофестиваля. В зале не было ни одного свободного места, во время сеанса стояла напряженная тишина, а по его окончании публика 10 минут стоя аплодировала Лунгину и Мамонову - настолько сильным оказалось впечатление от картины
Павел Лунгин: "Это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно - быть человеком. И как необходимо им быть". Также Лунгин отмечал, что "Остров" в чем-то продолжает "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и "Цареубийцу"Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращён к отдельному человеку, нежели к обществу в целом
"Остров" снимали в Карелии, в г. Кемь, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Лунгин отмечал: «Аудитория фильма - это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин"
"Самое ценное в этом кино – то, что фильм достаточно робкий, что никаких там нет лозунгов, что никто ни на чём не настаивает. Мы робко притронулись к очень важной теме. "Остров" - очень удачная работа, я её не стыжусь. Я сделал всё, что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал... Посмотрел его девять раз, и он мне всё больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьёзе. Это не культурная революция, типа «фильм про православную веру». Просто о людях, выбравших такой путь"- признаётся Пётр Николаевич
Мамонов был дружен с Лунгиным с самого детства. Режиссёр признается, что без Мамонова не было бы этой картины.
Неудивительно, что в свой следующий фильм "Царь" об Иване Грозном Лунгин снова пригласил именно Мамонова. Режиссёр говорил, что Мамонов - это особое явление в этой жизни. "Он не драматический актер. Но он может быть и актёром, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым"
Картина Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного стала сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма - духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа - единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову
В своих интервью Лунгин предупреждал: "Царь" - это не кинцо, над ним надо думать. Он о том, что власть в России пытается быть Богом. А власть не Бог. И Бог над властью. И власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему".
В последующие годы Мамонов снимался в фильмах "Игла-Ремикс" (2010) Рашида Нугманова, "Шапито-шоу" (2011) Сергея Лобана, "Иерей-Сан: исповедь самурая" (2015) Егора Баранова и Ивана Охлобыстина, сериале "Пепел" (2010) Вадима Перельмана
В 2008 году Мамонов вновь увлекся поэзией – выпустил несколько сборников стихов, которые были довольно тепло встречены публикой
"Я вот стишки короткие пишу, - говорит Пётр Николаевич. Например, "Мудрец":
«Всё вниз меня швыряет,
понять я не могу,
глазёнки закрываю
и в ужасе бегу».
Вроде шуточки – хи-хи, ха-ха. А Святые Отцы пишут, что когда ты начинаешь на кого-то гневаться, раздражаться, то нужно бежать, сломя голову, от источника гнева. Поэтому - "глазёнки закрываю и в ужасе бегу". - Вот такая философия
Актер и музыкант убежден, что семья – это малая церковь. В ней муж должен быть священником, жена – диаконом, а дети народом божьим. В семейной жизни не должно быть упреков – ведь конфликты уменьшают любовь. Петр Мамонов не раз рассуждал в интервью о религии и о смысле жизни.
Личная жизнь Петра Мамонова – это его жена Ольга. Она является менеджером музыканта уже многие годы. У супругов трое сыновей. Не так давно появились внуки. Творческую профессию кинорежиссера выбрал младший сын – Иван. Вместе с отцом Иван работал в роли режиссера и оператора над картиной «Шапито-шоу».
Впервые он женился еще в середине 70-х годов. Семейная жизнь была скоротечной. Его избранницей стала девушка, имя которой сам актёр никогда не раскрывал. Известно только то, что в этом браке у Мамонова родился сын
Пётр Мамонов награжден кинематографическими премиями "Ника", "Золотой орёл", "Белый слон" (все - 2006), дипломом "За лучшую главную мужскую роль" МКФ славянских и православных народов "Золотой Витязь" (2007), премией "Своя колея" им. В.С. Высоцкого (2006)
Сегодня Петр Мамонов продолжает привлекать поклонников собственным музыкальным творчеством. Рок-музыкант дает концерты со старыми и новыми песнями, регулярно появляется в телепередачах, где дает интервью как на личные, так и на философские и религиозные темы
Студийные альбомы группы «Звуки Му»
1988 — Простые вещи
1988 — Крым
1989 — Zvuki Mu
1991 — Транснадёжность
1995 — Грубый закат
1996 — Жизнь амфибий, как она есть
2000 — Шоколадный Пушкин
2002 — Электро Т
2003 — Мыши 2002
2003 — Зелёненький
2003 — Великое молчание вагона метро
2005 — Сказки братьев Гримм
Компиляции группы «Звуки Му»
1995 — Инструментальные вариации
1995 — Грубый закат. Dance Mix
1997 — Легенды русского рока (Звуки Му)
1999 — Шкура неубитого
2000 — Набрал хороших на один компакт
2002 — Шкура неубитого 2
Студийные альбомы группы «Мамонов и Алексей»
1992 — Мамонов и Алексей
Студийные альбомы проекта «Мамонов и Шумов»
1994 — Русские поют
Сольная дискография Петра Мамонова
1996 — П. Мамонов 84—87
2011 — Одно и тоже