Продолжая тему создания в СССР собственных боевых машин на базе трофейной техники, мы решили рассказать ещё об одной машине, которая создана на шасси немецкого танка Pz.Kpfw.III.
Машина, которая была выпущена в достаточно небольших количествах, но все-таки серийно. Увы, но в России таких машин в первозданном виде не сохранилось. В Москве, на Поклонной горе есть образец-гибрид. Настоящая ходовая и современная башня
Единственная такая машина, которую действительно произвели в годы Великой Отечественной войны и которая участвовала в боевых действиях, находится в виде памятника на постаменте в украинском городе Сарны. Машина была найдена на дне реки, поднята и стала памятником.
Итак, герой сегодняшнего рассказа — самоходная установка СУ-76и.
Машина, которую часто незаслуженно критикуют. Машина, которая по огневой мощи не уступала танку Т-34. Машина, которая смогла заменить на время доработки полностью советскую СУ-76. Всего 201 СУ-76и. Но это 201 герой и 201 героический экипаж
Начать следует не с истории создания, а с названия. Дело в том, что для большинства любителей советской техники существует две самоходки. СУ-76и и СУ-76(С-1). Есть и те, кто скажет, что была ещё одна САУ — СУ-76(T-III). Да, все эти машины были в РККА. Но, на самом деле это одна машина. Просто на разных стадиях разработки.
СУ-76(Т-III) — это всего лишь промежуточное обозначение машины, которое использовалось в начале разработки САУ. СУ-С-1, в других документах СУ-76(С-1) — это обозначение, под которым машина была принята на вооружение. СУ-76и — это название современное. Буква "и", кстати, обозначает "иностранная". Мы будем использовать современное обозначение САУ
В материале о САУ СГ-122 мы затронули тему дальнейших разработок КБ А. Н. Каштанова. Уже при разработке самоходной гаубицы для конструкторов стало понятно, что шасси танка Pz.Kpfw.III без серьезной доработки использовать для создания тяжелых САУ проблематично. Те же СГ-122 были явно перегружены впереди. Что создавало множество проблем экипажам.
Уже в 1942 году Каштанов вышел с предложением поставить на немецкое шасси 76,2-мм пушку ЗиС-3Ш. Именно такая пушка устанавливалась на СУ-76. В другом варианте предлагалось использовать Ф-22УСВ. Оба варианта были по-своему хороши и плохи. Орудия были достаточно хорошо скомпонованы и обладали хорошими огневыми свойствами. Однако существовал недостаток, который делал их использование проблематичным.
Крепление станка к полу при наводке орудия как по вертикали, так и по горизонтали, приводило к тому, что между броневым листом и корпусом рубки появлялись щели. Экипаж подвергался опасности быть пораженным не только снарядами, но и осколками и даже пулями стрелкового оружия.
Каштанов рассматривал и классическое решение — использование тумбы. Но в этом варианте боевое отделение уменьшалось, что приводило к уменьшению боекомплекта САУ. "Американский" вариант размещения одного из членов экипажа во время боевой работы вне машины даже не рассматривался
Лучшим решением была установка орудийной установки С-1, которую разработали в ЦАКБ на основе Ф-34. Орудие устанавливалось не внутри рубки, а на лобовом листе корпуса. Для этого на С-1 была специальная карданная рамка. Машина получала вид привычной самоходки. Да и установка С-1 для конструкторов не была проблемой.
1942 год для СУ-76 выдался сложным. Использование машин не по назначению привело к огромным потерям. Машина была предназначена для непосредственной поддержки пехоты. Согласитесь, трудно возразить командиру СУ-76 на фразу командира стрелкового подразделения вроде "у тебя броня и орудие, а у моих солдат из защиты только небо и земля". Вот и горели самоходки, выкатываясь на прямую наводку против танков.
Но особенно много нареканий и, чего греха таить, смертей, было от двух двигателей, которые периодически рассинхронизировались и выводили из строя не только силовую установку, но и шасси. Причем явление это было настолько частым, что командование РККА потребовало снять САУ с фронта и отправить на доработку
Вот тогда-то и появился заказ на разработку Каштанова! Начало 1943 года. Точнее, 3 февраля 1943 года, Народный комиссариат вооружения издал распоряжение о подготовке серийного производства штурмовой самоходной пушки на трофейной базе. Естественно, разработку новой САУ поручили КБ Каштанова.
К этому времени у А. Н. Каштанова уже было полноценное КБ в Свердловске. Да и два завода (№37 и №592), которые этим же распоряжением были подчинены КБ, существенно ускоряли работу. А времени, как всегда, не было совсем. Первый опытный образец нужен был уже 1 марта! Необходимо было переделать 200 единиц техники! Увы, но прототип был закончен только 6 марта. И в этот же день начались его испытания.
Часто возникает вопрос о калибре. Почему такие "перепады настроения" — от 122-мм гаубицы до 76-мм орудия? Ответ опять же в назначении машин и наличии орудий в РККА. СГ-122 показала, что крупнокалиберные орудия для данного шасси тяжеловаты. Да и не дело машины поддержки пехоты громить танки и укрепления. А для полевых орудий, дзотов и пулеметных гнезд 76 мм хватало.
Да и не было у нас более крупного, например, 85-мм, орудия. Д-5 только испытывалось. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что Каштанов предлагал сразу оснастить САУ именно этими орудиями. На что получил ответ (14 сентября 1943 года) с отказом. Проект предлагалось "заморозить" на время
Рассмотрим машину повнимательнее. Внешне СУ-76и очень похожа на СГ-122. Однако при более внимательном рассмотрении становится понятно, что переделки были все-таки значительные. Даже при том, что корпус практически сохранился в первозданном виде. Естественно, за исключением срезанных надстройки и башни. Поэтому повторяться не будем
Посмотрим на боевую рубку. Рубка собиралась из листов катаной броневой стали. Толщина листов была различной. Лоб — 35 мм, борта — 25 мм, корма и крыша — 15 мм. Причем верхний бронелист был цельнолитым и крепился к бортам болтами
Экипаж машины имел возможность обороняться от пехоты противника, используя специальные отверстия на лбу, в бортах и левой кормовой створке рубки. Отверстия для стрельбы из ППШ (входили в комплект самоходки) закрывались специальными броневыми заслонками. Также для стрельбы мог быть использован и верхний двухстворчатый люк. В обычное время этот люк использовался для посадки и высадки экипажа
Интересное решение найдено конструкторами и для увеличения обзорности экипажа. Не секрет, что этот момент являлся серьезным недостатком многих советских САУ.
Начнем с механика-водителя. В отличие от других боевых машин, механик СУ-76и смотрел не только вперед, но и по бокам. Смотровые люки располагались таким образом, что в лобовой триплекс водитель видел дорогу, в боковые то, что происходит на флангах. Более того, каждый триплекс был защищен от случайных пуль специальной броневой заслонкой.
Для экипажа в рубке тоже была возможность осматривать местность вокруг. Те самые отверстия для стрельбы из ППШ прекрасно выполняли роль щелей для осмотра местности. Кроме этого, была ещё и командирская панорама ПТК-5. В целом по этому показателю СУ-76и превосходил остальные САУ того периода.
Теперь вернемся к установке С-1. Конструкторы, рассматривая вариант ГАЗовского бронирования, остались недовольны сложностью именно этого элемента конструкции С-1. Итогом этого недовольства стала новая литая маска, позволяющая наводить орудие в пределах от -5 до +15 градусов по вертикали и +(-) 10 градусов по горизонтали. Тут просто нельзя пройти мимо сроков сдачи маски. Конструкторы завода №592 и УЗТМ разработали и представили маску за 5 (!) дней.
С прицельным оборудованием вопрос был решен примерно так же. Конструкторы приспособили для новой машины прицел ТМФД-7 от полевой пушки ЗиС-3.
Выбор орудия имел свои преимущества. СУ могла использовать практически весь спектр танковых снарядов калибра 76-мм. В номенклатуру боеприпасов СУ-76и входили унитарные выстрелы со стальной осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (ОФ-350, О-350А, Ф-354), бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП), кумулятивным снарядом (БП-353А), подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (БР-354П), пулевой шрапнелью (Ш-354, Ш-354Т и Ш-354Г) и картечью (Щ-350).
СУ имела внушительный боекомплект, позволяющий вести бой достаточно долгое время без дополнительного снабжения. 96 выстрелов для пушки – это весомо. Размещение боекомплекта было следующим: 48 выстрелов находились в правом заднем углу рубки на горизонтальном стеллаже, 38 – в вертикальных стойках вдоль левого борта и 10 – в вертикальной стойке вдоль правого борта.
Для защиты машины в комплект вооружения входили два пистолета-пулемета ППШ (боекомплект 994 патрона) и 25 гранат Ф-1 в подсумках. И это в дополнение к личному оружию экипажа, то есть пистолетам ТТ. Вполне достаточно для короткого боя на ближней дистанции.
Машина была принята на вооружение 20 марта 1943 года. И уже в начале мая первые СУ-76и были в войсках. С этого же времени заводы прекратили отправку в действующую армию СУ-76. Все машины возвращались на заводы для устранения выявленных недостатков.
Сборка самоходных орудий на немецком шасси продолжалась до ноября 1943 года включительно. В общей сложности успели собрать 201 СУ С-1. По месяцам они распределились следующим образом:
март – 1;
апрель – 25;
май – 15;
июнь – 20;
июль, август и сентябрь – по 26;
октябрь и ноябрь – по 31.
Причем в августе из 26 выпущенных СУ 20 были командирскими. Отличие от обычных машин в системе связи. Командирские машины оснащались более мощными радиостанциями
Как же воевали новые машины? Рассказ был бы неполным именно без боевых эпизодов применения этих СУ. Но начнем мы не с советских документов, а с немецких. Документ из архива управления "Иностранные армии — Восток" армейской разведки "Абвер". Донесение датировано 25 октября 1943 года. Отправитель — штаб 1-й танковой армии вермахта.
"В 177-м танковом полку 64-й механизированной бригады имеется четыре роты по 11 машин в каждой. Эти боевые машины имеют обозначение Sturmgeschütz (штурмовое орудие) 76mm. Они изготовлены на шасси немецкого танка Panzer III с двигателем Maybach. Новая рубка имеет толщину брони в лобовой части 3-4 см, на бортах — 1-1,5 см. Рубка открыта сверху. Орудие имеет углы горизонтальной наводки 15° в каждую сторону и вертикальной наводки ±7°".
Это как раз о СУ-76и. Не раз в немецких документах СУ-76и сравнивалась по эффективности с танком Т-34. Согласитесь, сравнение более чем почетное. Вообще, немудрено, так как по огневой мощи машины были равны, поскольку орудие было одно и то же.
Советские же документы того периода часто достаточно сложно рассматривать. Дело в том, что боевые машины не делились по наименованиям. СУ-76 могла быть любой. Главное — калибр орудия машины. Тем не менее, достоверные факты о частях, которые использовали именно СУ-76и, есть. Это три самоходных артиллерийских полка в составе 5-й гвардейской танковой армии — 1901-й, 1902-й и 1903-й. Известно также и место, где воевали эти машины. Юг России и север Украины.
Очень много споров вызывает участие этих самоходок в Курской битве. Увы, но достоверных фактов об этом найти не удалось. По крайней мере о сражении в районе Прохоровки. Как нет и ссылок на такое участие у других авторов. Скорее всего, советское командование учитывало слабое бронирование этих машин и не считало их реальными противниками для танков и ПТО немцев. Кстати, именно на это указывают и дальнейшие события. СУ использовались больше на флангах.
Так, 13-я армия Центрального фронта, которая обороняла рубеж в районе Понырей, первоначально просто не вводила имеющиеся 16 СУ-76и в бой. Даже в самые сложные для обороны дни. Эти машины были в резерве. Ровно до того момента, когда немцы прорвали оборону. Вот тут-то и появились СУ-76и на рубеже.
О конкретных боевых эпизодах рассказывать не будем. А вот итоги для самих СУ более чем тяжелые. Из 16 машин подбито ровно половина — 8 единиц. Из которых 3 машины сгорело.
Интересно почитать боевые донесения из уже упомянутого выше 1902-го сап. Полк прибыл в 5-ю гвардейскую 2 августа 1943 года. В составе полка было 15 СУ-76и. Первое боевое крещение полк принял только через 12 дней. Причина такой задержки заключалась в отсутствии автотранспорта для доставки боеприпасов и горючего. Однако уже 14 августа полк стал участвовать в боях.
Практически с 14 по 31 августа полк постоянно находился на передовой и участвовал в боях и стычках с противником. Серьезных боев было пять. В боях полк уничтожил два танка, девять орудий, 12 пулеметных гнезд и до 250 солдат противника.
20 августа немцы стали отходить. СУ-76и стали их преследовать. Вот тут-то и сказалось преимущество более легких СУ перед танками. Скорость самоходок была выше. В итоге шесть СУ-76и уничтожили еще три танка.
Однако ожесточенные бои, особенно с танками и САУ, выбивали самоходки с очень большой интенсивностью. Судя по сводкам, основные потери самоходки понесли в сентябре 1943 года. Именно тогда машины стали использовать по их прямому назначению — для поддержки пехоты. Машины придавались стрелковым полкам и батальонам в количествах 2-7 штук. И шли в атаку на насыщенную ПТС оборону немцев.
Как бы то ни было, но свой вклад в общую победу над врагом эти СУ сделали. Да, они воевали всего год. Но именно они дали время нашим инженерам и конструкторам ликвидировать недостатки СУ-76 и вооружить нашу армию хорошими машинами. Кстати, по количеству выпущенных единиц твердое второе место (после Т-34) занимает именно Су-76. Советской конструкции.
Эффективность этих самоходок была действительно велика. В одном из источников мы нашли такой интересный факт, за достоверность которого ручаться не можем, но... в одном из боев 1944 года нашими войсками была уничтожена немецкая самоходка. После осмотра она оказалась именно СУ-76и! Получается эта машина была двойным трофеем. В начале нашим, затем немецким. Чего только не бывает на войне..
Ну и традиционные ТТХ героини, СУ-76и образца 1943 года:
Масса: 22 500 кг.
Экипаж: 4 чел.
Размеры:
Длина: 6 900 мм.
Ширина: 2 910 мм.
Высота: 2 375 мм.
Клиренс: 350 мм.
Вооружение:
— 76,2-мм пушка С-1, боекомплект 96 снарядов.
— 2 пистолета-пулемета ППШ, боекомплект 994 (14 дисков).
— 25 гранат Ф-1.
Бронирование:
лоб корпуса: 30 мм.
лоб рубки: 35 мм.
борт корпуса: 30 мм.
борт рубки: 25 мм.
корма, крыша, днище: 15 мм.
Двигатель: Maybach HL120TRM, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 300 л.с.
Скорость: 50 кмч по шоссе.
Запас хода по шоссе: 180 км.
Преодоление препятствий:
Угол подъёма: 30°.
Высота стенки: 1,00 м.
Глубина брода: 1,00 м.
Ширина рва: 2,10 м