В Российском университете спецназа (РУС) в Гудермесе создали уникальные багги для бойцов российских спецподразделений
Сноровистые и быстрые «Чаборзы».
Корреспондент еженедельника «Звезда» протестировал сноровистые и быстрые «Чаборзы» (по-чеченски, - «медведеволк») на месте их изготовления.
«Святая простота»
Въедливо пытаюсь рассмотреть все клейма на узлах.
- Здесь почти все наше, российское, - заметив мой нездоровый интерес, говорит сопровождающий меня в ангар, где идет сборка новеньких автомобилей, руководитель производства багги «Чаборз» РУС Владимир Бурлаков. - На 95% он состоит из комплектующих российских производителей. Движок объемом 110 «лошадок», усилитель тормозов и рулевое управление с электроусилителем.
Тот еще хитрый «жук»
Багги (Buggy. - пер. с англ. «жучок») — небольшой легкий автомобиль высокой проходимости для езды по пересеченной местности. Впервые появились в 1950-е годы в США на основе Фольксваген Жук, что отразилось в наименовании. Первоначально создавались как спортивные модели, но позднее им было найдено применение и в армии. Так, например, американские подразделения используют их при патрулировании и ведении боевых действий в пустынной местности.
- Ничего не модифицировали? - уточняю я.
- Доработали стандартную вазовскую МКПП (Механическая коробка переключения передач. - прим. ред.), на задний ведущий мост наши конструкторы установили самоблокирующийся дифференциал. Благодаря своей «святой простоте», машина ремонтнопригодна во всех условиях. Кстати, это при разработке ставилось одной из главных задач, чтобы в любой воинской части багги могли отремонтировать с помощью стандартных слесарных инструментов и продолжить эксплуатацию.
«Чаборз М-3», который мы рассматриваем теперь с Бурлаковым, стал первым из семейства. И вопреки сложившейся традиции, первенец получился вполне удачным. Благодаря упрощенной конструкции (цельносварная рама со встроенным каркасом безопасности из бесшовной трубы) и отсутствию излишнего бронирования, он весит всего 750 кг. Малая нагрузка на грунт открывает для «трешки» простор для движения по любой труднопроходимой местности - будь то пустыня, болото, лес или горные склоны. У боевого багги - двухосное шасси с колесной формулой 4х2. В ходовой части интересно и другое решение: независимая подвеска всех четырех колес с наклонным расположением упругих элементов передней оси и вертикальным - на задней.
- Машину обкатывали не только у нас в РУС, но и в 46-й бригаде Росгвардии, - говорит руководитель производства. - Зампотехи - не нарадуются!
На сборке «Чаборз М-3».
ТТХ «Чаборз М-3»
Габаритные размеры (мм) - 3.100 х 1.900 х 1.460
Дорожный просвет - 350 мм
Масса полная (с боевой навеской) - 1.270 кг
Грузоподъемность - до 500 кг
Двигатель - 110 л.с., 1.600 см³
Трансмиссия - механическая
Максимальная скорость - свыше 130 км/ч
Температура эксплуатации - от -25° С до +50° С
Дополнительную проходимость по местности, поросшей кустарником и разнотравьем, создает хищная клиновидная форма передней части, расширяющаяся при переходе в кабину. Интересным стало решение по вынесению двигателя и части агрегатов трансмиссии повыше, в заднюю часть автомобиля, за спины водителя и сидящего справа от него пулеметчика с ПКМ. Поэтому на автомобиле можно форсировать водные просторы практически по грудь сидящим без дополнительной защиты движка.
Функциональна и крыша: она не только способна оградить от стихии и осколков, но и быть дополнительным отсеком для укладки необходимого груза. Еще один грузовой отсек - площадка над двигателем, рядом с местом гранатометчика с АГС-17 или АГС-30. Все предельно просто, разумно и практично.
Андрей Цицинов, Гудермес - Москва. Еженедельник «Звезда»